Вчера, согласно Бюджетному кодексу, который требует, чтобы не позднее 26 августа проект бюджета был передан из правительства в Госдуму, основной финансовый документ поступил в парла-мент. Депутаты приступят к рассмотрению бюджета только после окончания ка-никул 17 сентября. Но уже сейчас можно прогнозировать, что обсуждение будет бурным.
Впервые в новейшей рос-сийской истории проект бюджета сверстан с профицитом. Причем заметным - 126,5 млрд руб., или 1,19% ВВП. В наше время это по силам только таким странам, как США. Их профицит в прошлом году составил $200 млрд, что в абсо-лютных цифрах в три раза больше всего российского бюджета, но по доле в ВВП вполне сопоставимо.
Однако на этом приятные сравнения заканчиваются. На самом деле никакого профицита в бюджете-2002 нет. За баланс выведены 357 млрд руб. основной части госдолга, которые лишь частично покрываются профицитом. Да и профицит возникнет, только если нынеш-ние цены на российскую нефть сохранятся.
Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин уверен, что ничего необычного и тем более разрушительного для бюджета в придуманной им конфигурации нет. По его словам, так принято во всем мире: основная часть госдолгов выводится за скобки собственно бюджета. Главное- обслуживать госдолги и финансировать внутренние расходы. Разбираться же с долгами можно по-разному. Например, можно их рес-труктурировать. Можно перезанимать деньги на их погашение. К тому же основная часть долга, по мнению господина Кудрина, должна погашаться за счет особых источников доходов, например, за счет приватизации. Доходы от реализации госсобственности не должны просто так проедаться. Их нужно использовать на развитие, на худой конец - на расплату по долгам.
В проекте бюджета-2002, надо признать, действительно заложены средства, которые должны дать возможность свести расходы с доходами. Помимо налогов и содержательно близких к ним платежей, в частности, экспортно-импортных пошлин, там предусмотрены еще два источника доходов, которые, видимо, и пойдут на погашение основной части госдолга. Во-первых, это приватизация. Предполагается продать госсобственности на 18 млрд руб. во-вторых, это реализация всевозможных за-пасов Гохрана - золота, платины и алмазов. Всего на сумму 20 млрд руб. Правда, разработчики бюджета даже не пытаются объяснить, как именно они получат эти деньги. Продажу драгметаллов в больших масштабах всегда сопровождает опасность обрушения рынков, а нежелание инвесторов покупать госсобственность по намеченным в бюджете ценам общеизвестно. В общем, вся надежда на новые внешние за-имствования.
По проекту бюджета-2002 занять предстоит сумму, близкую к $ 2 млрд: $ 1,19 млрд в виде евробондов и более $600 млн межправительственных кредитов ( в последнем случае получаем не деньги, а оборудование). Неплохая идея - чтобы выполнить пожелание президента об уменьшении госдолга, берем новые кредиты. При этом заметим, что основную часть внутренних долгов (147 млрд руб.) погашать никто особенно не собирается. Их всегда можно реструктурировать. Борьба идет за погашение только внешней части долга в размере $2,8 млрд. Заметим также, что, если профицит окажется меньше ожидаемых 126,5 млрд руб. из-за падения цен на нефть, по-гашение госдолга станет еще более проблематичным.
В общем, все это не предвещает проекту бюджета - 2002 легкой жизни в Госдуме. Положение усугубляется тем, что депутатам ничего не оставили на закуску - им нечего перераспределять. Все дополнительные доходы правительство хочет направить на оплату внешних долгов. Депутатам же предлагается быть статистами в бюджетном спектакле. Но они с этим не согласны. Глава бюджетного комитета Александр Жуков уже заявил, что бюджет слишком стабильный. В устах депутата это означает приглашение к торгу.
Константин Смирнов
Коммерсант №153/П
27 августа 2001г.
|