Вчера, согласно Бюджетному кодексу, который требует, чтобы не позднее 26 августа проект бюджета был пере-дан из правительства в Гос-думу, основной финансовый документ поступил в парла-мент. Депутаты приступят к рассмотрению бюджета только после окончания ка-никул 17 сентября. Но уже сейчас можно прогнозиро-вать, что обсуждение будет бурным.
Впервые в новейшей рос-сийской истории проект бюд-жета сверстан с профицитом.. Причем заметным - 126,5 млрд руб., или 1,19% ВВП. В наше время это по силам толь-ко таким странам, как США. Их профицит в прошлом году сос-тавил $200 млрд, что в абсо-лютных цифрах в три раза больше всего российского бюджета, но по доле в ВВП вполне сопоставимо.
Однако на этом приятные сравнения заканчиваются. На самом деле никакого профицита в бюджете - 2002 нет. За ба-ланс выведены 357 млрд руб. основной части госдолга, кото-рые лишь частично покрывают-ся профицитом. Да и профицит возникнет, только если нынеш-ние цены на российскую нефть сохранятся.
Вице-премьер и министр фи-нансов Алексей Кудрин уверен, что ничего необычного и тем более разрушительного для бюджета в придуманной им конфигурации нет. По его сло-вам, так принято во всем мире:
основная часть госдолгов выво-дится за скобки собственно бюджета. Главное - обслужи-вать госдолги и финансировать внутренние расходы. Разбирать-ся же с долгами можно по-раз-ному. Например, можно их реструктурировать. Можно переза-нимать деньги на их погаше-ние. К тому же основная часть долга, по мнению господина Кудрина, должна погашаться за счет особых источников дохо-дов, например, за счет привати-зации. Доходы от реализации госсобственности не должны просто так проедаться. Их нуж-но использовать на развитие, на худой конец - на расплату по долгам.
В проекте бюджета - 2002, надо признать, действительно заложены средства, которые должны дать возможность свести расходы с доходами. Помимо налогов и содержательно близких к ним плате-жей, в частности, экспортно-импортных пошлин, там пре-дусмотрены еще два источник ка доходов, которые, видимо, и пойдут на погашение основ-ной части госдолга. Во-первых, это приватизация. Предполага-ется продать госсобственности на 18 млрд руб. Во-вторых, это реализация всевозможных за-пасов Гохрана - золота, пла-тины и алмазов. Всего на сум-му 20 млрд руб. Правда, разра-ботчики бюджета даже не пы-таются объяснить, как именно они получат эти деньги. Прода-жу драгметаллов в больших масштабах всегда сопровожда-ет опасность обрушения рын-ков, а нежелание инвесторов покупать госсобственность по намеченным в бюджете ценам общеизвестно. В общем, вся надежда на новые внешние за-имствования.
По проекту бюджета-2002 за-нять предстоит сумму, близкую к $2 млрд: $1,19 млрд в виде евробондов и более $600 млн межправительственных креди-тов (в последнем случае полу-чаем не деньги, а оборудова-ние). Неплохая идея - чтобы выполнить пожелание прези-дента об уменьшении госдолга, берем новые кредиты. При этом заметим, что основную часть внутренних долгов (147 млрд руб.) погашать никто особенно не собирается. Их всегда можно реструктурировать. Борьба идет за погашение только внешней части долга в размере $2,8 млрд. Заметим также, что, если профицит окажется меньше ожидаемых 126,5 млрд руб. из-за падения цен на нефть, по-гашение госдолга станет еще более проблематичным.
В общем, все это не предве-щает проекту бюджета-2002 легкой жизни в Госдуме. Поло-жение усугубляется тем, что де-путатам ничего не оставили на закуску - им нечего перерас-пределять. Все дополнительные доходы правительство хочет направить на оплату внешних долгов. Депутатам же предлага-ется быть статистами в бюджет-ном спектакле. Но они с этим не согласны. Глава бюджетного ко-митета Александр Жуков уже заявил, что бюджет слишком стабильный. В устах депутата это означает приглашение к торгу.
КОНСТАНТИН СМИРНОВ Коммерсант 27.08.2001 г.
|