Военная авиация берется за свое выживание
Середина августа прошла под знаком военной авиации. Сначала командование |ВВС устроило грандиозный двухдневный показ боевой воздушной техники для членов правительства, военных атташе, аккредитованных в Москве, и журналистов в своем Летно-испытательном центре под Астраханью (полигон Грошево). Продемонстрировало им в действии модернизированные образцы истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков четвертого поколения (в основном это были самолеты фирмы "Сухой"), вертолетов (Ка-50 "Черную акулу" и Ка-52 "Аллигатор", Ми-24, который называют "Крокодилом"), а также военно-транспортные машины (Ил-76МТ и российско-украинский Ан-70). Буквально восставший из пепла, капитально отремонтированный после аварии под Омском Ан-70 впервые применялся там как десантный. Выбросил на парашютах боевую машину десанта и взвод ВДВ.
А еще летчики демонстрировали уникальные возможности своего высокоточного авиационного оружия - ракет и бомб, - лихо расстреливая выставленную на земле боевую технику. Потом фигуры высшего пилотажа под Луховицами на различных модификациях МиГ-29 и на учебно-тренировочном МиГ-АТ, а также на спортивных и пассажирских машинах крутили пилоты этой фирмы. Такие же воздушные фокусы демонстрировали в небе над Липецком и строевые летчики ВВС.
Конечно, размах всех этих событий можно объяснить как Днем ВВС, который отмечался в то время, так и открытием Международной аэрокосмической выставки "МАКС-2001" в Жуковском. Да еще, может быть, возобновлением регулярных поставок топлива авиаторам. Но бросается в глаза, что на той же неделе президент провел беседы с министром финансов и руководителями силовых ведомств. На этих встречах речь шла об утверждении окончательных параметров бюджета на будущий год, который правительство должно представить на осеннюю сессию Государственной думы. Доля военной авиации в оборонных расходах (а они предполагаются в 279,6 миллиарда рублей или 2,6 процента ВВП) там определена в размере 12 процентов. Что командование ВВС считает явно недостаточным.
Главком ВВС генерал армии Анатолий Корунков, не опасаясь обвинений в разглашении государственной тайны, назвал состояние военной авиации катастрофическим. Система управления войсками не отвечает современным требованиям, заявил он. Прогрессивными темпами идет моральное и техническое старение боевой техники. Доля современных самолетов составляет всего пять процентов от общего количества летающих аппаратов.
На модернизацию остальных требуется почти 2 миллиарда рублей. Только на закупку запасных частей (их три тысячи наименований) - около 11 миллиардов. Из-за отсутствия топлива средний налет летчиков составляет всего 7 часов в год. При норме в 150-200 часов. И это одна из главных причин последних авиационных катастроф, где погибло одиннадцать человек и потеряно 8 машин.
А заслуженный летчик-испытатель полковник Геннадий Паршин сказал мне, что военная авиация просто умирает. За последние десять лет у промышленности не закуплено ни одной боевой машины. Летают в основном полковники и подполковники, средний возраст которых 38 лет. Молодежь, лейтенанты и капитаны, за штурвал самолета практически вообще не садятся - нет возможности. И через пару лет, когда опытные пилоты уйдут на пенсию, у нас фактически некому будет выполнять боевые задачи.
Где выход из этой ситуации? Заместитель главкома ВВС по вооружению генерал-лейтенант Юрий Клишин видит его в глубокой модернизации боевого состава авиационной техники. Создании на ее базе многофункциональных, унифицированных машин, способных работать по воздушным и наземным целям, как днем, так и ночью, в любых метеоусловиях. Именно такие летательные аппараты демонстрировались на "МАКС-2001" в Жуковском. По словам генерала, модернизация в 17-20 раз дешевле, чем покупка новых самолетов. И она позволит нашей авиации продержаться на достаточно высоком тактико-техническом уровне, ничем не уступающем боевым самолетам западных стран, еще, как минимум, десять-пятнадцать лет. Пока в стране не будет создана машина пятого поколения. Параметры этой машины, сказал он мне, уже заданы фирме "Сухого".
Но где взять деньги на всю эту работу? Увеличить долю финансирования военных программ ВВС за счет военного бюджета, довести ее хотя бы до 20-23 процентов (это приблизительно 58 миллиардов
рублей. - ВЛ.), чего добивается генерал армии Корнуков, в том числе и с опорой на воздушные шоу, ему вряд ли удастся. С протянутой рукой к этому же "окошку" стоят и военные моряки, и сухопутчики. Да и ракетчики с космическими войсками педалируют ситуацию в свою пользу, напоминая о планах администрации США выйти из Договора по ПРО. Есть у армии еще и острейшие социальные проблемы. Только из ВВС реформа увольняет в запас 24 тысячи офицеров, среди которых 4,5 тысячи не имеют крыши над головой. А всего бесквартирных - более 28 тысяч, нуждаются в улучшении жилищных условий - почти 45 тысяч. При этом на проведение реформы всей армии выделяется только четыре миллиарда.
Более приличные деньги на модернизацию своего авиапарка военные летчики надеются получить за счет экспортных программ фирм "Сухой" и "МиГ".
Но если "Сухой" готов поделиться своими зарубежными прибылями и уже вкладывает их в модификацию Су-24М, Су-25СК; Су-27ИБ и
Су-ЗОКН, то у "микояновцев" экспортных заказов не так много, чтобы можно было часть доходов от них отдавать армии. А генерал Клишин считает, что с такой работой вполне справятся и военные заводы, где затраты на переоборудование боевых машин намного дешевле тех же операций в промышленности.
Кроме того, ВВС добиваются, чтобы правительство и Минобороны оставляли в их распоряжении гораздо большую долю от денег, заработанных военной авиацией на перевозках коммерческих грузов. После выплат всех налогов и поборов, в том числе и в государственный пенсионный фонд, к которому военные не имеют никакого отношения, в казне летчиков остается не более 2-3 процентов от полученного ими за работу (несколько лет назад эта доля составляла 60 процентов). Сегодня на такие средства не только модернизацию не провести, но и поддержать техническое состояние авиапарка практически невозможно. Тем более что лоббисты из Минтранса и частных авиационных компаний настаивают на директивном запрещении военным заниматься подобными перевозками. Стремятся убрать из этой сферы своего главного конкурента.
Побывавший в главном штабе ВВС на праздновании Дня Военно-воздушных сил министр обороны Сергей Иванов публично пообещал военным летчикам свою поддержку в решении их технических и социальных проблем. Но, как гласит известная пословица, обещать - еще не значит жениться, а на одних словах крылья Родины никак не держатся
Виктор Литовкин
военный обозреватель "ОГ"
Общая газета 23-29 августа 2001г.
|