Главным и единственным приоритетом бюджетной
политики
правительства на будущий год остаются государственные долги. Всего государственный долг тянет
на боб миллиардов рублей. И эта цифра составляет примерно одну треть всего бюджета, треть бюджета уходит на государственный долг, обслуживание плюс
погашение. 420 миллиардов рублей направляется на обслуживание и погашение внешнего долга. Все остальные расходы финансируются с гораздо меньшей
интенсивностью. Скажем, на развитие экономики выделяется всего 4% бюджета. Расходы на социальную сферу, что бы там ни говорили о социальной
ориентированности бюджета, на самом деле не превышают в совокупности 16%.
В бюджете практически нет серьезных мер по структурной перестройке экономики, по модернизации, по стимулированию технического прогресса и
перевооружения нашего хозяйства на основе современного технологического уклада. Вся инвестиционная поддержка бюджета составляет ничтожную долю - 0,4%
от валового продукта. Более того, бюджет продолжает практику эмиссии государственных бумаг на рынке, забирает деньги с рынка на 150 миллиардов
рублей. Эти деньги могли бы пойти в производство, но они, по сути, крутятся на
финансовых
спекуляциях. То есть по двум ключевым направлениям:
экономический рост и подъем инвестиций, вклад бюджета отрицательный.
Далее. Почему природная рента, которая принадлежит всему обществу, идет в карманы тех, кто сегодня экспортирует сырье? Почему государственный бюджет
практически не имеет природной ренты, как источника дохода? Наши расчеты показывают, что если бы был внедрен механизм изъятия природной ренты через
специальный налог на дополнительный доход, можно было бы получить плюс 150-200 миллиардов рублей.
Сырье у нас экспортируется со сверхприбылями, поэтому нет объективных оснований снижать экспортные пошлины на сырье. Это та же природная рента,
которая уходит из бюджета, а должна быть внутри бюджета. Если бы мы не снижали экспортные пошлины, а привели их в соответствие с разумными размерами,
то изымали бы часть природной ренты, которая овеществлена в экспорте сырья, и можно было бы поднять доходы бюджета еще на 80-100 миллиардов рублей.
Но, пожалуй, самая скандальная часть бюджета - это колоссальный объем недопоступления налогов от внешней экономической деятельности. Мы подсчитали,
что за все последние годы невозврат валютной выручки по экспортным контрактам, который зафиксирован в документах
финансовой
отчетности, составляет 88
миллиардов долларов. Это деньги, которые не вернулись в Россию по материалам официальной отчетности. Непонятно, почему ни налоговая инспекция, ни
правительство, ни Центральный банк не делают ничего для того, чтобы заставить экспортеров сырья не только вернуть деньги в страну, но хотя бы
заплатить налог. Ведь с этих 88 миллиардов долларов не уплачен налог на прибыль. Прямые бюджетные потери от такого экспорта составляют 30 миллиардов
долларов. То есть бюджет можно было увеличить в два раза, если бы у нас все было по закону, если бы экспортеры сырья перечисляли валютную выручку на
свои счета и платили налог на прибыль. А так используются фирмы-однодневки, которые потом растворяются; предприятия, которые экспортируют нефть,
удобрения, металлы, показывают убытки, потому что им не вернулась валютная выручка. Но это же все фикция, так как у них деньги есть, но они остались
за рубежом.
Аналогичная ситуация по импорту. Проплачено 35 миллиардов долларов за импорт, который не пришел в страну. Это чистый вывоз капитала.
Вот только за счет этих двух источников можно было бы увеличить доходы бюджета как минимум в полтора раза. А если добавить к этому повышение
собираемости налогов, прежде всего в алкогольной отрасли, которая наполовину находится в тени, доход от использования госимущества, то счет идет на
триллионы рублей. Понятно, что не все эти деньга можно сразу собрать, но как минимум половину этих сумм можно было бы взять в бюджет уже в будущем
году. Все это можно решить, если проводить
политику
не в интересах иностранных кредиторов и олигархов, а в интересах своего собственного народа.
|