"Власть" уже рассказывала о начале административной реформы в России (см. № 29 от 24 июля 2001 года). Она продолжается - на прошлой неделе было объявлено, что Владимир Путин создал комиссию по реформированию системы госслужбы. К концу года руководитель комиссии Михаил Касьянов должен представить президенту свои предложения. Группа депутатов Госдумы опередила премьера и подготовила законопроект "О федеральной государственной службе".
К разряду федеральных госслужащих законопроект относит служащих администрации президента и других подведомственных ему госорганов, палат Федерального собрания, правительства и подведомственных ему органов, федеральных судов, прокуратуры, Счетной палаты, Центризбиркома и уполномоченного по правам человека. При этом все должности в этих структурах делятся на пять групп: высшие (лица, назначаемые президентом, главы федеральных органов и их заместители, а также главные советники), главные (руководители структурных подразделений и их заместители, помощники руководителя органа, старшие советники и советники, главные консультанты и главные госинспекторы), ведущие (руководители подразделений в составе самостоятельного подразделения и их заместители, руководители территориальных органов и их заместители, старшие консультанты и старшие госинспекторы, ведущие и старшие секретари, администраторы, редакторы, корректоры и бухгалтеры), старшие (главные и старшие референты, старшие секретари и администраторы, а также редакторы, корректоры и бухгалтеры) и младшие (референт, секретарь, администратор).
Для того чтобы получить соответствующую должность, нужно иметь соответствующие образование, стаж и опыт работы. Так, чтобы получить высшую федеральную госдолжность, необходимо иметь высшее образование по специальности "государственное и муниципальное управление" и стаж работы на госслужбе от двух до восьми лет (в зависимости от занимаемых должностей). Высшее образование по аналогичной специальности необходимо иметь и кандидатам на главные и ведущие должности, но в первом случае максимальный стаж соcтавляет пять лет, а во втором - три года. Проще всего, понятно, получить старшую и младшую должности: ни высшего образования, ни опыта работы (за исключением должности главного референта) не требуется. Но это еще не все. Госчиновникам на специальных квалификационных экзаменах необходимо будет продемонстрировать знание Конституции, федеральных законов, экономической теории и политики государства в соответствующей сфере, основ организации госслужбы и даже "современных технологий управления".
Зато, став федеральным госслужащим, чиновник будет иметь всего два ограничения: он не вправе быть непосредственным подчиненным или "подконтрольным" лицу, состоящему с ним в близком родстве или свойстве, а также не будет иметь права выступать в средствах массовой информации без разрешения руководителя органа, в котором он служит. Кроме того, при поступлении на федеральную госслужбу и ежегодно в течение времени ее прохождения чиновник будет обязан предъявлять в кадровую службу справку о том, что он подал налоговую декларацию.
Доходы чиновников вырастут. Законопроект обещает надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд, за "сложность труда" (до 20% оклада), за допуск к гостайнам (до 25%), за выслугу лет (от 10% при стаже один-пять лет до30% при стаже более 15 лет); а также премии по результатам работы и материальную помощь. Причем даже если чиновник не обратится за матпомощью в течение года, она ему все равно будет выплачена в размере двух должностных окладов. Стаж повлияет и на срок отпуска. Сверх ежегодного отпуска федеральный госслужащий, отработавший 5-10 лет, получит пять календарных дней, отработавший 10-15 лет - 10 дней, а свыше15 лет - 15 дней. ^
Ведать набором на федеральную госслужбу и решать проблемы замещения вакансий будет специальный орган- Агентство федеральной государственной службы. Это своеобразное министерство кадров получит весьма широкие полномочия. Агентство по заявкам министерств и ведомств будет формировать госзаказ на подготовку кадров. Именно оно будет устанавливать требования по уровням знаний на квалификационных экзаменах и проводить их, а также формировать кадровый резерв госслужбы, из которого будет заполняться до 70% вакансий. Статус агентства в проекте не определен - там лишь сказано, что его руководителя назначает президент. А вот функционировать оно, как сказано в комментарии к законопроекту, может и в составе администрации президента, и как правительственный орган, находящийся в прямом подчинении президенту, и "в иной форме".
"Золотым фондом" агентства станут чиновники, подписавшие с ним бессрочный "контракт о карьере". Этот документ будет содержать некие повышенные требования агентства к госслужащему и обязательства агентства по отношению к нему. Подписавший контракт не может быть уволен по инициативе своего руководителя без согласования с агентством, а в случае ликвидации органа, в котором служит "контрактник", агентство будет обязано обеспечить его трудоустройство на федеральной госслужбе. Чтобы стать "контрактником", необходимо иметь стаж госслужбы не менее 10 лет (в том числе пять лет федеральной госслужбы), занимать должность высшей, главной или ведущей группы (или быть включенным в кадровый резерв), а также иметь "заслуги по предшествующей госслужбе при условии ее безупречности". При этом законопроект ограничивает общее число "контрактников" 10% федеральных госслужащих.
Еще одной важнейшей новацией является возможность введения "политических должностей" или "должностей для людей команды руководителя". Законопроект предусматривает, что лица, занимающие определенные должности в министерствах и ведомствах, могут быть уволены при смене руководителя без каких-либо дополнительных оснований. Но количество таких должностей не может превышать 10% от общего числа должностей в федеральном госоргане. Разработчики считают, что это позволит устранить "болезненные перетряски" при смене руководства -10% будут знать, что как пришли, так могут и уйти со своим руководителем; зато остальные 90% "должны быть уверены в устойчивости своего положения".
Но самой интересной находкой проекта можно считать оригинальную попытку решения проблемы сокращения чиновников. Как известно, в России (да и не только в России) все попытки реформировать и сократить госаппарат неизбежно приводили к его увеличению. Разработчики законопроекта оговаривают, что финансирование федеральной госслужбы, в том числе повышение размеров денежного содержания госслужащих, увеличение ежегодного оплачиваемого отпуска, объема и качества социальных гарантий, в течение ближайших пяти лет будет осуществляться в размере расходов, предусмотренных на функционирование госслужбы в бюджете 2001 года.
Иными словами, сами чиновники должны быть заинтересованы в скорейшем сокращении госаппарата, поскольку это приведет к увеличению окладов ивообще расходов на каждого оставшегося на госслужбе. Правда, благоприятная экономическая конъюнктура может поставить крест на этих замыслах: в проекте закона оговаривается, что увеличение финансирования госаппарата может осуществляться за счет дополнительных доходов федерального бюджета.
В июле 1995 года вступил в силу рамочный федеральный закон "Об основах государственной службы РФ", определивший основные принципы организации госслужбы в Российской Федерации. На основе этого закона впоследствии должны были быть приняты специальные законы как на федеральном уровне, так и в субъектах федерации, регулирующие особенности госслужбы на федеральном и региональном уровнях. Однако если большинство регионов разработали собственное законодательство о госслужбе, то на федеральном уровне эти вопросы так и остались неотрегулированными. В частное-
ти, в соответствии с законом об основах госслужбы должны быть приняты законопроект о денежном содержании федеральных госслужащих и Реестр государственных должностей РФ. Подготовленный группой депутатов Госдумы законопроект "О федеральной государственной службе" призван хотя бы частично заполнить эти пробелы. Впрочем, созданная в администрации президента рабочая группа разработала новую концепцию реформирования госслужбы, в соответствии с которой все заинтересованные ведомства должны будут подготовить согласованный законопроект.
Статья 23. Агентство федеральной государственной службы
- разрабатывает основы федеральной политики по вопросам государственной службы, осуществляет контроль за их реализацией;
- участвует в разработке и реализации федеральных целевых программ по вопросам развития государственной службы;
- формирует федеральный кадровый резерв и организует работу с ним;
- формирует, финансирует в установленном порядке, контролирует размещение и исполнение... государственного заказа на подготовку федеральных государственных служащих, их переподготовку, повышение квалификации и организует стажировку госслужащих, в том числе за рубежом;
- формирует высшую конкурсную (квалификационную) комиссию федеральной государственной службы для проведения конкурсов, государственных квалификационных экзаменов, аттестаций, связанных с замещением высших должностей федеральной государственной службы, присвоением квалификационных разрядов действительного государственного советника РФ 1-го, 2-го и 3-го класса, с включением в федеральный кадровый резерв;
- организует проведение конкурсов, государственных квалификационных экзаменов, аттестаций...
- согласует выдачу образовательным учреждениям лицензий на ведение образовательной деятельности по специальности "государственное и муниципальное управление";
- осуществляет общее руководство находящимися в ведении президента РФ образовательными учреждениями, является для них государственным заказчиком;
- готовит предложения по финансированию федеральной государственной службы и установлению предельного числа должностей федеральной государственной службы к проекту федерального бюджета на соответствующий год...
Мировая практика
В мире существуют две традиции функционирования государственных служащих. В Великобритании государственная служба (Civil Service) максимально деполитизирована. Госслужащим запрещено быть членами политических партий или иным способом активно проявлять свои взгляды и убеждения. Смена правительства не ведет к автоматическим изменениям в аппарате министерств и ведомств. Вместе с министром уходят только его политические заместители - государственные министры и политический советник. Несменяемость аппарата министерства подчеркивается и в официальном названии должности главного лица, занимающегося каждодневным управлением министерством,- "постоянный заместитель министра".
Госслужащие проходят аттестацию (обычно один раз в пять лет), которую проводит комиссия государственной службы, на решения которой по традиции не влияют политики - министры и государственные министры. По итогам аттестации выносится решение об увольнении, повышении государственного служащего или оставлении его на
прежнем месте работы. Отказ в продвижении по службе в течение более 10 лет свидетельствует о том, что комиссия недовольна его работой и служащему следует самому подать прошение об отставке. Повышение по службе государственного чиновника может быть как вертикальным, так и горизонтальным. Например, продвижением по службе для постоянного заместителя министра является назначение на аналогичную должность в более престижное министерство. Такая же система действует в Австралии, Новой Зеландии, Индии. Похожа на британскую система госслужбы Франции, ФРГ и большинства других стран Европы.
В США смена администрации обычно ведет к тотальной замене всего аппарата кабинета и министерств - вплоть до секретарш и переводчиков. Аттестация госслужащих предусмотрена, однако чаще всего до нее дело не доходит: чиновник уходит в отставку вместе со своим министром. Аналогичная система действует в большинстве латиноамериканских стран и странах Африки.
Илья Булавинов Коммерсант власть №34 28 августа 2001г.
|