Рекордным по продолжительности было заседание Правительства РФ, прошедшее под руководством премьера М.Касьянова, на котором обсуждался проект федерального бюджета на следующий год. Журналистов собрали на брифинг к 12 часам дня, а подводивший итоги дискуссии вице-премьер и министр финансов РФ А.Кудрин вышел к корреспондентам на четыре часа позже. Настроен он был оптимистично: разработанный правительственными структурами важнейший документ одобрен и после очень незначительных уточнений будет подписан и направлен на рассмотрение в Государственную Думу РФ.
- Я полагаю, что это больше чем бюджет 2002 года. Это ключ к экономическому развитию страны на ближайшие три года, позволяющий обеспечить возможности экономического роста, повышения доходов населения в реальном выражении, - сообщил А.Кудрин. - Запланировано сдерживание, снижение инфляции в следующем году до 10-13 проц., стимулируются инвестиции в России. Могу сказать, что бюджет начинается со снижения налогового бремени: общая ставка - 1, 8 проц. ВВП (но с учетом ликвидации части льгот среднее снижение будет меньше - 0, 7 проц. ВВП).
Собираемость налогов возрастет. Это очень прочный бюджет, гарантирующий выполнение всех обязательств, провозглашенных государством, которые вошли в программу действий правительства, соответствуют его политике. Бюджет с гарантиями, прочный бюджет.
Далее А.Кудрин отметил, что в консолидированном бюджете России на 2002 год будут серьезно увеличены социальные выплаты, впервые на первое место во всех государственных расходах выходят расходы, связанные с социальной политикой. Ожидается, что в следующем году ассигнования на эти цели из бюджетов всех уровней составят 546, 7 млрд.руб.
Говоря о федеральном бюджете, А.Кудрин назвал статьи, расходы на которые наиболее возрастут: судебная власть -на 59, 4 проц., образование - на 54, 3 проц., здравоохранение - на 38, 2 проц. Это, конечно, связано с тем, что государство идет на очень высокое увеличение зарплаты. Ставка оклада по Единой тарифной сетке в среднем вырастет в 1, 89 раза. Это должно компенсировать упущенное: нагнать прошедшую и превысить будущую инфляцию, способствовать реальному росту доходов работников бюджетной сферы.
Говоря о первом серьезном росте социальных расходов, вице-премьер заявил, что правительство сконцентрировало внимание на выполнении основных федеральных целевых программ. Их, вместо прежних 133, в проекте федерального бюджета на 2002 год учтено лишь 48, на реализацию которых выделено 113, 8 млрд. руб. Причем капитальные вложения здесь вырастут с 15 до 25 млрд. руб. Произойдет концентрация усилий на решение приоритетных задач.
Очень важной статьей предстоящего бюджета будет поддержка субъектов Федерации - компенсация их расходов общим объемом трансфертов из центра.
Много внимания было уделено созданию в следующем году финансового резерва, куда войдут все дополнительные доходы, полученные Россией за счет благоприятной внешнеторговой конъюнктуры, доходов от приватизации. Даны дополнительные гарантии стабильного исполнения бюджета 2002-2003 годов с погашением всех долгов и сохранением курсовой политики рубля к доллару.
Напряженность бюджета 2002 года А.Кудрин, в частности, объяснил и большим числом проводимых реформ: судебной, военной, пенсионной, межбюджетных отношений, снижением налогов. И тем не менее утверждает: "Мы уверены, что этот бюджет абсолютно прочен, исполним и дает новые стимулы российской экономике".
- Какие из 48 федеральных целевых программ, включая относящиеся к системе здравоохранения, вы считаете наиболее важными и нужными? -задал вице-премьеру вопрос корреспондент "МГ".
А.Кудрин ответил:
- Минздрав России участвует в реализации почти трети оставшихся 48 программ. Начиная от "Предупреждения и борьбы с заболеваниями социального характера" (2 млрд. 400 млн. руб.), "Профилактики и лечения артериальной гипертонии в Российской Федерации" (59 млн. руб.), "Комплексных мер противодействия употреблению наркотиков и их незаконному обороту" и др. Должен отметить, что здравоохранение хорошо представлено в федеральных целевых программах.
- Хотя в проекте федерального бюджета в 2002 году ассигнования на здравоохранение и физкультуру возрастут до 30, 6 млрд. руб. (в 2001 году - 22, 2 млрд. руб.), значительная часть расходов будет покрываться за счет бюджетов субъектов Федерации. Окажет ли правительство им помощь?
- Наша политика направлена на большую сбалансированность бюджетов субъектов Федерации. Вы правы, большая часть расходов в сфере здравоохранения лежит на них. На заседании Правительства РФ я уже приводил пример, который хочу повторить. Если в 2001 году выравнивание бюджетной обеспеченности высокодотационных регионов нам удается довести примерно до 78 проц. от среднероссийского уровня, то в 2002 году эта цифра возрастет до 84-85 проц. Доля трансфертов, идущих на погашение зарплаты, составит в среднем по стране 38 проц. (в предыдущие годы - 25-28 проц.). Роль трансфертов в решении этих важных социальных задач повышается. На сегодняшнем заседании выступал министр здравоохранения РФ Ю.Шевченко, который отметил, что пока остается напряженным положение с выполнением всего пакета государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи. Но если еще в 1999 году государство могло обеспечить только 50 проц. гарантированного пакета услуг по здравоохранению, то ныне дефицит составляет 10-14 проц.
А.Кудрин выразил уверенность, что особых трудностей при обсуждении проекта бюджета в Государственной Думе не будет и он пройдет в первом чтении.
Леонид Переплетчиков Медицинская газета
|