Во вторник 21 августа правительство одобрило проект федерального бюджета на 2002 год, подготовленный Минфином. Некоторые нарекания вызвало уменьшение ассигнований на сельское хозяйство (Минфину дали еще три дня на доработку), но в целом параметры бюджета уже утверждены, и именно в данном виде бюджет должен быть внесен в Думу.
Нынешний бюджет - очень сложное экономическое устройство. Как известно, величина расходов бюджета зависит от величины возможных доходов, а доходы зависят от цен на нефть. Доходы в нынешнем федеральном бюджете рассчитаны из прогнозной цены на нефть в 22 доллара за баррель, а расходы - из расчета 17 долларов за баррель. Это сделано специально, чтобы расходы не оказались без источников финансирования даже при самой неблагоприятной ситуации на нефтяном рынке. В результате такого подхода доходы оказались больше расходов на 126,5 млрд рублей. Эти деньги (все без исключения) пойдут на выплату основной суммы внешнего долга России. Беда только в том, что выплачивать “тело долга” России и будущем году придется в объеме примерно 214 млрд рублей.
Таким образом, почти 90 млрд все равно не хватает. Эту сумму правительство собирается покрывать за счет внебюджетных доходов, к которым относятся прежде всего доходы от приватизации и внешние заимствования. Последние придется увеличить: брать взаймы на мировых финансовых рынках Россия будет в 2002 году не 1 млрд долларов, как думали сначала, а 1,5-2 млрд. Ну а все, что останется после выплаты внешнего долга, попадет в неприкосновенный резервный фонд, из которого будут выплачивать внешний долг в последующие годы. По словам министра финансов РФ Алексея Кудрина, правительство рассчитывает, что к концу 2002 года в резервном фонде будет не менее 1,5 млрд долларов.
Решение о создании бюджетного резерва имеет еще и важное политическое значение. Отныне у депутатов парламента исчезает повод торговаться по поводу распределения допдоходов, поскольку все они будут сразу поступать в неприкосновенный резервный фонд. О судьбе проекта бюджета в Думе Алексей Кудрин выразился так: “Торговли в атом году будет меньше, это обещал президент, и это на заседании правительства подчеркнул премьер”.
Оптимизма вице-премьера, однако, не разделяют депутаты нижней палаты парламента, к которым обратился парламентский корреспондент “ФР” с просьбой проанализировать основные параметры бюджета 2002 года. Наиболее острыми вопросами, которые могут вызвать дискуссии в Госдуме, считает зампред бюджетного комитета Михаил Задорнов, станут распределение дополнительных доходов и формирование стабилизационного фонда. По его мнению, в ходе рассмотрения депутаты серьезно скорректируют документ. Пока в проекте бюджета допдоходы предлагается направлять на погашение госдолга. С этим депутаты вряд ли согласятся. Кроме того, в бюджете будущего года отсутствует стабилизационный фонд, создание которого предусматривалось еще в 2001 году. Фракция “Яблоко”, по словам Михаила Задорнова, будет предлагать создать в бюд-жете-2002 стабилизационный фонд, поскольку “позиция, когда дополнительные доходы направляются неизвестно куда, Госдуму не устраивает”. По мнению депутата, макроэкономические параметры бюджета, такие как объем ВВП и прогноз инфляции, могут быть существенно пересмотрены в ходе обсуждения проекта в парламенте. Структура расходов скорее всего' тоже будет изменена. Правительство предлагает увеличить расходы на оборону (282 млрд рублей), образование (70 млрд), судебную систему (19 млрд), дорожное хозяйство (54 млрд). Вместе с тем, подчеркнул Михаил Задорнов, правительство планирует сократить расходы на промышленность, энергетику, строительство и сельское хозяйство.
Такой подход вызывает вопросы и у другого зампреда бюджетного комитета, Виталия Шубы. Он считает, что депутаты вряд ли согласятся с тем, что увеличиваются расходы на оборону и правоохранительную деятельность и снижается финансирование сельского хозяйства и промышленности. Жаркое обсуждение в Думе вызовет распределение доходов между федеральным и региональными бюджетами. Пока 60 процентов доходов консолидированного бюджета предлагается направить в федеральный бюджет и 40 процентов - в бюджеты субъектов Федерации. Как считает депутат Николай Гончар, такое распределение не соответствует Бюджетному кодексу, в котором предусмотрено межбюджетное распределение финансовых ресурсов в соотношении 50 на 50. По мнению депутатов, правительство намеренно занижает размер внутренних доходов. Опасения Минфина, что из-за снижения налога на прибыль налоговые поступления сократятся на 200 млрд рублей, члены бюджетного комитета не разделяют. Виталий Шуба отметил, что одновременно со снижением ставки налога на прибыль были отменены и всевозможные льготы. Кроме того, есть конкретный пример - когда снизили ставку подоходного налога, поступления в бюджет увеличились, Заниженный прогноз уровня инфляции, как считают депутаты, существенно облегчит правительству выполнение бюджета, но за счет социально не защищенных слоев общества и бюджетополучателей. Поэтому размер доходной; части бюджета должен быть реалистичным. Правительству придется, по их мнению, пересмотреть официально заявленный размер доходов. Во всяком случае депутаты будут требовать его увеличить как минимум на 180-200 млрд.
Григорьев Максим, Кожхаметов Айдар:
Финансовая Россия №30 23-29 августа 2001г.
|