Александр Жуков готов поспорить, что кабинет занижает уровень бюджетных доходов
Извечная мечта догнать и перегнать Америку хоть в чем-то наконец осуществилась. К такому выводу пришли депутаты Госдумы, изучившие многостраничный проект бюджета 2002 года. Большинство стран выплаты по внешнему долгу проводят, как правило, путем реструктуризации долгов. Например, занимая деньги у одних кредиторов, отдают другим. Немногие могут позволить себе выплачивать основной внешний долг непосредственно из бюджета. Так поступают США, а теперь и Россия вступила в клуб честных должников.
Как считает председатель бюджетного комитета Госдумы Александр Жуков, это, безусловно, позитивный шаг правительства, хотя ему все же очень интересно, где и как будет храниться финансовый резерв, из которого страна станет рассчитываться по внешнему долгу. По мнению Жукова, правительство недостаточно четко указало, как именно потратят средства, которые будут получены от дополнительных доходов в 2002 году.
Депутатов не случайно волнует, как будет формироваться финансовый резерв. В этом году, например, остатки на счетах федерального казначейства составили фантастическую сумму. Только за первое полугодие они приблизились к 246 млрд рублей, рост составил почти 95 млрд. И это при том, что изначально в бюджете планировалось всего 59 млрд рублей остатков на счетах казначейства. По мнению Александра Жукова, к концу года эта сумма не уменьшится, а вырастет почти до 10 млрд долларов. У некоторых депутатов создалось ощущение, что правительство формирует некий параллельный бюджет и делает это сознательно. С этим Госдума не согласна и наверняка будет настаивать осенью на том, чтобы правительство легализовало свои доходы.
Занижение доходной части бюджета ведет к тому, что правительство получает возможность практически бесконтрольно тратить деньги. Кроме того, депутатов раздражает и то, что в проектах бюджетов ежегодно занижаются цифры любых финансовых прогнозов, если они относятся к доходной части. На пресс-конференции в агентстве "Интерфакс" Александр Жуков предложил пари любому правительственному чиновнику, что уровень ВВП в 2002 году будет выше, чем это запланировано в проекте бюджета.
В следующем году планируется объем внутреннего валового продукта на уровне 10,6 трлн рублей, в то время как председатель бюджетного комитета Госдумы убежден, что он будет не ниже 11 трлн. В этой вере его укрепляет тот факт, что в этом году в бюджете был запланирован объем ВВП в размере 8,8 трлн рублей, а уже сейчас очевидно, что размер ВВП будет не меньше 9 трлн. Это могло бы показаться жонглированием цифрами, если бы сотни миллиардов рублей появлялись, например, из печатного станка, но они реально зарабатываются российской экономикой. По мнению членов бюджетного комитета Госдумы, правительство серьезно занизило в проекте бюджета поступление внутренних доходов.
Аргументация чиновников из Министерства финансов строится на том, что в 2002 году из-за снижения ставки налога на прибыль поступление средств уменьшится. Александр Жуков считает, что "правительство совершает ту же ошибку, что и с подоходным налогом. Тогда тоже полагали, что поступления в бюджет уменьшатся, а сейчас мы видим, что они увеличились на 60 процентов. Произошло это прежде всего за счет расширения налогооблагаемой базы".
Логика занижения правительством доходной части бюджета понятна - страна создает финансовые резервы для выплат по внешнему долгу. Однако, как считают в бюджетном комитете Госдумы, делать это нужно открыто, а не прятать уровень доходов от самих себя. Как бы Министерство финансов и депутаты ни уверяли друг друга в твердом намерении покончить с порочной практикой политического торга при принятии бюджета, очевидно, что без публичной полемики и подковерных компромиссов и на этот раз не обойдется.
Айдар Кожахметов
Финансовая Россия
6-12 сентября 2001г
|