Проект бюджета-2002 говорит об ориентации правительства России прежде всего на интересы внешних кредиторов, а не на развитие национальной экономики, уверен директор Института проблем глобализации Михаил ДЕЛЯГИН
- Михаил Геннадиевич, в правительстве полагают, что бюджет-2002 может стать первым в истории России бюджетом либеральной экономики, поскольку, мол, он будет сформирован на новой законодательной базе, предусматривающей низкие налоги, поощрение предпринимательской инициативы, дебюрократизацию экономики. Разделяете ли вы это мнение? Ведь снижение налога на прибыль при отмене налоговых льгот на инвестиции отнюдь не порадовало, например, те предприятия, которые значительную часть прибыли направляют на обновление производства.
- Не доверяйте официальной пропаганде. О каких низких налогах идет речь? Суть налоговой реформы 2002 года - снижение ставки налога на прибыль - компенсирована отменой льгот и введением драконовского налога на недропользование, который не учитывает горно-геологические условия добычи и потому "убивает" всю добычу сырья в относительно трудных условиях.
По данным Минфина, налоговые платежи в федеральный бюджет в 2001 году ожидаются в размере 15,62% ВВП, а в 2002 году - 15,34% ВВП. Это не то снижение, которым можно хвастаться.
В целом налоговое давление на экономику сокращено на 1,5% ВВП. Но федеральные власти сделали это "за чужой счет", путем сокращения доходов регионов и перетягивания "бюджетного одеяла" в Центр. Это может лишить многие регионы средств на поддержание систем жизнеобеспечения, спровоцировать стихийную и оттого еще более разрушительную реформу ЖКХ и привести к целому циклу крупных техногенных, в первую очередь коммунальных катастроф. Для нейтрализации их последствий уже в ближайшие годы потребуется усилить налоговую нагрузку до уровня, превышающего уровень 2001 года. Скупой платит дважды.
В целом же, снижая ставку налога на прибыль при отмене льготы на инвестиции и без преодоления структурных барьеров на пути последних (незащищенности собственности и произвола монополий), либерал-реформаторы стимулируют не инвестиции, а переориентацию средств предприятий на потребление или бегство за рубеж.
Что касается "дебюрократизации" экономики, то она носит фиктивный характер и сводится к перекладыванию денег из одного государственного кармана в другой, от "плохих" чиновников к "хорошим". С одной стороны, действительно, лицензионные и регистрационные сборы в будущем году сократятся с 1,5 до 0,8 млрд рублей - если точно, на 673,6 млн рублей. Однако эти средства пойдут не на развитие бизнеса, ибо вместо них бюджет 2002 года вводит "платы за отдельные виды услуг, оказываемые федеральными органами власти", - в размере 698,9 млн рублей.
Так что здесь нет никакой "либеральной экономики". Либеральной демагогии - да, сколько угодно, но этим уже никого не удивишь.
- Как вы относитесь к тому, что, по данным Минфина, в результате изменений налогового законодательства потери доходов субъектов Федерации от налоговых поступлений прогнозируются в размере 76 млрд рублей? Их будет компенсировать правительство, но все мы прекрасно знаем, с какими задержками поступают деньги из Центра в регионы, и получается, что губернаторов будут держать на коротком поводке.
- Правительство не скрывает своего понимания бюджетного федерализма. В результате его действий расходы региональных бюджетов России, как я уже сказал, сократятся в 2002 году на 1,5% ВВП. При этом правительство грубо попирает Бюджетный кодекс, так как регионам достается не 50, как положено, алишь47% собранных в России налогов. Однако либерал-реформаторы заявляют, что мешающие им законы устарели и будут переписаны.
- Не занижает ли правительство темпы инфляции в очередном бюджете? Не делается ли это умышленно, чтобы иметь дополнительные доходы в бюджет?
- Прежде всего, правительство не может определить эту инфляцию: указывает, что она составит 12-14%, и притворяется, что не понимает, что при 12% будет один бюджет, а при 14% - уже совершенно иной.
Но в целом, так как правительство не борется с произволом монополий (ограничение роста тарифов естественных монополий в этих условиях лишь дает простор для завышения цен обычным монополиям), инфляция составит не ниже 15%. Инфляционные доходы позволят рапортовать о перевыполнении планов, но при этом бюджетополучателям не будет хватать денег, так как необходимые товары и услуги будут дороже предусмотренного в бюджете. При этом нехватка средств не будет компенсирована, даже если бюджет, как в 2000-2001 годах, будет лопаться от денег, так как все дополнительные доходы пойдут только кредиторам. Результат - вымерзание новых регионов России.
- Михаил Геннадиевич, не считаете ли вы, что в бюджете-2002 возобладали идеи Андрея Илларионова, доказывающего, что экономические власти должны сейчас способствовать оттоку капитала, чтобы воспрепятствовать инфляции и повышению реального курса рубля? Не скажется ли это в конечном итоге на интересах рядовых россиян?
- Политика правительства непоследовательна. Прогноз социально-экономического развития, на основе которого верстается проект бюджета, предусматривает двукратное сокращение оттока капитала к 2004 году, которое рассматривается как позитивный факт. Правительство, правда, не делает и не планирует делать ничего для обеспечения этого революционного прорыва, но сама надежда на него уже выгодно отличается от бредней советника президента Путина.
Однако реальная политика правительства направлена на выталкивание капитала из страны и, таким образом, является практической реализацией идей Илларионова. Так, очередной "гуру" либеральных реформ Греф разработал проект закона, по которому суммы до 5 млн долларов выводятся из страны свободно, а суммы сверх 5 млн долларов - с соблюдением минимума совершенно не обременительных формальностей. При нежелании правительства защищать собственность и ограничивать произвол монополий плохой инвестиционный климат России не улучшится и, соответственно, либерализация валютного регулирования обернется стимулированием оттока капитала из страны.
Это приблизит возможность разрушительной для страны и опасной для населения девальвации: без этого закона Россия войдет в зону валютного риска в начале 2003 года, а при его введении с начала 2002 года - уже с августа этого года. А что такое девальвация для граждан страны, видно на простом примере: даже сейчас, на третий год бурного экономического роста, реальные доходы населения все еще на 20% ниже, чем в "докризисном" 1997 году.
- Не перегибает ли правительство палку, направляя все дополнительные доходы в будущем году на выплату внешнего долга?
- Более того: правительство говорит не только о плановых выплатах, но и об "уменьшении объемов заимствований на внешнем и внутреннем рынках", что позволит осуществлять досрочные внешние выплаты. Направление же дополнительных доходов даже на самые насущные нужды российских бюджетополучателей правительством либерал-реформаторов фактически запрещено.
Это свидетельствует об ориентации правительства России прежде всего на интересы внешних кредиторов, а не на развитие национальной экономики.
Интересно, что при этом в бюджете имеется "дыра" как минимум в 3,3 млрд долларов, которую предполагается "заполнять" продажей драгметаллов и, главным образом, приватизацией, причем принятие Земельного кодекса позволяет реформаторам начать обвальную приватизацию земли. Возможно, "курс Чаушеску" на категорический отказ от реструктуризации внешних выплат был избран правительством либерал-реформаторов именно для того, чтобы создать в полнокровном бюджете искусственную нехватку денег и сделать форсированную и потому предельно невыгодную для государства приватизацию неизбежной.
Фото:
- Зимой и летом за одним цветом
|