Cергей Юрьевич, правительство заявляет, что главными приоритетами проекта бюджета-2002 являются расходы на социальные нужды – повышение заработной платы бюджетникам, нужды образования, науки. Вы согласны с такой точкой зрения?
Нет, разумеется. Трезвый анализ бюджета показывает, что главным приоритетом бюджета будущего года, также как и бюджета на этот год остаются расходы на обслуживание и погашение госдолга. На эти цели планируется выделить 666 млрд. рублей. Это больше чем одна треть всего бюджета. Все остальные расходы, в том числе и те, которые правительство называет приоритетными - образование, наука, повышение зарплаты бюджетникам – и близко не “вписываются” в те нормативы бюджетной политикой, которые определены федеральными законами. Например, расходы на национальную оборону должны быть не менеее 3% от ВВП, а в проекте они едва дотягивают до 2,6%. Расходы на науку должны составлять не менее 4% от расходной части бюджета, а в проекте бюджета – менее 2%. На образование должно выделяться 10% от национального дохода, но и здесь та же картина…
Кроме того, не следует забывать, что основная тяжесть расходов на образование – во всяком случае, среднего, ложится на субъектов федерации, а они согласно внесенному проекту, теряют в этом году порядка 70 млрд. рублей.
Таким образом, правительство в этом бюджете ставит перед собой две цели – любой ценой погасить все обязательства по внешним долгам и сделать максимально ненапряженной себе жизнь по исполнению бюджета. Поэтому не удивительно, что Минфин только по официальным данным (“подстраховка” в случае падения цен на нефть) занижает доходы бюджета на сумму в 60 млрд. рублей. Реально же доходы занижены гораздо больше – по крайней мере на 100 млрд. рублей. При этом следует учесть, что это сумма “набегает” при том условии, что кабинет министров не будет предпринимать ровным счетом ничего для привлечения дополнительных доходов в казну. Между тем, в случае принятия необходимых мер для пополнения доходной части, в бюджет могло бы поступить доходов еще на 1 трлн. рублей. Одним словом, ситуация очень напоминает прошлогоднюю, когда правительство оставило себе “заначку” в 200 млрд. рублей дополнительных доходов, и теперь благополучно рапортует об исполнении бюджета.
Этот бюджет рекламируется как бездефицитный. Более того, правительство планирует свести его с профицитом. За счет чего это планируется сделать?
Правительство действительно планирует профицит в размере 127 млрд. рублей. Одновременно в следующем году правительство намерено занять на внешнем рынке порядка $2 млрд. и более 100 млрд. рублей на внутреннем. Но это отнюдь не признак хорошего бюджета. Деньги должны работать. А правительство прямо говорит, что оно не намерено тратить деньги на те цели, на которые государство тратить деньги обязано –социальную сферу, оборону, национальную безопасность. По всем этим статьям планируется недофинансирование. А в итоге получается, что только по официальным правительственным наметкам из национальной экономики планируется вывести около 800 млрд. рублей (профицит плюс средства на обслуживание и погашение внешнего долга). Подобное изъятие денег из экономики эквивалентно сокращению ВВП на 8%. Иными словами, если бы все эти деньги работали внутри экономики, то ее рост составил бы не 4%, как планирует правительство, а 6-8. И мы могли бы выйти на эти темпы роста в том случае, если бы в бюджете сохранился бюджет развития, были бы реализованы госгарантии в приоритетных отраслях экономики, поднята планка инвестиций на 20-25% в год, эффективно использовалась бы природная рента. Но на все инвестиционные программы в производственную сферу правительство планирует потратить не более 10 млрд. рублей.
Очевидно, что это ничтожно малая сумма, которая реального влияния на экономический рост в стране оказать не может. То есть по своим макроэкономическим последствиями это вялый и депрессивный бюджет.
Вы сказали, что есть возможности увеличить доходную часть почти на триллион рублей. За счет чего?
Резервы здесь лежат на поверхности, хотя, конечно, для того чтобы их получить, нужно работать. Но сделать это вполне возможно, причем не за счет увеличения налогов, а за счет реализации того потенциала, который находится в руках у государства. Первое – это эффективное использование природной ренты. Как известно, три четверти нашего национального дохода – это наше сырье, месторождения полезных ископаемых. Но сегодня именно они являются чуть ли не главным источником вывоза капитала за рубеж, а отнюдь не источником пополнения доходной части бюджета. Для того чтобы природная рента служила нуждам бюджета, необходимо грамотное регулирование ставок экспортных пошлин. Кроме того, необходимо ввести дополнительный доход на сверхприбыль от особо ценных месторождений. В совокупности только эти два инструмента позволят поднять доходы бюджета на 300-400 млрд. рублей.
Далее. Минфин по непонятной для меня причине почему-то выводит из под налогооблагаемой базы одну треть импорта. Я уже не буду говорить о таких вещах, как акцизы на алкоголь, половина доходов от которых уходит в тень, доходы от использования и продажи госсобственности, нелегальном вывозе капитала. Ведь не для кого не секрет, что только налоговых недоимок, когда товар ушел за границу, а валютная выручка не вернулась, накопилось на сумму около $30 млрд. И это только по официальным данным. Но ведь это превышает весь федеральный бюджет. Иными словами, доходы бюджета лишь в той части, которая поддается счету, можно увеличить в полтора раза.
10 сентября 2001
Глазьев Сергей Юрьевич
|