Предисловие
Тема исследования продиктована чрезвычайными обстоятельствами, в которых находится Россия. После распада Советского Союза, отказа от коммунистической доктрины в качестве официальной государственной идеологии, вступления на путь демократизации и рыночных реформ российское общество столкнулось с необходимостью заново самоопределиться в историческом времени и геополитическом пространстве.
Перманентный экономический и политический кризис в значительной мере является следствием кризиса духовного, образно характеризуемого емким русским словом "смута". Утрата ориентиров национально-государственного развития, исправно служивших многие столетия, в том числе, хотя и в сильно видоизмененном виде, в советский период, вызвала смятение в умах, вынуждает народ, элиту, социальные движения и политические партии заново искать ответы на вопросы: "Кто мы?", "Чего хотим?", "Как поскорее выбраться из трясины, восстановить уверенность в себе, с максимальной отдачей использовать колоссальные материальные и интеллектуальные ресурсы, которыми богата Россия?"
Лаконичный ответ на эти и другие жизненно важные вопросы, над которыми бьется сейчас общественная мысль, заключен в двух понятиях - национальные интересы и безопасность По сути дела, это не что иное, как цели, которые общество ставит перед собой, и средства, с помощью которых оно рассчитывает их достичь. От того, как Россия определится с тем и другим, зависит и собственное ее будущее, и в немалой мере ход событий на мировой арене.
Национальный интерес, национальная безопасность, национальная идея - все эти понятия ad definitio предполагают возможность согласования, сопряжения множества существующих в обществе потребностей и вожделений, приведения их, в максимально возможной мере, к общему знаменателю. И поскольку логика научного поиска должна соответствовать логике жизни, к участию в дискуссиях по проекту, наряду с учеными, приглашались общественные деятели и идеологи различных политических направлений, депутаты Федерального собрания, сотрудники Совета безопасности, Министерства иностранных дел, Министерства обороны и других правительственных ведомств. Участвовали в них и зарубежные специалисты.
В рамках темы было проведено 10 конференций и "круглых столов": "Концепция национальных интересов: общие параметры и российская специфика"; "Национальные интересы и территориально-государственное устройство России"; "Национальная политика России: концепция и реальность"; "Национальные интересы России и Содружество Независимых Государств"; "Россия и Восточная Европа"; "Какая армия нужна России?"; "Внешняя политика России: желаемая и возможная"; "Проблемы экологической безопасности России", "Правовое государство в России: замысел и реальность", "Политическая стабильность". Широко применялись социологические экспертизы, опросы элитарного слоя и населения, изучение документов, анализ периодики.
Результаты всей этой работы мы стремились, не откладывая дела в долгий ящик, довести до сведения общественности. Материалы исследования были опубликованы в ряде брошюр (с подробным Summary на английском языке), направлены в правительственные и научные учреждения, в том числе - университетам и ученым США, Англии, Франции, Германии, Италии, Чехии, Румынии и других стран, занимающимся российской проблематикой. Часть их увидела свет в форме статей и научных сообщений на страницах журналов и газет.
В рамках проекта видными московскими специалистами с привлечением местных экспертов были проведены полевые исследования в Краснодарском крае, Республике Башкортостан и Омской области с целью выявления конфликтогенных факторов и выработки рекомендаций по профилактике этнических конфликтов. Внимание аналитиков до сих пор сосредотачивалось на ситуации в Чечне и некоторых других регионах, где уже пылают конфликты или накоплен горючий материал. Между тем, предпочтительней предотвращать их, чем гасить. Материалы социологических экспедиций в указанные регионы частично уже опубликованы и включены в обобщенной форме в итоговый доклад.
Мы надеемся, что изложенные в нем соображения будут учтены в научных изысканиях и практической политике, помогут подготовке и принятию решений.
Исследование выполнено Центром глобальных программ Горбачев-Фонда при финансовом содействии Корпорации Карнеги, Нью-Йорк. Мы благодарим президента корпорации Дэвида Гамбурга, пришедшего ему на смену Вартана Грегоряна, исполнительного директора Джейн Холл, Астрид Туминеж и других сотрудников, проявлявших доброжелательное внимание к нашей работе.
Об авторах. Инициатором проекта был президент М.С.Горбачев . Он помогал планировать нашу работу, непосредственно руководил рядом конференций и "круглых столов", внес личный вклад в дискуссию практически по всем ее разделам. К исследованию примыкает написанное им по просьбе комиссии Карнеги "по смертельным конфликтам" эссе на тему о ненасильственном политическом лидерстве.
Непосредственная организация исследования, обобщение полученных результатов и составление итогового доклада выполнены творческой группой Центра глобальных программ в составе: д.ю.н., член-корреспондент РАН Г.Х.Шахназаров (руководитель); д.и.н. К.Н.Брутенц, д.и.н. А.А.Галкин; д.ф.н. Ю.А.Красин; д.э.н., член-корреспондент РАН В.А.Медведев; д.геогр.н. Н.Н.Клюев, к.и.н. Н.П.Коликов; к.и.н. Г.Г.Спирина; П.Р.Палажченко; к.пол.н. Е.Л.Кузнецов; С.А.Дьякова.
В составе социологической группы, работавшей над проектом, д.и.н. М.Н.Губогло, к.т.н. Т.И.Губогло, к.ю.н. В.В.Смирнов, к.пс.н. В.А.Соснин, к.ф.н. Е.И.Степанов, к.ф.н. В.И.Шаленко.
Авторами исследования с полным основанием должны также считаться все, кто, отозвавшись на наше приглашение, поделился своими оценками и раздумьями на тему: в чем состоят национальные интересы России и как ей защитить свою безопасность в гармонии с интересами и безопасностью всего мира (об участниках конференций и "круглых столов" см. в Приложении к докладу).
|