Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Банки и финансы

АЛМАЗЫ И ЗОЛОТО РОССИИ

   По инициативе Комитета по природным ресурсам и природопользованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в июне 1996 г. прошли слушания по вопросам развития алмазобриллиантового комплекса России. Это тем более важно, что Федеральное Собрание отклонило новый закон о драгметаллах и камнях, принятый в мае 1996 г. Госдумой практически единодушно, в проекте которого столкнулись интересы различных общественных сил и деловых кругов, причем не только России, но и очень дальнего зарубежья... Откровенно прозападное лобби «блокировало» проект закона, одержав пока что не окончательную, но все-таки победу...
   Лейтмотив этой статьи — защита национальных интересов России.
   
I. Алмазы и бриллианты
АЛМАЗНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. Устойчивый спрос на алмазы, их притягательная сила объясняются богатейшим спектром природных свойств: редкость и высочайшая удельная ценность, высшая категория износостойкости, инертность, пригодность к использованию в различных научно-технических областях и для изготовления изысканных ювелирных изделий.
   Наряду с драгоценными металлами алмазы и продукты их обработки — бриллианты — во всем мире используются как сокровища валютных фондов. Именно поэтому в СССР огромное внимание уделялось разведке месторождений алмазов.
   После открытия в 1954 г. на реке Вилюй в Якутии месторождения алмазов СССР почти сразу же заключил соглашение с ТНК «Де Бирс» о продаже сырых камней, а спустя год в Смоленске был пущен самый большой в России завод по огранке алмазов — «Кристалл». Благодаря этому была нарушена давняя традиция — добывать алмазы в одних странах, а огранку производить — в других, что положило начало подрыву монополизма «Де Бирс», которая с 30-х годов была единственной организацией, скупающей для обработки алмазы и монополизовавшей их «выброс» на рынок бриллиантов, установив при этом и диктат цен.
   Вслед за Смоленским «Кристаллом» в 60—70-е годы были построены аналогичные заводы в Гомеле, Киеве, Барнауле, Виннице, в Армении. Развивался второй по мощности Московский завод «Кристалл». Под личным контролем Председателя Совета Министров СССР А.Н.Косыгина была создана отечественная гранильная промышленность.
   Имея собственную сырьевую базу, отечественная алмазобриллиантовая отрасль к 1990 г. производила бриллиантов на 580 млн.долл.
   И сегодня Россия сохранила это производство — у нас добывается около 25% мирового объема алмазов, Россия остается крупным производителем бриллиантов. Однако ее доля в мировом объеме гранильного производства намного скромнее — порядка 6,7%, а в ювелирном — только 0,4%, что не соответствует ее возможностям:
  • 1993 г. в России бриллиантов производилось на сумму 640 млн.долл.,
  • в 1994 г. — на 800 млн.долл., в том числе и из резервных запасов.
Общий же объем давальческого сырья и экспорта бриллиантов составил:
  • в 1993 г. — 1,135 млрд.долл.,
  • в 1995 г. — 1,2 млрд.долл.
   Гранильные заводы России специализируются на обработке наиболее дорогих алмазов (в классификаторе алмазов — около 6000 позиций, а огранка идет лишь по 800 позициям, требующим меньших затрат труда). Следовательно, уменьшается и добавленная огранкой стоимость, поэтому у нас часто цена бриллианта оказывается ниже стоимости алмаза.
   При этом игнорируется объективная реальность — динамика индикаторов алмазобриллиантового рынка, к числу которых, в частности, относится коэффициент эффективности — отношение стоимости бриллианта к стоимости исходного алмаза. Измерения этих величин на научной основе нет, используется прейскурант ТНК «Де Бирс». В результате оказывается, что даже алмазо-бриллиантовое производство в России дотационное, чего нет в мировой практике.
   Убыточность огранки в России объясняется рядом причин:
  • наличием крупных предприятий, что приводит к большим накладным расходам при недостаточно эффективной загрузке их мощностей;
  • номинальным функционированием структур торгового посредника, представляющего ВО «Алмазювелирэкспорт» за рубежом. В ряде стран (Бельгия, Германия, Швейцария, Канада, Сингапур, Кипр) эта организация-монополист имеет созданные ею акционерные общества под названием «Русалмаз», но объем операций этих структур лишь немногим более 30% от операций «Алмазювелирэкспорта» — остальное приходится на Москву;
  • слабой постановкой маркетинга, отсутствием у «Алмазювелирэкспорта» достоверной информации, в том числе относительно стоимости исходного сырья.
   Однако основным вопросом остается знание рынка и присутствие на нем. А из этого вытекает необходимость реорганизации отрасли.
   Одна из основных по важности проблем — не в сфере обращения. Она касается развития школы «русской огранки» (использование новейших достижений науки) и выбора оптимальной формы огранки, а также совершенствование процедуры оценки алмазов и бриллиантов.
На основании исследований можно сделать следующие выводы:
  • стоимость почти неотличимых визуально друг от друга алмазов может колебаться в пределах до 1,6 раза;
  • в зависимости от обработки алмазы, существенно различающиеся по всем параметрам, могут быть примерно одинаковыми по стоимости получаемых из них бриллиантов;
  • из визуально или по массе меньшего алмаза может быть в результате обработки получен бриллиант, по стоимости превышающий параметры бриллианта, полученного из большего алмаза.
   Дело, очевидно, в качестве труда и в тщательности использования научной методологии оценки алмазов и бриллиантов, в культуре огранки алмазов, в возможности диктовать цены.
   Именно это в сочетании с огромным опытом маневрирования резервами товарной массы алмазов и должно стать объектом тщательного анализа российских диамантеров, тем более что в стране имеются возможности расширения добычи и продажи как сырых алмазов, так и бриллиантов.
   МЕСТОРОЖДЕНИЯ АЛМАЗОВ. В результате изысканий, проведенных в период до 1992—1993 гг., был найден алмаз кемберлитового типа в несколько карат в Воронежской области (вблизи г.Павловский). Такого рода алмазы на мировом рынке оцениваются от 18 до 60 долл. за карат (карат составляет 0,2 г).
   Ювелирные алмазы были обнаружены на западе Тверской области (Нелидово-Осташковский район), в Калужской, Смоленской, Липецкой, Брянской областях.
   Доля высококачественного алмазного сырья для изготовления бриллиантов в Центрально-Европейском регионе (ЦЕР) составляет 40—55%, тогда как в Якутии — 20—30%, в Архангельской области — около 50% (месторождение им. М.В.Ломоносова).
   Месторождение в Архангельской области пока что первое в Европе. Среди алмазов имеются и сиреневые, из которых не менее половины — ювелирные. Самые мелкие в 200—300 раз дороже равного по массе золота, а крупные — во много тысяч раз. Однако освоение месторождения весьма трудоемко и не безупречно с точки зрения экологии — оно находится в бассейне реки Золотицы. При изменении ее гидрологического режима вследствие освоения месторождения весьма вероятно исчезновение запасов ценнейшей рыбы — семги.
   В ЦЕР промышленное бурение на алмазы приостановлено из-за отсутствия инвестиций, поскольку бурение 100-метровой скважины обходится 20—25 млн.руб. (в Якутии — 45—50 млн.руб.).
   Возможности алмазодобывающего комплекса в России требуют разработки и реализации соответствующей государственной программы, включающей в качестве органической части подпрограмму изменения стратегии на внешних рынках.
   РЫНОК АЛМАЗОВ. В 80-е годы в стране извлекалось из недр до 40 млн. карат алмазов. Доля сырья ювелирного качества составляла:
  • 1981 г. — 14 млн. карат;
  • 1985 г. — 10,3 млн. карат;
  • 1995 г. — 11 млн. карат.
   Но последняя величина меньше того объема, который поступает в «Де Бирс». Следовательно, разница порядка 2,5—3 млн. карат ежегодно покрывается за счет истощения резервных запасов, составляющих, по оценкам экспертов, 28—30 млн. карат.
   При таких темпах алмазные запасы Роскомдрагмета могут истощиться очень быстро. Для контроля над ценами вообще непозволительно сокращение резерва. Но дело не только в резерве. Речь идет об источниках поступления валюты. При катастрофической зависимости от импорта это далеко не праздный вопрос.
   Если уж и вторгаться в кладовые Роскомдрагмета, то нужно стремиться иметь и больше выручку за счет продажи бриллиантов собственной огранки, высокого качества и точной оценки. Специалисты по бриллиантовому бизнесу признают, что «Россия обладает потенциалом технологии и имеет высококвалифицированные кадры для проведения огранки».
   Следует учитывать и новые реалии во взаимоотношениях России с «Де Бирс»: Россия создает совместные предприятия с инофирмами, имеющими собственное гранильное производство. В 1995 г. подобная схема передачи давальческого сырья охватила уже до 30% экспортируемых алмазов. По некоторым оценкам, объем таких поставок в 1995 г. мог составлять 1,5 млн. карат алмазов лучшего качества, дающих больше доходов, чем от продажи его «Де Бирс». Вопрос в том, кому достанутся доходы. Тем не менее вывоз давальческого сырья ставит монополизм «Де Бирс» под угрозу, поскольку оно может перепродаваться не ее структурам. Но еще неизвестно, какое отношение к «Де Бирс» имеют инофирмы, участвовавшие в создании СП...
   При этом следует учитывать, что договор заключался от имени СССР (1990 г.), а сейчас условия существенно изменились: гранильные заводы Белоруссии, Украины и Армении — за границей. В связи с этим Россия объективно оказалась в центре евразийского алмазобриллиантового сотрудничества как монополист в добыче алмазов.
   Назрела необходимость создания собственного монополизированного (государственно монополизированного!) сектора мирового алмазобриллиантового рынка. Основные условия для этого есть.
  1. Алмазный комплекс России, включает весь набор структур, необходимых для разведки, добычи, обработки, оценки и продажи алмазов, их хранения и т.п.
  2. Имеются крупные запасы природных алмазов, мощности и технологии по их обработке, квалифицированные кадры и высокая репутация за рубежом.
  3. Создана первоклассная школа на современном научно-техническом уровне, решающая проблему совершенствования оценки и обработки алмазов и бриллиантов.
   Следовательно, постановка вопроса о целесообразности развития в России монополизированной структуры функционирования национального рынка алмазов как сектора мирового рынка вполне реальна и должна исходить из:
  • высокой стоимости алмазов и продуктов их обработки, а значит, и из возможностей увеличения доходов от экспорта без посредников, а также увеличения резерва государства;
  • четко выраженной тенденции роста цен на мировом алмазобриллиантовом рынке вследствие его монополизации (табл. 1).
   К сожалению, нет информации, которая позволяла бы определить соотношение цен продаж алмазов Россией и цен продаж их конечному потребителю.
   Разумеется, будут большие сложности выхода из-под диктата ТНК «Де Бирс».
   Механизм реализации ее монополизма довольно жесткий. Будучи иерархической структурой, ТНК в центре всех операций поставила центральную сбытовую организацию (ЦСО). При этом она пропускает через себя около 85% ежегодной добычи алмазов, контролируя около 50% мировой добычи алмазов. Самое существенное в том, что ЦСО имеет большие и постоянно растущие запасы алмазов, выполняющие роль гаранта для поддержания уровня цен (табл. 2).
   В этой связи следует подчеркнуть, что сокращение резерва в России — признак отсутствия стратегического мышления.
   И все же монополизм «Де Бирс» не вечен. Все дороже обходится лидерство, хотя доходы только от операций с российскими алмазами приносят компании не менее 300—350 млн. долл. в год.
   Выход России из-под контроля «Де Бирс» затруднен, в частности, лоббированием интересов ТНК в высших структурах управления.
   Но весьма существенным является тот факт, что в 1995 г. в России приняты качественно новые решения, в том числе и по созданию собственной организации по торговле алмазами.
   Следует подчеркнуть следующие моменты:
   Во-первых, сокращается выручка от экспорта алмазов через ТНК. В 1994 г. из 2,7 млрд.долл., полученных Россией от продажи алмазов, только 1,1 млрд.долл. были получены от продажи сырья через «Де Бирс» (40,6%).
   Во-вторых, в связи с окончанием срока действия договора 1990 г. при заключении нового определены ограничения и приоритеты, которых раньше не было. В частности, в Меморандуме российского алмазобриллиантового комплекса и ТНК «Де Бирс» декларировано совместное признание сторонами приоритета российской гранильной промышленности в использовании сырья, наиболее пригодного для огранки и добываемого компанией «Алмазы России—Саха», на долю которого приходится 99,8% добываемых в России алмазов.
   Закреплено также право России перерабатывать на своей территории такое количество алмазов и такого качества, как это будет сочтено целесообразным. Но при этом очень труднообъяснимо «целесообразное» сохранение де-факто ничтожно малой доли российской огранки.
   В-третьих, изменен уровень отношений партнеров: если раньше с ТНК «Де Бирс» партнером был СССР, то теперь — компания «Алмазы России—Саха», т.е. коммерческая организация.
   Объем реализации этой компании в 1995 г. составлял 1,384 млрд.долл., из них в адрес «Де Бирс» — около 550 млн.долл. Это обстоятельство нельзя непосредственно оценивать как явление прогрессивное — монополия государства в условиях России — скорее преимущество, чем изъян. К тому же постановление Правительства (1994 г.) предписывало продажу алмазов на свободном рынке только через «Алмазювелирэкспорт».
   Следует учитывать также, что «Де Бирс» отстояла право покупки до 80—85% годового объема добытых в России алмазов, оставляя, таким образом, для гранильной промышленности страны порядка 15—20% сырья (включая давальческую огранку в ближнем зарубежье) и гарантируя загрузку мощностей гранильных заводов не более чем на 20%. При этом нам были поставлены условия, запрещающие экспорт полуфабрикатов бриллиантового производства...
   Реалии же таковы: объем переработки алмазов под российским контролем (в том числе через СП) в год составляет 850—950 млн.долл., а чисто российская доля составляет 63—65% этой величины.
   В-четвертых, проведена структуризация рынка алмазов (сырые алмазы, пригодные для огранки; бриллианты российского производства; полуфабрикаты; сырье, вывозимое за таможенную границу России для совместной деятельности).
   Однако на всех уровнях управления алмазобриллиантовым комплексом еще не осознана необходимость определения новой стратегии в его развитии на основе полного подчинения национальным интересам.
   Даже в официальных документах отмечается, что «самый валютный товар — алмазы — не относится к стратегическим запасам».
   Отсюда — возможность безнаказанного и бесконтрольного вывоза драгметаллов и алмазов.
   И эта возможность реализуется. Приведем несколько фактов.
   Из периодической печати (документально подтвержденных!) «В 1992 г. из Госфонда было передано НИИ «Гиналмаззолото» Роскомдрагмета более 97 кг — 488 тыс. карат алмазов», которые были проданы товариществу с ограниченной ответственностью «Риддер» всего лишь за 271 млн. руб. «Позднее эти алмазы неоднократно перепродавались и росли в цене — до 30 долл. за карат».
   Через сомнительную американскую компанию «АДА» была вывезена большая партия алмазов на 88 млн.долл. Впервые в истории Гохрана изъятие алмазов было проведено в выходной день. В апреле 1993 г. было принято решение о переброске за океан ювелирных изделий на сумму 94,6 млн.долл.
   По поводу доступа к алмазам криминальных структур в одном официальном документе, цитируемом «Российской газетой» (29 февраля, 30 марта, 2 апреля 1996 г.) констатируется: «Постановлением Правительства РФ №1157 от 25 ноября 1995 г. предусматривается разрешить физическим лицам проведение сделок с драгоценными камнями (п.1), допускается реализация драгоценных камней как юридическим, так и физическим лицам (п.5)». «...Это будет способствовать «отмыванию» добытых преступным путем средств, повлечет активизацию нелегального вывоза за рубеж национального достояния России».
   И вывоз этот с 1992 по 1995 гг. изменил свою географию:
  • в оффшорные зоны вывоз вырос с 0,4% до 45% и
  • одновременно упал: в Бельгию — с 65 до 40%, в США и Канаду — с 9% до 6%, в Японию и Гонконг — с 6% до 4%.
   Устремленность экспорта бриллиантов на Кипр, в Ирландию, на Нормандские острова при сокращении экспорта в Антверпен — традиционно основной пункт сбыта бриллиантов из России — свидетельство изменения ситуации в стране. Одни видят суть изменений в высоких налогах и в произволе чиновников, другие — в изменении соотношения сил среди производителей алмазов и бриллиантов. Если еще довольно сильным монополистом остается смоленский «Кристалл», то уже второе место занимает СП «Руиз Даймондс».
   В результате утраты монополии государства в алмазобриллиантовом комплексе России число предприятий всех форм собственности в отрасли возросло с 10 до 125, и лишь 40 из них имеют соответствующие производственные мощности. Интенсивно идет процесс их создания: в Москве — это вторая очередь «Руиз Даймондс», «Империал Трейдинг», «Орнамент Трейдинг», «РИН Даймонд» и другие, в Смоленске — четыре СП с участием государственного предприятия «Кристалл», в Якутии — пять мелких фабрик компании «Туймаада Даймонд».
   Итак, наступление на госсектор в огранке алмазов продолжается. Одновременно идет интенсивный отток кадров в коммерческие фирмы, гарантирующие оплату труда до 1000 долл. в месяц, — в рублевом эквиваленте в 3—5 раз выше, чем на государственных предприятиях. Рост зарплаты делает еще более невыгодной огранку небольших алмазов (до 0,2 карата), которые раньше составляли до 3/4 производства и экспорта бриллиантов... Таковы реалии алмазобриллиантового рынка России, являющейся пока что сырьевым придатком «Де Бирс». Единственный выход — это по достоинству оценить шаги австралийских алмазодобытчиков.
   Для превращения алмазного сектора экономики России в подчиненный национальным интересам сегмент мирового рынка целесообразно создать на базе Роскомдрагмета функционально жизнеспособную структуру. В ее рамках могла бы быть и специализированная биржа, и научно-исследовательские институты, и весь технологический комплекс. Организационной формой ее могла бы быть финансово-промышленная группа, способная преодолеть монополизм «Де Бирс».
   Важнейшим признаком нового подхода к решению рассматриваемой проблемы должна стать ее углубленная научная проработка, и прежде всего — в аспекте определения индикаторов конкурентоспособности и эффективности.
   В «гражданских правах» предстоит утвердить следующие индикаторы:
  • отношение стоимости квалифицированно оцененных алмазов к стоимости их добычи, транспортировки и хранения;
  • отношение величины продажной цены бриллиантов к стоимости использованных при этом алмазов;
  • отношение стоимости ежегодного прироста запасов (резерва) алмазов и бриллиантов к затратам на содержание всей монополизированной структуры;
  • отношение запасов, находящихся в резерве, к ежегодной выручке от экспорта;
  • отношение стоимости алмазов, ежегодно идущих на экспорт, к стоимости обрабатываемых в стране;
  • доходы от экспорта алмазов и бриллиантов в расчете на карат и расходы (потери) от экспорта в расчете на карат.
   Условием формирования ориентированного на государственные интересы комплекса в добыче, переработке и продаже алмазов должно стать принятие соответствующего федерального закона.
   
II. Золото
   ЗОЛОТОЙ ЗАПАС. В связи с отсутствием какой бы то ни было информации о всей совокупности драгметаллов, которыми располагает Россия и торгует на международном рынке, ограничимся рассмотрением проблематики рынка золота — наиболее распространенного во всем мире валютного товара (всеобщего эквивалента), к которому относятся также платина, серебро и др.
   В условиях зависимости от возрастания импорта продовольствия и других потребительских товаров и сокращения экспорта наукоемкой продукции одной из важнейших задач восстановления экономики России является резкое увеличение (в настоящее время существенно истощенного) золотого запаса, что возможно за счет увеличения добычи золота и утилизации золотосодержащего лома. Только на основе увеличения государственного резерва при прочих равных условиях возможны устойчивые закупки стратегически важных товаров и сокращение внешнего долга.
   Для аргументации необходимости государственной стратегии в решении рассматриваемой проблемы достаточно напомнить о зависимости между массой золотовалютного резерва и покрытием импорта.
   В мировой практике для оценки достаточности золотовалютных резервов применяется такой индикатор, как покрытие резервами среднемесячного (среднеквартального) импорта. В 1993 г. Россия имела золотовалютные резервы для покрытия импорта в пределах 1,4 — месячной величины (для сравнения: Тайвань — 13,7 месяцев; Япония — 4,9 месяцев; Чили — 11,9 месяца).
   Как известно, после революции в России было 1684 т золота.
   За годы Советской власти было добыто порядка 12 000 т. В годы войны золотом оплачивались товары, поставлявшиеся в СССР из-за границы. Тем не менее в 1953 г. золотой запас СССР составлял порядка 2 300 т, в 1989 г. — 304 т. Россия унаследовала от СССР уже 240 т — с 1988 по 1990 г. из СССР было вывезено 1200 т. На 1 января 1995 г. запас золота составлял 321,8 т (9,8 млн. тройских унций) — в 26 раз меньше золотого запаса США (261,8 млн. тройских унций, или 8300 т).
   Вследствие отсутствия ориентированной на реализацию государственных интересов политики в развитии российского комплекса драгметаллов добыча золота сокращается и не соответствует потенциальным возможностям России (табл. 3).
Таблица 3
Динамика мировой добычи золота
тонн
Страны
1990 г.
1992 г.
1993 г.
1994 г.
ЮАР
605,8
614,0
619,0
580,0
США
294,0
330,0
331,0
326,0
Австралия
224,0
243,0
247,0
256,0
КНР (оценка)
100,0
140,0
160,0
160,0
Канада
169,0
161,0
153,0
146,0
Бразилия
102,0
85,9
74,2
76,0
Россия
146,0
150,0
147,0
122,2*
   * По оценкам М.Бажанова, 110—115 т. По другим оценкам, цифра 122,2 т включает около 11 т, полученных из лома («Финансовые известия», 1996 г., № 5).
   ДОБЫЧА ЗОЛОТА. Россия вполне может упрочить свои позиции в добыче золота. В последнее время опубликованы результаты исследований, проведенных Центральным научно-исследовательским геологоразведочным институтом цветных металлов (ЦНИГРИ), которые позволяют оптимистически оценивать перспективу добычи золота. В частности, возможно постепенное расширение его добычи в Центрально-Европейском регионе России.
   Здесь в песках и грунтах среднее содержание золота составляет 0,45 г/куб.м., в том числе в подмосковных грунтах — 0,3 г/куб.м., в Смоленской области — до 4 г/куб.м. Разведанные запасы в этом районе составляют более 160 т, в том числе в Московской области — от 65 до 85 тонн. ЦНИГРИ считает возможным уже в настоящее время не менее 20 комбинатам, перерабатывающим песок и гравий, начать промышленное извлечение золота — при инвестициях в расчете на один карьер до 2,5 млрд.руб. с их окупаемостью в течение 6—8 месяцев.
   Всего в России 28 золотодобывающих регионов. Основная масса золота добывается в пяти из них: Якутия, Чукотка, Амурская, Иркутская и Магаданская области. Но именно здесь сокращается добыча в 1995 г. против 1994 г.:
  • в Магаданской области на 4 т, составив 17,7 т,
  • в Якутии — на 2,7 т (27 т против 29,7 в 1994 г.).
   Производство аффинированного золота в 1995 г. составило 131,938 т против 142,578 т в 1994 г.
   Повсюду сказывается:
  • отсутствие государственной монополии на добычу и утилизацию драгметаллов;
  • отсутствие финансовой поддержки предприятий отрасли, испытывающих хронический недостаток оборотных средств;
  • налоговый гнет;
  • низкий уровень зарплаты.
   В результате приватизации отрасли она расчленена на 900 хозяйственных образований, около 600 из которых — предприятия различных форм собственности, в том числе около 340 артелей старателей. Факты таковы, что уже 16 инвестиционных проектов контролируется зарубежными фирмами, участвующими в СП.
   При катастрофически снизившихся запасах золота золотодобывающая промышленность переходит в руки иностранного капитала. Акции АО «Лензолото», в частности, без проведения конкурса были проданы австралийской компании «СТАР» (31%). Подобные действия властей не предусмотрены законодательством.
   Иностранные инвестиции в отрасль в 1995 г. составили 218,25 млрд.руб. — более 38% от объема собственных средств предприятий, вкладываемых в развитие производства (562,95 млрд.руб.). Значительная часть средств — 343,8 млрд.руб. — была инвестирована за счет «золотого кредита», т.е. в результате продажи ранее добытого металла.
   Иностранные участники добычи золота в России установили, пользуясь тяжелым положением на рынке труда, кабальные условия оплаты. В частности, на одном из богатейших месторождений российского золота на Колыме, где добычу ведут американцы, 500 рабочим платят по 600 долл. в месяц. Рудник дает 16 т золота в год — 13% от объема добычи всей России — на 160 млн.долл. На оплату труда используется 3,6 млн.долл. — 2,25% стоимости продукции.
   Для сравнения: в США на оплату труда рабочих в золотодобывающей отрасли используется до 60% стоимости добытого золота.
   Актуально расширение сотрудничества России со странами СНГ в добыче драгметаллов. Единая согласованная политика могла бы способствовать сокращению вывоза золота, увеличению его добычи. Вполне вероятно, что такое сотрудничество будет исключено вследствие упрочения позиций иностранного капитала. В Казахстане, например, занимающем седьмое место в мире по балансовым запасам золота и, по некоторым оценкам, имеющем перспективу выхода на второе место, принят закон о золоте, снимающий ограничения по экспорту.
   Это чрезвычайно оживило деловую атмосферу. Уже построен с помощью австралийских компаний аффинажный завод. Согласно публикации в «Файнэшнл Таймс» (октябрь 1995 г.), английской компании «Бакырчик Голд» принадлежит 40% акций казахстанско-английского СП «Бакырчик» — со всеми вытекающими из этого последствиями.
   Даже страны, имеющие статус развивающихся, не позволяют себе отдавать добычу золота в руки иностранных компаний.
   В Бразилии, например, в связи с открытием крупного месторождения золота (150 т) добыча возрастет до уровня 1994 г. в результате пересмотра планов приватизации крупнейшей в мире горнодобывающей корпорации «Вали-ду-Рау-Доси» и предприятий энергетики.
   Назрела необходимость государственной монополии на добычу золота и в России.    РЫНОК ЗОЛОТА. Однако столь же необходим и рынок драгметаллов, государственно регулируемый. Указы Президента России от 28 марта и 18 декабря 1993 г. о либерализации рынка драгметаллов в России и Постановление Правительства РФ от 30 июня 1994 г., которым утвержден порядок операций с драгметаллами, не способствовали активизации рынка драгметаллов. Высокий спецналог и НДС превращают золото в неликвидный товар. Рынок драгметаллов во многом остается теневым.
   Следует подчеркнуть, что информация по вопросам рынка драгметаллов должна отражать суть стратегии государства. Она не должна быть случайной и приводить к потерям.
   Например, достаточно было заявить вновь назначенному заместителю Председателя Правительства РФ В.Каданникову, что Россия намерена увеличить объем продажи драгметаллов в целях сокращения бюджетного дефицита, как на это мгновенно отреагировала биржа драгметаллов в Лондоне — с 19 по 21 февраля 1996 г. цена:
  • золота упала с 406 до 396 долл. за тройскую унцию,
  • серебра — с 5,72 до 5,4 долл. за унцию,
  • платины с 422 до 407 долл.
   И это при условии, что Россия является вторым в мире экспортером платины.
   В 1995 г. только Япония преимущественно для ювелирных целей закупила в России в среднем за месяц 2659 кг — на 75,6% больше, чем среднемесячно в 1994 г. Поддержание высокого уровня цен при устойчивом спросе на платину в Японии (до 5 т только для ювелирного производства) — в интересах России. Аналогичный подход должен быть доминирующим на рынках драгоценных камней и металлов.
   Существенное значение для развития рынка драгметаллов как государственно регулируемого могли бы иметь следующие меры:
  • создание мощной (в рамках СНГ — между Россией и Казахстаном) финансово-промышленной группы, способной инвестировать отрасль;
  • разработка принципиально новых законодательных актов, регулирующих отношения в этой сфере и прежде всего узаконивающих государственную монополию на операции с драгметаллами и на их добычу;
  • организация в России крупной биржи драгметаллов с участием учредителей из стран СНГ;
  • развитие рынка ценных бумаг, обеспеченных драгметаллами, введение параллельного (обеспеченного золотом) рубля;
  • полная отмена всех налогов, за исключением начислений на заработную плату, с золотодобывающих предприятий;
  • разрешение банкам продавать и покупать драгметаллы как за свой счет, так и за счет средств клиентов. Это предложение реализовано частично путем утверждения Центральным банком России новой лицензии на операции с драгметаллами;
  • стимулирование продажи населением ювелирного золота, в том числе и путем оформления долговых обязательств.
   Основной вопрос развития рынка драгметаллов — максимальное содействие решению проблемы увеличения валютного фонда страны.
   Помимо индикатора достаточности золотовалютных резервов в системе макроиндикаторов конкурентоспособности страны необходимо использовать индикаторы:
  • отношение затрат на добычу золота и его переработку к уровню мировых цен на золото;
  • отношение прироста золотого запаса к приросту ВВП (рассчитывается ежегодно).



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки