Но правительству придется показать реальный прогноз доходов
Некоторые депутаты предлагают увеличить расходы на оборону и безопасность в связи с событиями в США. Как Вы относитесь к такой идее?
- Расходы на оборону и безопасность и так довольно сильно выросли по сравнению с нынешним годом. Но если правительство внесет конкретные предложения, то их вполне можно рассмотреть. Пока же рано говорить о распределении денег на конретные цели и по статьям расходов. Это все-таки вопрос второго чтения. И без утверждения общих параметров бюджета обсуждение отдельных статей преждевременно. В целом необходимость финансирования борьбы с терроризмом не вызывает сомнений. Особенно если для этого будут предложено увеличение бюджетных доходов, прогноз которых пока кажется заниженным.
Что нового в нынешней бюджетной процедуре? Или она в основном идет по прошлогоднему сценарию?
- Новое есть. В прошлом году правительство настаивало на том, чтобы не изменять основные параметры бюджета. Правительство говорило депутатам: "не трогайте основные параметры, а потом мы напишем специальную статью в бюджет, где договоримся, как делить допдоходы. Уж дополнительные доходы, мы как-нибудь распределим, в том числе направим на то, что вы хотите, на отдельные статьи бюджета". Это была морковка, которая говорила депутатам - вы только основные параметры не трогайте. Я тогда уже (год назад) против этого выступал, потому что в бюджетном кодексе написана процедура: все сверхплановые доходы должны идти на погашение и сокращение внешнего долга. В принципе правительство в этом году пошло именно по этому пути. Они сказали, что все сверхплановые доходы будут направляться в финансовый резерв. Другими словами прошлогодней морковки, которой Минфин заманивал депутатов, ее в этом году нет.
На мой взгляд, это правильно. Нужно сделать основные показатели бюджета - доходы и расходы - реальными, и тогда бюджетная схема будет нормально действовать.
Как Вы относитесь к критике торговли в Думе вокруг голосования по бюджету?
- Я понимаю так, что президенту не нравится открытый лоббизм, часто совсем необоснованный. Мне он тоже не нравится. Но я за то, чтобы реально планировать бюджет. Поэтому мы обсуждаем с правительством все цифры, внимательно смотрим расчеты по налогам, которые сейчас уже очевидно показывают, что они (правительство) ошиблись. Надо сказать, что некоторые вещи они сами признают: там где-то двойной счет, где-то явно занижены цифры и т.д. Я оцениваю наше обсуждение с правительством не как торговлю, а как уточнения прогноза. Ведь по сути, что такое бюджет на следующий год? Это в первую очередь прогноз. Понятно, что правительство делает основной прогноз где-то в мае месяце. Сейчас уже идет сентябрь. Уже точнее видно, как этот год складывается. Так что я здесь никакой торговли не вижу. Ничего здесь зазорного нет.
Другое дело, что когда распределяются расходы, там действительно есть лоббизм. Естественно, что денег не хватает на очень многие статьи. С другой стороны, понятно, что правительство хочет сдержать рост непроцентных расходов, с тем, чтобы не допустить высокой инфляции. Это понятно и правильно. Нужен здесь разумный подход, я здесь не вижу никакой причины для беспокойства.
Я в принципе против того, чтобы правительство покупало голоса депутатов за обещание финансирования каких-то лоббистских проектов. Это именно то, что мы наблюдали в прошлом году. И я против этой торговли. Здесь я вполне согласен с президентом, что этого не должно быть в принципе.
Бюджет рассчитывается на основании экономического роста и инфляции. Каков ваш прогноз по росту и инфляции на нынешний и будущий год?
- В этом году рост в 6%, о котором сказал президент, это вполне реально. Что касается показателей инфляции по этому году, я думаю, что она будет в пределах 18%-20%. Следующий год, то, что планирует правительство 11 или 13%, мне кажется, как целевая установка это хорошо. Но не как реальный бюджетный показатель. Считаю прогноз инфляции на 2002 год в 11-13% заниженным по целому ряду причин. Во-первых, потому, что запланирован рост заработной платы, во-вторых, состоится рост тарифов естественных монополий. Удержать инфляцию в заявленных пределах будет очень трудно.
Какова вероятность отклонения бюджета в первом чтении и создания согласительной комиссии?
- Пока эта вероятность невелика. Но если правительство будет стоять на своем, создание согласительной комиссии может стать реальностью. В любом случае голосование по бюджету будет непростым.
В четверг министр финансов Кудрин собирается обсуждать проект бюджета с главами фракций. Будут ли переговоры иметь содержательные последствия или это больше ритуальное действие?
- Специалисты по бюджету из фракций работают в бюджетном комитете. Визит Кудрина во фракции это конечно политическое действие. А на заседание бюджетного комитета министр финансов собирается 17 сентября.
Есть ли у Минфина возможность изменить параметры бюджета, не теряя при этом лица?
- Думаю есть. Тем более процедура корректировки бюджета до голосования предусмотрена законодательно. Готов, например, поспорить, что прогноз ВВП в 10, 6 триллионов рублей на 2002 год является очевидно заниженным - он никак не будет меньше 11 триллионов рублей. Точно также занижена оценка ВВП на текущий год.
А может не стоит бороться с заниженными показателями бюджета и развязать руки исполнительной власти? Пусть она тратит деньги в соответствии с меняющейся обстановкой, а Дума пусть только утверждает бюджетный социальный минимум?
- Во всех странах мира используется механизмы для сдерживания исполнительной власти, которая часто может руководствоваться какими-то сиюминутными политическими целями. Для этого во всем мире существует парламентская процедура утверждения бюджета. Я считаю, что отказываться от нее было бы абсолютно неправильным. При всех недостатках парламентской системы, на мой взгляд, это вещь, которая является наиболее принципиальной. Не исполнительная власть, а народные избранники определяют то, как государственная казна должна расходоваться. Другой вопрос, что насколько законодательная власть доверяет исполнительной. Сейчас доверие намного выше, поэтому бюджетная процедура проходит намного более безболезненно, чем в предыдущие годы. Это очевидно. И здесь больше взаимопонимания большинства в парламенте и правительства. Это хорошо. Но однозначно просто отдать исполнительной власти возможность тратить государственные деньги, это неправильно абсолютно для демократического государства.
Исполнительная власть заинтересована, чтобы у нее больше была степень свободы. Это объективно, но неправильно.
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000
Сергеев Михаил
|