Высокотехнологичные европейские компании вкладывают все больше средств в исследования и разработки
В Берлине прошел европейский семинар для журналистов, посвященный развитию инноваций в глобальном масштабе. Организатором этого мероприятия стал немецкий электротехнический концерн "Сименс". Хотя, очевидно, главный интерес организаторов состоял в том, чтобы показать именно свои достижения в области исследований и разработок (ИР), однако представленный на семинаре фактический материал сам по себе дает богатую пищу для более широких сравнений и выводов.
"Вложение денег в исследования и разработки становятся ключом к успешному развитию не только промышленности, но и общества в целом", - рефреном звучало во всех докладах на семинаре. И это не просто декларации.
Собственные ассигнования на НИОКР ведущих фирм и компаний в последние годы быстро возрастали. Так, в 1998 году 100 ведущих фирм и компаний США ассигновали на НИОКР 98,9 млрд. долл., или 5,6% совокупного объема продаж их продукции и 53% суммарной прибыли. Интересно отметить, что ассигнования на исследования и разработки были увеличены по сравнению с предыдущим годом на 10%, несмотря на незначительный рост объемов продаж (всего на 1%) и снижение суммарной прибыли этих фирм (на 2%). Самые большие расходы на НИОКР в 1998 году произвели компании "Дженерал моторе" (7,9 млрд. долл.), "Форд" (6,3 млрд.), "Даймлер Крайслер" (5,8 млрд.), "Сименс" (5,5 млрд.), "ИБМ" (5,3 млрд.) и "Люсент текнолоджиз" (5,1 млрд.).
По существу, ведущие промышленные компании мира становятся самыми настоящими фабриками инновации. По классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), высокотехнологичными считаются отрасли, в которых показатель наукоемкости (отношение затрат на ИР к продажам) превышает 3,5%. Если он находится в диапазоне 3,5-8,5%, то производства и соответствующие продукты относятся к группе технологии "высокого уровня"; если он выше 8,5%, то они характеризуются как "ведущие" наукоемкие технологии. Среди мировых корпораций по этому показателю лидируют две японские - "Фуджитсу" и "Матсу-шита"; "Сименс" - на третьем месте (7,1%). У одного из гигантов американской высокотехнологичной индустрии - фирмы "ИБМ" -показатель наукоемкости в 1998 году составил 6%.
Для сравнения: в России в целом по промышленности в 1999 году отношение затрат на исследования и разработки к валовому внутреннему продукту едва достигало 1% (в 1990 г. этот показатель составлял 3,4%). В общем, этот уровень наукоемкости был характерен для советской экономики 1950-1955 годов.
Любопытно, что создаваемый таким образом сектор наукоемких технологий сам "включает" обратную связь: он становится основным потребителем результатов научно-исследовательских. и опытно-конструкторских работ (НИ-ОКР). По оценкам западных экспертов, в 70-80-е годы в наиболее развитых странах величина затрат на науку для наукоемких отраслей в расходах на науку в целом составляла 75-85%. В 90-е годы, по статистике ОЭСР, в США и Германии она превысила 90%. Кстати, в Германии эта тенденция имеет глубокие исторические корни. Так, Вернер фон Браун, основатель "Сименс", еще в конце XIX века заметил: "Когда дела на фирме идут плохо - самое время вспомнить про науку". Если в 1989/1990 финансовом году вложения "Сименс" в ИР составляли 3,07 млрд. евро, то в 1990/2000 году этот показатель увеличился до 5,6 млрд.
В настоящее время эксперты ОЭСР выделяют четыре высокотехнологичные отрасли промышленности, для которых характерен наиболее высокий показатель наукоемкостй: авиакосмическая, производство компьютеров и офисного оборудования, фармацевтическая, электронная промышленность и производство коммуникационного оборудования. По мнению специалистов фирмы "Сименс", в ближайшее время именно электронная промышленность и производство средств коммуникации будут во многом определять лицо мировой экономики. Значительная часть семинара в Берлине была как раз посвящена обсуждению этой тенденции. -"Новые технологии порождают принципиально новые способы ведения бизнеса", - так можно кратко резюмировать итоги этого обсуждения. И ключевое слово в этих изменениях - "мобильность".
В Берлине прозвучали следующие прогнозные оценки: в начале 2004 года число пользователей систем сотовой связи во всем мире сравняется с числом пользователей традиционной проводной телефонии (1 млрд. человек), а в середине 2005 года и пользователей мобильным Интернетом станет столько же, сколько и людей, "привязанных" к стационарным рабочим станциям (500 млн.). Ждать осталось недолго.
Однако уже и сегодня реальностью становятся, например, системы "City on Air". Эта технология позволяет любому водителю автомобиля проехать оптимальным путем в любую интересующую его точку в любом уголке мира. На специальный дисплей в автомобиле выводится карта любой местности, на которой показано местонахождение вашей машины в данный момент. Если вам вдруг захотелось заехать в ресторан, посетить театр или музей, то для этого достаточно просто ввести в свой мобильный телефон их название и на дисплее немедленно появится расположение интересующих вас объектов и кратчайший путь к ним из данной точки.
Весь этот телекоммуникационный рай основан на системах Мобильной связи третьего поколения - UMTS (Universal Mobile Telecommunications System). UMTS, например, делает возможным проводить видеоконференции в режиме реального времени для владельцев обычных ноутбуков.
У России в этой компьютерно-мобильной гонке дела обстоят не так плохо, как мы уже привыкли думать. По некоторым оценкам, до конца года у нас будет продано 2 млн. персональных компьютеров! И это при том, что в глобальных масштабах наметилась тенденция снижения темпов роста рынка ПК. Недавно назначенный на пост регионального менеджера корпорации "Интел" по странам Востока и Африки Дейв Кинг заявил в беседе с корреспондентом "НГ", что, по его мнению, 2-3 российские компьютерные компании могут достичь объема продаж персональных компьютеров 500 тыс. штук в год. "Российский рынок в руках российских производителей, - подчеркнул Дейв Кинг.
Крупные иностранные бренды - лишь малая часть российского рынка. Россия - самый динамично развивающийся регион в Европе в этом плане".
Независимая газета
24 августа 2001г.
Берлин-Москва
|