Проект федерального бюджета на 2002 год был утвержден 21 августа на заседании правительства, а 26 августа был передан в Государственную Думу, где его обсуждение намечено на 28 сентября. За те несколько дней, что прошли между заседанием правительства и передачей документа в парламент, Минфин и правительственные чиновники успели внести в него изменения.
Разумеется, цифры расходов и доходов бюджета изменить никто не посмел. Но кроме определяемых бюджетом доходов и расходов, правительство берет взаймы на внешнем и внутреннем рынке, возвращает старые долги, экспортирует золото, продает госрезервы и проводит приватизацию. Объемы всех этих сделок определяются не бюджетом, а только приложениями к нему, и Минфин изменил параметры этих приложений буквально в последние сутки перед их сдачей в Думу, и что характерно - в сторону увеличения. Сначала утверждалось, что в будущем году Россия займет на международном рынке 1 млрд долларов, после заседания правительства министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что речь по всей видимости пойдет о 1,5-2 млрд, а в конечном варианте уже фигурирует цифра в 2,87 млрд долларов. Аналогичную эволюцию претерпела и сумма доходов от приватизации: от 10 млрд рублей первоначальных через 18 млрд промежуточных к окончательным 25 млрд рублей. Планируемая выручка от продажи государственных запасов также увеличивалась в приложении на 6 млрд долларов.
Объемы заимствований на внутреннем финансовом рынке определены в размере 150 млрд рублей, при этом одновременно 141 млрд придется выплатить по прошлым внутренним долгам, так что внешним кредиторам останется только 9 млрд. Очевидно, что правительство очень беспокоится, как в будущем году отдать 7 млрд долларов внешнего долга, и поэтому вынуждено маневрировать. К такого рода большим маневрам относится и идея о досрочном погашении внешнего долга, высказанная на прошлой неделе высокопоставленным представителем Минфина. По словам минфиновского чиновника, в том случае, если для этого будет достаточный объем дополнительных доходов, если это будет выгодно и если сложится благоприятная рыночная конъюнктура, то Россия в 2002 году может пойти на досрочный выкуп своих внешних долговых обязательств.
Досрочный выкуп будет необходим для того, чтобы хотя бы немного ослабить давление внешнего долга в 2003 году. Выплаты в 2003 году будут почти в 3 раза больше - 19 млрд долларов, или 600 млрд рублей. Именно поэтому в окончательном варианте размеры финансового резерва, который в бюджете-2002 создается под выплату долгов в 2003 году, увеличились с первоначально предполагаемых 1,5 до 1,8 млрд долларов. Использовать финансовый резерв можно только на выплату госдолга, и это обстоятельство вызывает нарекания некоторых экспертов.
Так, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин заявил, что бюджетную политику правительства стоит назвать курсом Чаушеску - ведь румынский диктатор подчинил всю свою экономическую политику выплате внешнего долга, в результате он был доведен до нуля, но экономика не может оправиться от этого до сих пор.
Если в будущем году неожиданно надо будет осуществить дополнительные расходы, скажем, в связи с необходимостью помочь проблемному региону подготовиться к зиме, то использовать дополнительные доходы бюджета на это уже будет нельзя - они все пойдут в резервный фонд.
Константин Фрумкин
Финансовая Россия
сентябрь 2001г
|