Аркадий Дворкович,
заместитель министра экономического развития и торговли России.
Наконец-то у нас бюджет стал реалистичным, и в нем заложены расходы на проведение основных реформ. Кроме того, есть большая надежда, что доходы превысят даже запланированные. Поэтому я не думаю, что в первом чтении Госдума устроит "торг". Хотя к второму чтению они обязательно захотят распределения статей расхода. Уже сейчас Александр Жуков заявил, что мы сделали слишком большой упор на социальную сферу и мало средств выделяем на сельское хозяйство и промышленность. Но правительство не должно выделять большие деньги на промышленность и сельское хозяйство, наша главная задача - проведение реформ, а значит, именно на них должно быть выделено больше средств.
Александр Жуков,
председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам.
Предложенный правительством вариант бюджета на 2002 год в принципе неплох: большое внимание, например, уделено социальным вопросам, чего в предыдущих бюджетах не было. Бюджет сделан с большим запасом прочности, и многие его параметры явно занижены, что в преддверии 2003 года, на который приходятся основные выплаты по российским долгам, вполне объяснимо: это своего рода страховка правительства. Но мы в Госдуме неоднократно говорили о том, что бюджет все-таки должен быть реальным, а не заниженным.
Александр Хандруев,
член экспертного совета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, руководитель консалтинговой группы БФИ.
Инвестиции в человеческий капитал, предусмотренные проектом, будут стимулировать конечный спрос, что создаст условия для роста в дальнейшем налогооблагаемой базы, хотя и несет в себе угрозу закрепления инфляционных процессов. Но весь вопрос в исполнении бюджета. Из года в год правительство при попустительстве Госдумы занижает ожидаемые темпы роста ВВП и инфляции. Но на этот раз может оказаться так, что фактические темпы роста будут близки к расчетным (около 4%), а по инфляции (10-13%) вполне вероятен выход на уровень прогноза. Если к этому прибавить неустойчивость конъюнктурных цен на сырьевых рынках, то выполнение бюджета может оказаться трудной задачей.
Вячеслав Володин,
первый заместитель руководителя фракции ОВР в Госдуме.
Уже сейчас ясно, что дополнительные доходы текущего года будут значительно выше показателей, заложенных в бюджет. Значит, парламентарии фактически лишены возможности проконтролировать, куда будут направлены эти дополнительные средства. Поэтому в проекте бюджета на будущий год необходимо не только значительно увеличить показатель доходной части, но и предусмотреть помесячную разбивку этих доходов на финансирование конкретных целей. Наша фракция будет настаивать, чтобы и программа приватизации объектов госсобственности была представлена на утверждение в Думу с четким перечнем объектов, выставляемых на продажу. Причем стоимость этих объектов должна быть реальной, а не сильно заниженной.
Юрий Маслюков,
председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям.
Профицит бюджета является абсолютно искусственным. Если все допдоходы направлять только на погашение внешнего долга, в том числе на опережающее погашение, нам вновь в самый неподходящий момент может не хватить денег на свет и отопление. К этому же может привести и беспрецедентное урезание средств региональных бюджетов почти на 1,5% ВВП. Нельзя забывать, что основная тяжесть финансирования систем жизнеобеспечения страны лежит именно на регионах. Даже либеральные экономисты признают, что приватизация, проводимая для наполнения бюджета, неминуемо проводится в спешке и потому неэффективна. Поэтому приватизацию крупных объектов следовало бы поставить под контроль общества, в первую очередь Госдумы.
Евгений Гавриленков,
проректор Высшей школы экономики, и. о. гендиректора Бюро макроэкономического анализа.
Я надеюсь, что и в этом случае совершенству нет предела. И по сравнению с предложенным правительством проектом бюджета окончательный вариант будет лучше. Но даже сейчас впервые бюджет у нас профицит-ный. К сожалению, правительство всегда занижает минимум ВВП, а ведь уже сейчас явно видно, что ВВП будет гораздо выше. Да и большого экономического роста, как обещает правительство, я тоже пока не вижу. Кроме того, увеличены расходы на "социал-ку" - сигнал о том, что вряд ли удастся достичь инфляции такого уровня, как запланировало правительство.
Михаил Задорнов,
председатель подкомитета Госдумы по кредитно-денежной политике и валютному регулированию.
Наиболее острыми вопросами проекта бюджета на 2002 год, которые могут вызвать дискуссию в Госдуме, являются объем доходов, распределение дополнительных доходов, а также формирование стабилизационного фонда. Вероятнее всего, эта часть бюджета будет серьезно скорректирована. При этом одним из самых принципиальных вопросов станет использование дополнительных доходов. Пока же в проекте бюджета предлагается направлять дополнительные доходы на погашение госдолга. Кроме того, в проекте бюджета отсутствует стабилизационный фонд, создание которого предполагалось еще в 2001 году. Кроме того, обязательно в Думе вызовет серьезную дискуссию вопрос распределения доходов между федеральными и региональными бюджетами. Сейчас 60% доходов консолидированного бюджета планируется направлять в федеральный бюджет и 40% - в бюджеты субъектов федерации. А подобное положение вещей не устроит регионы.
Александр Лившиц,
заместитель генерального директора компании "Русскийалюминий", в 1996-1997 годах министр финансов России.
Не стоит забывать, что на 2002 год запланировано начало реформы естественных монополий. По подсчетам Федеральной энергетической комиссии, ожидаемый рост тарифов на электроэнергию даст 3% годовой инфляции из запланированных 13%. Споры вокруг бюджета разгорятся по государственному долгу и вообще по внешним долгам. Депутаты будут настаивать на реструктуризации, но правительство занимает совершенно справедливую позицию, намереваясь платить долги полностью. Вторым дискуссионным направлением станет перераспределение доходов бюджета. Я бы на месте правительства отвечал жестко: статью ввести можете, но денег нет. Что касается стабилизационного фонда, то создавать его надо уже в этом году за счет средств, полученных сверх допдоходов бюджета. Источников создания этого фонда в 2002 году я не вижу.
Комерсант власть 28 августа 2001г.
|