Проект бюджета - 2002 готов. Готова ли к нему Дума?
Реалистичный, прочный, прозрачный, бездефицитный. Такими эпитетами определил кабинет министров окончательный проект бюджета на будущий год, который в ближайшие дни будет внесен на рассмотрение в Госдуму.
Но главное - этот проект, по словам вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, - ключ к экономическому развитию России на ближайшие три года. В нем очевидна социальная направленность. Он решит проблемы, накопившиеся за 10 лет. Обеспечит рост реальных доходов населения, потребительского спроса, расчет по долгам. И заживет страна если не беззаботно, то хотя бы не думая о завтрашнем дне.
Опять за счет нефти? Не только. Правительство намерено рачительно управлять своим имуществом. Следить за своевременным получением дивидендов на закрепленные в федеральной собственности акции, доходов от аренды, доходов от внешнеэкономической деятельности, доходов от продаж. Ожидается, что налоги станут платить исправно. В результате появятся средства на реформы, восстановление экономики Чечни и переселение беженцев (6 млрд. рублей), ремонт Останкинской башни (гарантии под заем ЕБРР на 17,5 млн. долларов), компьютеры для школ и оборудование для больниц (78,1 млрд. рублей и 30,7 млрд, рублей соответственно) и строительство дорог (54,5 млрд. рублей).
Не забыты Администрация президента и его представители в федеральных округах. По словам А. Кудрина, их содержание планируется увеличить. Ну, здание подреставрировать, опять же компьютеры поставить, мобильные телефоны выдать. К слову, на государственное управление заложено 56,38 млрд. рублей, И еще кое-что останется "на черный день" - в финансовый резерв для выплат по внешнему долгу в 2003-2005 годах.
А что,собственно, есть будем? Во что одеваться в будущем году населению со средней заработной платой 3500 рублей, как обещает кабинет министров? Духом единым жить будем. Ведь на культуру, искусство, кинематографию и СМИ (прибавить к другим статьям расходов) выделено 19,6 млрд. рублей. А на промышленность, строительство и сельское хозяйство-52 млрд. рублей и 17,5 млрд. рублей соответственно.
Неудивительно, что некоторые депутаты и многие чиновники, ознакомившись с проектировками правительства, остались ими недовольны. "Провозглашенная социальная направленность бюджета на деле не имеет реальной экономической базы. Доходная часть занижена. Без вложений в реальный сектор социальные проблемы не решить", - высказывали они свои соображения "Веку": Председатель Банка России Виктор Геращенко в одном из последних интервью вообще поставил под сомнение продуманность проводимой экономической политики.
Кабинет сгруппировался. Премьер-министр дал указание своим подчиненным защищать бюджет при прохождении в Гойдуме, не лоббировать ведомственные интересы и не допустить прошлогоднего торга. Вице-премьер заверил: никаких неожиданностей с принятием бюджета не будет.
Судя по первым откликам председателей думских комитетов Александра Жукова, Сергея Глазьева и других, одобренный правительством проект безоговорочного и безропотного согласия на Охотном ряду не получает.
Сравнение основных характеристик
Федерального бюджета
на 2001 и 2002гг.
Статьи бюджета |
2001г. – закон (млрд. руб.) |
2001 г. – ожидаемая оценка (млрд. руб.) |
2002г. – проект (млрд. руб.) |
Валовой внутренний продукт (ВВП) |
7750 |
8850 |
10600 |
Доходы |
1193,5 |
1481,4 |
1995,4 |
Расходы |
1193,5 |
1379,9 |
1868,9 |
Процентные расходы |
239,8 |
270,3 |
289,7 |
Непроцентные расходы |
953,7 |
1109,6 |
1579,2 |
Профицит |
|
101,5 |
126,5 |
Инфляция |
12-14% |
16-18% |
10-13% |
Яна Кошкина
Век №33
24-30 августа 2001г.
|