Проект бюджета РФ на 2002г. является устойчивым и
реалистичным в рамках того макроэкономического прогноза, на основании
которого рассчитывались его показатели, считают опрошенные РБК экономисты.
Вместе с тем, по их мнению, он содержит в себе ряд потенциальных рисков,
связанных прежде всего с изменением внешнеэкономической конъюнктуры.
"Бюджет вполне реалистичен, однако есть сомнения в
отдельных параметров, в частности, в плане внешних поступлений от
экспорта. Цена на нефть может быть как ниже, так и выше заложенных в
бюджет 22 долл. за баррель, что окажет соответствующее влияние на бюджет",
- говорит старший экономист ИБГ "НИКойл", ранее - сотрудник Центра
российских исследований в Австралии Владимир Тихомиров. По его мнению,
существенным позитивным моментом бюджета является заложенный в нем
профицит. Однако его ориентация на особую сырьевую конъюнктуру, а также на
стабилизацию экономики, нежели экономический рост, являются, по мнению
экономиста, его отрицательными сторонами.
Руководитель отдела финансового сектора Бюро
экономического анализа Александр Астапович сказал в интервью РБК, что
бюджетный процесс и подход к формированию бюджета в последние годы
существенно изменился в лучшую сторону, что проявляется и при подготовке
бюджета-2002, который стал более реалистичным и выполнимым. Однако,
считает эксперт, существуют и факторы риска, основной из которых - это
возможное падение цен на нефть.
Кроме того, экономист отметил, что
бюджет-2002 предусматривает существенный рост расходов, связанный с
повышением зарплаты бюджетникам, проведением структурных реформ, а также
осуществлением значительных выплат по долгам. С этой точки зрения
произошедшая на вчерашнем заседании правительства РФ корректировка ряда
параметров бюджета, в частности, решение о формировании резервного фонда
для выплат по долгам за счет допдохов, увеличения внешних заимствований и
поступлений от приватизации, вполне объяснима. Однако экономист отметил,
что тогда заложенный в бюджет профицит в размере 126 млрд руб. является в
некоторой степени условным, так как значительная его часть будет
формироваться в том числе за счет внешних заимствований.
Более того, заместитель генерального директора компании
"Русский Алюминий" Александр Лившиц считает, что проект бюджета РФ на
2002г. выглядит более сложным, чем бюджет текущего года, так как его
доходная и расходная части достаточно "напряжены". В интервью РБК он
отметил, что проект бюджета РФ на 2002г. адекватен и реалистичен в рамках
тех параметров, которые запланированы при определенном состоянии
внешнеэкономической конъюнктуры. Однако его доходная часть напряжена в
связи с тем, что она рассчитана при цене на нефть 22 долл. за баррель,
которая в настоящее время уже максимально приближена к текущим ценам на
мировых рынках.
"Таким образом, зазоров, существовавших ранее, здесь нет",
- подчеркнул экономист. Кроме того, доходная часть сформирована на базе
нового налогового законодательства, и, как оно будет действовать,
проявится только в реальности. При этом расходная часть бюджета напряжена
не менее, чем доходная, так как она предусматривает существенные
ассигнования по социальным статьям, а также выделение значительных
средства на проведение структурных реформ.
Дополнительные доходы, которые
могут возникнуть в следующем году, уже практически поделены между текущими
выплатами по внешнему долгу и формированием финансового резерва для
"пиковых" выплат по долгам в 2003г. Таким образом, допдоходы практически
исчерпаны. Поэтому, по мнению собеседника, у правительства нет
возможностей для маневра при обсуждении проекта бюджета в Госдуме, которое
станет сугубо политическим.
Напомним, что доходы федерального бюджета-2002 определены
в сумме 1,995 трлн руб., расходы - 1,868 трлн руб., профицит - 126,5 млрд
руб. Процентные расходы составят 289,7 млрд руб. (внутренние - 57,9 млрд
руб., внешние - 231,8 млрд руб.), непроцентные расходы - 1,579 трлн руб. В
основу бюджета положена инфляция в диапазоне 10-13%, цена на нефть при
определении доходной части - 22 долл. за баррель, экономический рост 4,3%,
размер ВВП 10,6 трлн руб. Кроме того, а рамках бюджета "отдельной строкой"
планируется сформировать финансовый резерв для прохождения страной
"пиковых" выплат по внешнему долгу в 2003г. Финансовый резерв в размере не
менее 1,5-2 млрд долл. планируется сформировать за счет допдоходов
бюджета, увеличения внешних заимствований и поступлений от приватизации.
Аналитический отдел
РИА "РосБизнесКонсалтинг"
2001 г.
|