Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Мнения и предложения экспертов
Профицит - категория нравственная

Российский бюджет упорядочился - этот факт бесспорен. К тому же он растет, и довольно быстро: с учетом инфляции расходы в будущем году увеличиваются процентов на 35. Это показывает на большие резервы в привлечении регулярных доходов. Но пока нет оснований считать, что в России имеется нормально действующий государственный бюджет.

Напомним, что мировая бюджетно-налоговая теория выделяет три главные функции правительственных финансов. Первая - содержание и обслуживание госаппарата и всей государственной машины. Вторая - перераспределение, выравнивание доходов и расходов между "богатыми" и "бедными" лицами и территориями. Третья - использование бюджета в качестве мощного рычага влияния на воспроизводственный процесс в национальной экономике. Вряд ли надо доказывать) что российский бюджет разве что подступает к решению первой проблемы. Вторая задача не будет считаться решенной, пока финансовые отношения центра и регионов характеризуются неэкономическим термином "перетягивание одеяла", а зарплата бюджетников в разы отличается от доходов таких же работников частного сектора (где, в свою очередь, громадное расслоение доходов). К решению третьей главной задачи федерального бюджета не только не приступали, но, что совсем уж скверно, пытаются делать вид, что России с ее "либеральными" реформами это и не очень нужно.

Поэтому, хотя бюджетные успехи российского правительства очевидны, они не слишком значительны по сравнению с нерешенными проблемами и с теми экономическими возможностями, которые при решении этих проблем могут быть реализованы. Этот факт можно считать одновременно и причиной, и следствием простого обстоятельства, которое, видимо, остается все еще не совсем понятым руководством страны: государственный бюджет, в развитых странах являющийся средством воздействия на экономику, в России все эти годы плетется в хвосте хозяйственного развития, полностью от него зависит, подчинен конъюнктурным всплескам внутренних и внешних экономических процессов.

Несамостоятельность бюджетной политики, ее робость и ограниченность выражены и в бюджетной процедуре, и в процессе утверждения бюджета, и при его исполнении. Взять тот же вопрос о "профицитности" федерального бюджета: в информационных сообщениях говорится, к примеру, что профицит бюджета-2002 предполагается в 126 млрд руб., или около 1, 2 проц. ВВП. Но, говорится далее, весь профицит будет использован для выплаты долгов, причем расходы по обслуживанию госдолга составят в целом около 290 млрд руб. (более 2, 7 проц. ВВП). Совершенно непонятно: если профицит будет израсходован в плановом порядке, то как его можно называть профицитом?

Невнятности на этом не кончаются. Запланированные расходы на обслуживание госдолга составят около 10 млрд долл.; в то же время России в будущем году предстоит вернуть только внешних долгов на 14 млрд долл., и это больше общей суммы обслуживания госдолга на 40 проц. Премьер пояснил: надеемся на "дополнительные доходы", которые, может, будут, а может - нет. Если будут, почему не назвать их тоже профицитом, а если уж по правде - бюджетными расходами; а если нет - непонятно, из каких средств будут гаситься долги: путь-то остается один. И что это за новая бюджетная категория - "дополнительные доходы", если без них профицитный якобы бюджет обанкротится? Очень похоже на бухгалтерскую манипуляцию, правда, шитую белыми нитками, но призванную в чьих-то глазах кардинально украсить грустную финансовую действительность.

Но 14 млрд долл. - это около четверти бюджета будущего года. Вместе с платежами по внутреннему долгу - более 30 проц. расходов бюджета-2002, в то время как официально на обслуживание госдолга в целом выделяется всего около 17 проц. бюджетных расходов. Разница очень велика) а кроме бюджета, источника оплаты процентов и погашения основной суммы долга нет никакого.

Если военные расходы составят тоже около 16-17 проц., то, получается, на долговые дела и на оборону будет затрачена почти половина федерального бюджета (и это не считая расходов на правоохранительные органы). Оставшаяся половина и есть реальная созидательная часть бюджета, и она невообразимо мала. Соответственно невелик и ее активный потенциал при нацеливании на стимулирование экономического роста. Доля гражданских расходов в бюджете считается ключевым показателем для характеристики экономики и бюджетных тенденций в стране. В США эта доля (если точно так же исключить процентные и военные расходы) составит в 2001 финансовом году около 70 проц., хотя госдолг равен примерно 55 проц. ВВП против российского (по обещаниям) госдолга в 48 проц. ВВП к концу 2002 года. Однако расходы на обслуживание госдолга в США составляют сейчас не более 13 процентов.

И дело не только в существенной разнице между бюджетными долями долговых платежей) но и в том) как этот долг оформляется и обслуживается. В России весь долг считается обузой, чистой потерей для хозяйства и бюджета. В США долг работает, при любых условиях приносит пользу, и речь может идти только о различной эффективности для экономики суммы долга и тех же средств, затраченных на иные бюджетные нужды или на частные инвестиции. Встроенность долга в экономику порождает и его значимость в качестве инструмента экономического регулирования. В результате планируемой Бушем реструктуризации госдолга США этот показатель в номинале не уменьшится, даже увеличится - в 2006 финансовом году до 5, 9 трлн долл. против 5, 6 трлн в настоящее время. А вот выплаты по долгу будут постоянно сокращаться и уменьшатся через пять лет благодаря умелому и разумному маневрированию более чем вдвое - до менее 5 проц. федерального бюджета. Но и при этом все части долга будут продолжать экономическую "работу". Правительство США не позволяет себе "монетаристского" трепа, оно по старинке организует экономический рост, не очень озабочиваясь, в какую теорию окрашены его усилия, - лишь бы давали результат.

В России такое принципиально невозможно - не потому, что нет понимающих финансистов или организационных возможностей. Дело, пожалуй, обстоит хуже: не состоялся устойчивый и достаточно емкий рынок ценных бумаг, и не на что ему пока что по-настоящему опереться; социальные фонды не вкладывают деньги в инвестиции, деньги эти идут непонятно куда, а спроса на инвестиции пока особого нет, да и доходность "длинных" денег невелика. Надежда на оптимистическое и не очень убедительное "устаканится" оправданна, только если не обращать внимания на фактор времени. В центре же всего, конечно, остается проблема внутреннего спроса. Предусмотренный на будущий год рост зарплаты на 13 проц. (в долларах) - лучше, чем ничего, но радикальных изменений в экономические процессы не внесет и к хозяйственному росту не подтолкнет.

При среднем уровне зарплаты в 1 13 долларов в будущем году - а у бюджетников она в 2-3 раза ниже - появление бюджетного профицита вообще смотрится диковато. Профицит стал не только главным предметом гордости правительства, но и главной целью бюджетной политики, а ведь это чисто технический показатель, от которого рост не особенно зависит. Тем более если природа профицита столь причудлива, как в нынешнем российском бюджете. Профицит хорош, когда он - результат роста и процветания экономики, а в слабом хозяйстве только символизирует ограничительную бюджетную политику, оборотная сторона которой - огромное число вопиющих экономических и социальных "дыр". Иными словами, предмет гордости правительства - прямое следствие нищенского образа жизни основной массы российского населения. "Профицит" можно и увеличить - стоит только урезать социальные расходы, которые и при планируемом увеличении в будущем году останутся мизерными.

Вопрос стоит так: какова главная цель бюджетной политики в РФ - создание мифического "профицита" или рост экономики и благосостояния населения? В создавшейся ситуации стремление к профициту федерального бюджета не только безнравственно - оно, хуже того, бессмысленно.

Александр Дейкин
Время МН
(Москва)



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки