На
прошлой неделе в Госдуму поступил проект бюджета-2002.
Правительство относится к нему с плохо скрываемым пиететом.
Основания для этого, надо признать, есть. Впервые бюджет
сверстан с профицитом. Кроме того, он создает финансовый
резерв на 2003год. Учтены запросы почти всех лоббистов:
резко увеличены расходы на образование, не менее резко--
на оборону. Западным кредиторам обещана стабильная выплата
процентов. В общем, разработчики бюджета уверены, что оплатят
все счета и еще останется. Однако все это в теории, фундамент
которой-- сохранение нынешних мировых цен на нефть. На
практике денег может не хватить, и тогда на Западе придется
искать новых кредиторов.
Бюджетный
переворот
Бюджетный
марафон в этом году, похоже, будет заменен спринтом. Раньше
обсуждение бюджета затягивалось на месяцы. Все это время
всевозможные лоббисты как из Думы, так и из правительства
делили деньги. Не случайно окончательный вариант бюджета,
подписанный президентом, зачастую мало походил на
первоначальный, разработанный Минфином и одобренный
правительством. Менялись даже основные параметры: размер ВВП,
темпы инфляции, валютный курс и т.п.
Однако начиная с
этой осени классического бюджетного торга не будет. Вернее, он
станет совершенно другим. Депутаты не смогут больше, одобрив в
целом не нравящийся им правительственный документ в первом
чтении, искурочить его во время второго и третьего.
Дело
в том, что президент приказал разработчикам бюджета ни в коем
случае не идти на уступки думским лоббистам. Иначе не хватит
денег на выплату долгов. Бюджет должен покинуть Думу
практически в том же виде, в каком был туда внесен. Таковы
требования нового бюджетного процесса. В послании Федеральному
собранию "О бюджетной политике на 2002год" Владимир
Путин подчеркнул, что отныне депутаты не должны обсуждать так
называемую первую часть бюджета, построенную "исходя из
пессимистической оценки значений цен на товары российского
экспорта". Они могут только или принять ее, или отвергнуть.
Впрочем, сделать что-либо со второй частью бюджета,
формируемой за счет дополнительных доходов, "получаемых в
условиях более высоких экспортных цен", депутатам также не
удастся. Минфин просто вывел допдоходы за пределы собственно
бюджета. Все они пойдут на погашение основной части госдолга.
Однако легко
приказать, а как на практике оттеснить депутатов от обсуждения
бюджета по существу? Как-никак, а именно для этого их и
избирают. Иными словами, при обсуждении и одобрении госбюджета
прежде всего и проявляется разделение властей на
исполнительную и законодательную. Для начала надо разработать
такой вариант бюджета, чтобы он сразу удовлетворил основные
потребности главных лоббистов, а также получил поддержку
общественности. Тогда депутаты смогут сделать вид, что все
прошло по закону и хороший бюджет получился потому, что они
работали над ним (хотя бы и незримо) с самого начала.
Главный
разработчик бюджета Алексей Кудрин уверен в том, что все
именно так и сделано его подчиненными.
Бюджетные
пряники
Проект
бюджета-2002 на первый взгляд действительно получился просто
отменным. Впервые после распада СССР объявлен профицит, и
очень заметный-- 126,5млрд руб., или 1,19% ВВП.
Результат (в процентах к ВВП, а не в абсолютных цифрах) не
хуже, чем в США. Заметим, кстати, что в США профицит появился
совсем недавно, в конце правления Билла Клинтона. А что
касается России, то еще несколько лет назад эксперты
международных финансовых организаций рекомендовали без особой
надежды на успех хотя бы несколько уменьшить хронический
огромный бюджетный дефицит. Отказ от его финансирования за
счет кредитов ЦБ и замена их ГКО расценивалась как большой
успех.
Вплоть до августа 1998года.
Не могут не
радовать и другие бюджетные показатели. Доходы должны
составить 1трлн 995млрд 400млн руб. (18,82%
ВВП), что больше на 2%, чем ожидается в этом году. Правда, на
столько же вырастут и расходы-- 1трлн
868млрд 900млн руб. (17,63% ВВП) против нынешних
1трлн 379млрд 900млн. Но зато непроцентные
расходы (деньги, которые направляются на все основные нужды
государства, исключая обслуживание госдолга), увеличение
которых напрямую подталкивает инфляцию и замедляет
экономический рост, стабилизированы. Намечено даже их
небольшое снижение: с 12,5% ВВП в этом году до 12,47% в
следующем.
Конечно, такое
снижение непроцентных расходов невооруженным глазом не
заметишь. Советник президента Андрей Илларионов требует куда
более масштабных сокращений. Например, хотя бы до уровня
2000года, когда они не превышали 11% ВВП. Но, по мнению
Алексея Кудрина, это пока невозможно. Президент настаивает на
существенном росте реальных доходов населения, так как только
увеличение спроса может стать самым устойчивым фактором роста.
Для этого в бюджете-2002 предусмотрен резкий рост всех видов
социальных расходов. Вместе с выплатами в Пенсионный фонд
социальная политика будет стоить правительству более
400млрд руб. Это теперь самая большая бюджетная статья.
Прежде всего резко увеличиваются зарплаты бюджетников--
более чем на 40%. У военных и учителей-- почти вдвое.
Проиндексированы будут и пенсии. Правда, при столь масштабной
раздаче денег трудно будет удержать в намеченных рамках
инфляцию-- 10-13%. Но Алексей Кудрин уверен в своих
расчетах. Эти деньги будут полностью обеспечены товарами и
услугами.
Планируется
также начать в будущем году финансирование почти всех
намеченных президентом и правительством реформ: пенсионной,
ЖКХ, естественных монополий, военной и судебной. На это нужны
деньги. Например, расходы на военную реформу решено увеличить
вчетверо по сравнению с нынешним годом-- до 16млрд
руб. При таких обстоятельствах даже непонятно, как Минфину
удалось сдержать рост непроцентных расходов.
Но все
оказывается не так уж сложно. Просто Минфин, по уверению
господина Кудрина, "свершил в этом году бюджетную
революцию"-- сверстал реестр всех бюджетных организаций.
Оказалось, что бюджетные деньги получали весьма далекие от
государства организации-- всевозможные АО и даже
товарищества на вере. Различные ведомства платили им за якобы
проведенные работы либо просто указывали, что их деятельность
является общественно значимой. Только отключение посторонних
от бюджетной поилки даст экономию более чем в 1% ВВП. Вот эти
деньги и пойдут на финансирование реформ.
Бюджетные
сказки
В
общем, и Алексей Кудрин, и его непосредственный начальник
Михаил Касьянов должны светиться гордостью за проделанную
работу и излучать уверенность в быстром и успешном прохождении
бюджета-2002 через Думу, СФ и президента. Последний
действительно с пониманием отнесся к бюджетным наработкам
правительства. Владимир Путин заметил Михаилу Касьянову,
приняв его накануне передачи бюджета в Госдуму: "Вы совершенно
правильно сделали, что рассчитали бюджет, исходя из
минимальных цен на энергоресурсы. Страна не должна попасть в
сложное положение из-за перепада цен".
Президент имел в
виду тот факт, что все бюджетные расходы рассчитаны исходя из
мировой цены на российскую нефть-- $17 за баррель. При
такой цене бюджетных доходов хватит на все процентные
(обслуживание госдолга) и непроцентные расходы. В этом случае
бюджет-2002 не станет профицитным, но будет сведен и без
дефицита. Кстати, в Минфине подсчитали, что если в ближайшие
три года цена на нефть не опустится ниже $17 за баррель, то
бюджеты 2003, 2004 и 2005годов также будут
бездефицитными. Если же цена на нефть, на что очень надеются в
правительстве, не упадет ниже $22 за баррель, то тогда и
появится профицит, размеры которого в будущем году составят
126,5млрд руб., а в 2003-м-- более 200млрд
руб.
Иными
словами, президента, по-видимому, уверили в том, что главная
идея его бюджетного послания-- полная независимость
бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры-- уже
достигнута.
Однако
разработчики бюджета-2002 явно лукавят. Какая же это
независимость, когда при пессимистической оценке мировых цен
на нефть ($17 за баррель, а что делать, если цена упадет до
$12?) никакого столь громко разрекламированного профицита не
будет. Не будет денег и для погашения выведенной за бюджетный
баланс основной части внутреннего (147млрд руб.) и
внешнего (210млрд руб.) долга. Вдумайтесь, возможная
бюджетная дыра может достигнуть 357млрд руб., или
$11,3млрд (если считать по заложенному в бюджет-2002
среднему валютному курсу $1/31,5руб.).
Правда, разработчики предложили свой вариант латания этой
дыры. Сохранение нынешних цен на нефть (не ниже $22 за
баррель) обеспечит примерно $4млрд профицита. Остаются
незакрытыми еще $7,3млрд. Однако $4,5млрд из
них-- это долг внутренний. Его в крайнем случае можно
вернуть посредством выпуска низкодоходных ГКО, которые скупят
по приказу ЦБ госбанки. Но что делать с $2,8млрд внешних
долгов, которые не подлежат реструктуризации, так как этого не
хотят ни западные кредиторы, ни российский президент?
В одном из
бюджетных приложений предлагается: продать госсобственности на
18млрд руб., алмазов и золота на 20млрд. Цифры
немалые, но получить их будет трудно из-за угрозы обвала
рынков. Наконец, предлагается разместить евробондов на сумму в
$1,19млрд. Тогда вроде бы все сходится. Но, во-первых,
где же тогда заявленная "прочность бюджета"? А во-вторых,
разработчики бюджета явно не выполняют еще одно задание
президента-- уменьшить внешние долги. Чтобы погасить
одни, они берут новые.
Лукавят в
Минфине и тогда, когда уверяют президента в том, что создан
стабилизационный фонд. О нем можно говорить только тогда,
когда он имеет стабильные источники финансирования. Вместо
фонда предложен финансовый резерв, в котором к 2003году
после выплат всех долгов должно остаться опять же за счет
внешних заимствований не менее $2млрд. А бюджетная дыра
в 2003году может достигнуть $10млрд.
В общем, в
будущем году правительству придется, чтобы не быть
отправленным в отставку, решить множество финансовых
головоломок, молясь при этом на нынешний уровень нефтяных цен.
Пока цены благосклонны к Кудрину и Касьянову.
Константин Смирнов
ИД "Коммерсант"
2001 г.
|