Вчера проект бюджета на 2002 год был внесен в Государственную думу двумя мужчинами в военной форме с серьезными лицами. Мужчины вошли в здание на Охотном ряду. В руках одного из них был кожаный чемоданчик. В чемоданчике - документ, по которому предстоит жить стране в следующем году. Первое чтение бюджета состоится не раньше октября, так что время для сближения позиций у правительства и де-путатов есть. Главным камнем преткновения по традиции станет распределение бюджетных доходов.
Сегодня размноженные копии финансовой конституции поступят в бюджетный комитет Госдумы. В течение грех дней спикер Геннадий Селезнев подготовит распоряжение о порядке прохож-дения бюджета. Если оно пойдет без особых осложнений, то по-следнее, четвертое чтение доку-мента состоится в конце ноября - начале декабря.
В Белом доме уверены, что осложнений не будет. Вице-премьер Алексей Кудрин заверил журналистов, что кабинет министров уже давно проводит "нулевое чтение" и сумеет не допустить торгов вокруг бюджета: "Депутаты сами не заинтересованы в торге с правительством, чтобы не помешать благоприятному развитию экономики".
У депутатов свои представления о том, что хорошо для российской экономики, и легкой жизни правительству они не обещают. Несомненно, рост расходов на образование, повышение зарплат и пенсий, которые придали бюджету, по выражению Кудрина, "социальное лицо", импонирует парламентариям. Но представителей регионов в Думе не устраивает предложенное правительством распределение налоговых поступлений: 62 процента - центру и 38 - субъектам федерации. Много вопросов вызовет стабилизационный фонд, появившийся в бюджете только на прошлой неделе в несколько искаженном по сравнению с первоначальным виде. Напомним: вместо того чтобы откладывать в копилку сверхдоходы от экспорта нефти, правительство решило наполнить фонд, предназначенный для расплаты с западными кредиторами в 2003-2004 году, за счет увеличения объема внешних заимствовний. Но главное недовольство парламента вызовут заявленные правительством доходы бюджета, которые депутаты считают существенно заниженными.
При разработке бюджета Минфин применил хитрый прием - рассчитал расходы, исходя из неблагоприятного прогноза нефтяных цен ($ 17 за баррель), а доходы спроектировал по цепе $22 за баррель. Однако реально доходы фе-деральной казны могут превысить даже самые оптимистические оценки (ожидаемая средняя стоимость барреля нефти в следующем году составит $23-24). В таком случае правительство сможет за счет "лишних денег" расплатиться и по процентам, и по основной част долга. При условии, что не будет, как предлагает Минфин, делить доило ход и с депутатами. Парламентариев, понятно, такой поворот событий не устраивает.
Конечно, в Бюджетом кодексе записано, что доходы должны отправляться на сокращение долгового бремени. Однако в последние годы это правило нарушалось на основании другой статьи кодекса. В ней сказано, что "лишние" деньги можно тратить на иные цели, если внести изменения в закон о бюджете. Депутаты очень не хотят терять контроль за допдоходами и обвиняют пра-вительство в том, что оно, как выразился зампред бюджетного ко-митета Виталий Шуба, приносит в жертву своему неумению договорится о реструктуризации долга "внутренние интересы страны".
Елена Короп Известия 27 августа 2001г.
|