Бюджет – 2002 - это социально ориентированный
бюджет. Существенно увеличиваются расходы на здравоохранение, на
образование, на военную реформу, на индексацию доходов бюджетников,
военнослужащих и приравненных к ним лиц. Правительство представило
сбалансированный проект бюджета. Это соответствует положениям
послания Президента Федеральному собранию. В бюджете предусмотрен
финансовый резерв или иначе - стабилизационный фонд, в который будут
поступать дополнительные доходы в случае хорошей конъюнктуры. Этот
фонд призван играть стабилизирующую роль, учитывая предстоящие
выплаты по внешнему долгу, не давать раскручиваться инфляции,
положительно влиять на кредитно-денежную политику. Он позволит
проводить реальную политику укрепления рубля, что в свою очередь
повлияет на увеличение реальных доходов населения.
В проекте бюджета предусмотрены расходы на реальное
укрепление вертикали государственной власти. Важно отметить и то,
что в соответствии с бюджетным кодексом распределение доходов между
уровнями бюджетной системы - 50 на 50. Кроме того, важное
преимущество проекта федерального бюджета - 2002 состоит и в том,
что он позволяет избежать того циничного торга между Думой и
исполнительной властью, который мы наблюдали в прежние годы.
На сей раз торга не будет: постановка вопроса
следующая - либо проект бюджета принимается полностью, либо он не
принимается вообще.
Правительство будет настаивать на принятие проекта
бюджета в представленном им варианте. Я в этом уверен. Проект
бюджета понятный и прозрачный, социально ориентированный. Дума не
может его не принять. Если допустить, что это все же произойдет, то
речь может уже пойти о сроках выборов и даже о роспуске Думы. Почему
бы не допустить и такое? Хотя я абсолютно уверен, что Дума примет
бюджет.
Даже если считать правительственные оценки доходов
бюджета пессимистическими, то все равно такой подход имеет право на
жизнь. Ведь если доходы будут большими - отлично, эти доходы
поступят в стабилизационный фонд. Кроме того, я не считаю, что
правительство занижает доходы. Ведь можно действовать по-другому:
запланировать, скажем, высокие доходы. Но затем конъюнктура
изменилась, цены упали, что-то произошло, и что тогда делать?
Проводить урезание бюджета? Люди, состоящие во фракции и в партии
"Единство", - это приверженцы консервативных подходов, сторонники
реальных обязательств. Будут доходы больше - отлично. Все они
поступят в стабилизационный фонд. И все разговоры о том, что
правительство будет расходовать эти средства бесконтрольно, не
выдерживают критики. Например, Счетная палата по закону имеет право
проверять использование любых бюджетных средств, а значит и денег,
поступающих в стабилизационный фонд. По-моему, здесь опасаться
нечего.
Наблюдатели отмечают, что в проекте нового
федерального бюджета сокращается доля расходов на сельское
хозяйство, промышленность, дорожное строительство. На это я могу
сказать следующее: понятно, что существуют лоббисты в каждой из
отраслей, это естественно. Наверное, и при обсуждении проекта
бюджета - 2002 все они будут пытаться добиться тех или иных
преимуществ. Но по своим макроэкономическим параметрам бюджет
составлен так, что его можно либо принять целиком, либо отклонить.
Я, например, не вижу никакой необходимости изменять основные
параметры бюджета, хотя такие попытки при обсуждении этого документа
в Думе непременно будут.
Что касается запланированного в проекте бюджета
уровня инфляции и курса доллара, то я думаю, их удастся удержать в
заявленных рамках. В том числе и благодаря созданию
стабилизационного фонда. В связи с этим хочу сказать, что фракция
"Единство" как консервативная фракция выступает за консервативное
бюджетное планирование - за прогнозирование не на один год, а на
пять, семь, десять лет.
Наблюдатели отмечают увеличение в проекте бюджета
на будущий год расходов на содержание аппарата правительства,
администрации президента. Но ведь расходы увеличиваются в связи с
тем, например, что созданы семь федеральных округов. Это, по сути,
расходы на укрепление вертикали власти и целостности федерации. Эти
расходы необходимы. При этом увеличение этой статьи расходов не
будет сопровождаться ростом численности федеральных чиновников,
более того, идет ее сокращение.
Теперь о приватизации. Я считаю пресловутую 100
статью крайне запутанной. С одной стороны, она никак не ограничивает
правительство в проведении приватизации, с другой, - наличие такой
запутанной статьи просто плохо влияет на инвесторов. На осенней
сессии ГД фракция "Единство" планирует выступить с рядом инициатив.
В частности, одна из них касается срока исковой давности по сделкам
по приватизации. Мы предлагаем сократить этот срок до трех
лет.
Пресс-служба
фракции "Единство"
2001 г.
|