Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Экономическая безопасность
Оздоровление предприятий

Качество управления предприятием

Причины бедственного положения предприятий, по некоторым оценкам, в 90% случаев лежат в сфере управления бизнесом, неумении вписаться в условия рынка, снижать издержки производства, повышать качество продукции, осваивать новые технологии. И лишь в 10% случаев сказываются последствия утяжеленной структуры экономики. Неплатежи, на которые часто ссылаются в оправдание тяжелого положения предприятий, также во многом порождены нерыночным или просто неграмотным поведением хозяйствующих субъектов.

Но и при общем спаде производства, неблагоприятных экономических и правовых условиях немало предприятий работают успешно благодаря тому, что их менеджеры поступают в соответствии с требованиями рынка.

В рыночные условия вписался, например, Казанский оптико-механический завод. В условиях резкого сокращения оборонных заказов его руководство быстро сориентировалось, сохранив часть военной продукции (в основном для экспорта), завод стал выпускать бинокли, зрительные трубы, спектрографы, спектроанализаторы, поляриметры, рентгеновскую аппаратуру, микрофильмирующую и копировально-множительную. Была изменена организационно-управленческая структура. Завод разделили на дочерние компании, которые в рамках общей стратегии предприятия стали самостоятельно планировать, производить и продавать продукцию, сохраняя закрепленную за ними специализацию, а главное - соизмерять затраты и финансовые результаты. Это позволило успешно решать производственные и коммерческие задачи.

Завод "Синтерос" в Самарской области, оборудованный всемирно признанной германской фирмой "Херберт Ольбрих", вобрал в себя новейшие технологические достижения, производил высококачественный линолеум. Зарубежные эксперты считали, что управление предприятием поставлено отлично. Тем не менее к началу 1997 г. завод оказался на грани краха. Причина в том, что почти всю его прибыль забирало государство. На содержание и развитие технической базы, закупку сырья и зарплату средств не оставалось. Для нормального существования заводу необходимо было 60 млрд старых рублей оборотных средств, а фактически в распоряжении руководства оставалось не более 5 млрд.

Есть и такие менеджеры, которые освоили принципы и методы управления в условиях рынка, но не в состоянии преодолеть трудности, выпавшие на долю отечественной промышленности (отсутствие инвестиций, разорительная налоговая система, неразумная экспортно-импортная политика). Если устранить эти помехи, такие руководители смогут должным образом организовать работу своих предприятий.

В нашей стране слишком много директоров, которые даже при благоприятных внешних экономических условиях неспособны или не хотят освоить методы современного менеджмента. Их пассивность, а нередко и противозаконная деятельность способствовали спаду промышленности. Обследование предприятий, проведенное в начале 1997 г. Госкомпромом, показало, что только 17% директоров имели экономическое образование, остальные были специалистами лишь в области техники и технологии. В переподготовке и дополнительном обучении нуждались свыше 4 млн руководителей и ведущих специалистов (половина их представляла убыточные предприятия). Между тем число руководителей, получивших дополнительное управленческое образование и повышавших свою квалификацию, только за 1991-1994 гг. уменьшилось в 100 раз.

Чтобы увеличить число тех, кто способен управлять предприятиями на уровне современных требований, нужно создать эффективную систему обучения руководящих кадров теории и практике менеджмента. Хотя, конечно, требуется их желание учиться. Многие с тоской вспоминают прошлые "госплановские" времена и ждут их возвращения.

Есть и такие директора, которые прекрасно освоили рыночные методы хозяйствования, но используют их не во благо работников, а для собственной наживы. Они порой "скрещивают" свою деятельность с деятельностью преступных организаций, "доят" предприятие, перекачивая его прибыли в свои "карманные" фирмы, отпускают продукцию покупателям, которые ее не оплачивают, зато обеспечивают личные интересы поставщиков-махинаторов. Нередко такие директора имеют в собственности контрольный пакет акций. Естественно, они никогда добровольно не уступят свой пост, позволяющий контролировать финансовые потоки предприятия.

В "дойную корову" нередко превращают предприятие не только менеджеры, но и владельцы контрольных пакетов акций, которым они достались почти задаром в процессе ваучерной приватизации. Они не имеют средств для развития производства и повышения его конкурентоспособности или не хотят их инвестировать, но стремятся побольше получить от свалившейся на них собственности.

В итоге мы имеем собственников, которые не инвестируют; инвесторов, которых обманывают и обирают; предприятия, которые погибают от неграмотного управления, разворовывания или отсутствия инвестиций. Чтобы сохранить российскую промышленность, необходимо совместить интересы общества и владельцев предприятий или разрешить этот конфликт, скажем, заменив нынешних собственников на эффективных, способных обеспечить надлежащее управление и развитие предприятий. Нужен механизм, позволяющий отстранять от работы руководителей, не умеющих эффективно управлять и разворовывающих капитал акционерных обществ.

Банкротство как созидательная мера

После того как 1 марта 1998 г. вступил в силу обновленный закон "О несостоятельности (банкротстве)", появилась надежда, что банкротство станет одним из основных рычагов промышленной политики, поможет восстанавливать платежеспособность предприятий, менять неэффективных собственников и плохих управленцев, а распродаваться в ходе банкротства будут лишь те материальные ресурсы предприятия, которые в принципе не могут эффективно использоваться (приносить прибыль). В таком случае бояться банкротства должны нерадивые руководители предприятия, а не рабочие.

Однако те, кто участвует в процедурах банкротства конкретного предприятия, чаще оперируют словом "ликвидация", чем "финансовое оздоровление". Общественное сознание упорно продолжает воспринимать банкротство как способ закрыть предприятие, когда оно уже неспособно выкарабкаться, или способ распродать его имущество, когда необходимо срочно выбить завязшие долги (в том числе бюджету), или как возможность заменить неугодного местным властям директора на "своего" человека. И такое отношение небезосновательно.

Действительно, если по старому закону в 60% случаев признания предприятия неплатежеспособным начиналась процедура его финансового оздоровления, то новый закон в 80% случаев провоцирует ликвидацию должника без особых церемоний. За пять лет старый закон применялся 4035 раз, новый значительно активнее - только за 7 месяцев своего действия 3831 раз и в основном с подачи коммерческих кредиторов. Госчиновники инициировали лишь 6% подобных дел, тогда как раньше они были главными борцами с неплатежеспособными предприятиями. Новый закон позволяет довольно легко обанкротить предприятие: достаточно показать, что оно в течение трех месяцев не рассчитывается с кредиторами, и можно начинать процедуру банкротства.

Банкротство (несостоятельность) - признанная арбитражным судом или объявленная самим должником неспособность должника в течение трех месяцев удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) по уплате обязательных платежей.

Интерес коммерческих кредиторов к банкротству объясняется тем, что они увидели в нем удобный легальный способ передела собственности, участие государства в котором сведено к минимуму. Наиболее прыткие кредиторы ухитряются получить имущество ликвидированного предприятия, в то время как державе достаются неудовлетворенные требования, которые в соответствии с законом подлежат списанию.

Арбитражный управляющий (он же временный, внешний или конкурсный управляющий) - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства. К процедурам банкротства относятся наблюдение, внешнее управление, конкурсное управление, мировое соглашение.

Временный управляющий назначается для проведения процедуры наблюдения, которая направлена на сохранение имущества должника, анализ его финансового состояния, обеспечение требований кредиторов. При этом руководители предприятия не отстраняются от должности, но ограничены в правах для соблюдения интересов кредиторов. Однако только с согласия временного управляющего они могут заключать сделки, связанные с передачей недвижимости в аренду или залог, внесением имущества в качестве вклада в уставный капитал; распоряжаться имуществом, балансовая стоимость которого превышает 10% активов предприятия; получать и выдавать займы или кредиты, поручительства и гарантии, уступать права требований, переводить долги, учреждать доверительное управление имуществом предприятия.

Внешний управляющий назначается судом для проведения процедуры внешнего управления, цель которой восстановить платежеспособность предприятия (она считается восстановленной, если ликвидирована несостоятельность). Все полномочия по управлению предприятием передаются внешнему управляющему, а прежние руководители отстраняются. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Претензии всех кредиторов "замораживаются" на весь период процедуры, вводится мораторий на исполнение должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей. На внешнее управление отводится не более одного года, продлен этот срок может быть не более чем на 6 месяцев.

Конкурсный управляющий проводит процедуру конкурсного производства (собственно банкротство, распродажа активов должника), которая применяется к должнику, признанному судом банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Что же произошло? Почему жизнь разошлась с замыслом? Сказались пороки экономического смысла банкротства или законодатели допустили серьезные ошибки, которые мешают проявиться его созидательным свойствам?

Одна из причин в том, что в законопроект накануне третьего чтения в Госдуме скрытно было вписано роковое слово "конкурсные" перед словом "кредиторы" (бюджет и внебюджетные фонды к конкурсным кредиторам не относятся). Такую правку не заметили ни дружно проголосовавшие депутаты, ни Совет Федерации, ни Правовое управление Президента РФ, ни Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. Правка привела к негативным последствиям и для предприятий, и для государства, которое как кредитор лишилось права участвовать во всех этапах банкротства должника, кроме первого собрания.

Согласно закону на первом собрании кредиторов, которое проводится в период наблюдения до основного заседания арбитражного суда, с правом голоса могут участвовать конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы - Госналогслужба, Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения и ФСДН, наделенные правом обращаться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должников бюджета и внебюджетных фондов. Без права голоса присутствуют на первом собрании временный управляющий, руководитель должника и представитель его работников. Первое собрание принимает решение о введении внешнего управления и обращается в арбитражный суд с соответствующим ходатайством (определить срок внешнего управления и кандидатуру внешнего управляющего) или направить в суд ходатайство о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Но судьба предприятия в соответствии с законом решается позже. Внешний управляющий в течение месяца после своего назначения обязан разработать план внешнего управления - меры по восстановлению платежеспособности должника. Эти меры перечислены в законе: перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, ликвидация дебиторской задолженности, продажа части имущества, уступка прав требований должника, продажа предприятия (бизнеса), исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом. План выносится на следующее собрание, где правом голоса обладают уже только конкурсные кредиторы, которые вовсе не обязаны прислушиваться к мнению уполномоченных органов. Собрание должно утвердить план внешнего управления, либо отклонить его и обратиться в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, либо отклонить план, отстранить управляющего, предложить новую кандидатуру и обратиться в суд с просьбой об ее утверждении.

Такое ущемление прав государства выгодно:

  • коммерческим структурам, а точнее, одному или нескольким наиболее крупным конкурсным кредиторам, которые, стремясь быстрее вернуть свои деньги, далеки от высших интересов, связанных с эффективным использованием ресурсов, и готовы ликвидировать даже то предприятие, которое при грамотном управлении способно восстановить платежеспособность. Это приводит к тому, что государство лишается возможности получать налоги с предприятия, восстановившего платежеспособность, акционеры лишаются собственности, а рабочие - рабочих мест;
  • представителям нового бизнеса - кризисного и арбитражного консультирования, поскольку тем самым для них расширяется платежеспособный рынок и возрастает их влияние на передел собственности.

Чтобы исправить ситуацию, правительство 22 мая 1998 г. приняло постановление "О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства" № 476, которое облегчает возможность уже на первом собрании принять решение о финансовом оздоровлении предприятия особым способом, названным ускоренным порядком применения процедур банкротства. Кроме того, в Госдуму были внесены соответствующие поправки к закону, однако их сложно провести через парламент, учитывая лоббистскую мощь тех, кто выиграл от нынешнего положения дел. До тех пор, пока они не будут приняты, ФСДН высказывает готовность даже полностью приостановить банкротство в стране.

Закон недостаточно эффективен еще и потому, что в ходе банкротства, используемого как инструмент в борьбе за влияние на предприятии, от управления производством отстраняются акционеры, чьи интересы действительно могли быть долгосрочными. Они заплатили за контрольный пакет акций реальные деньги и готовы навести порядок - прекратить воровство, улучшить управление, снабжение, сбыт. Однако контролируемые директором этого предприятия посреднические фирмы, через которые реализуется продукция и на чьих счетах остается значительная часть дохода предприятия, постараются им помешать. Скажем, они сделают предприятие своим должником, выпустив его векселя и скупив их по дешевке, и подадут иск о признании его банкротом. Акционеры не заинтересованы в банкротстве, но и не в состоянии защитить свои права, будучи в очереди последними - после штрафов и пеней, имеющих порой произвольный размер. Новый директор наверняка будет из прежней команды, а предыдущий уйдет с солидным кушем.

Ускоренный порядок банкротства

Сразу после выхода постановления правительства № 476 и утвержденного им "Положения об ускоренном порядке применения процедур банкротства" акцент ошибочно стали делать на слове "ускоренный". Это многих сбило с толку, вызвало волну критики и ожидания спешных (с нарушением закона) массовых банкротств предприятий.

Не помогли разъяснения ФСДН о том, что этот инструмент будет использоваться только в экстренных случаях, чтобы воздействовать на злостных неплательщиков в бюджет и внебюджетные фонды. Полезно провести показательные процессы в назидание неэффективным собственникам, на которых давно не действуют ни аресты имущества, ни бесспорное списание денег со счетов, ни вызовы на региональные ВЧК или межбалансовые комиссии. Они наконец-то должны начать отвечать за свои действия. Правительство Е. Примакова заверияло всех опасающихся, что решение об ускоренном банкротстве каждого крупного предприятия будет приниматься исключительно на правительственном уровне. На сей счет тоже были высказаны сомнения: защита неплательщиков на столь высоком уровне опасна, потому что, почувствовав безнаказанность, они могут окончательно перекрыть хилый ручеек налоговых поступлений в бюджет.

Со времени выхода постановления № 476 продекларированные благие цели достигнуты лишь в единичных случаях. Так, Томское территориальное агентство ФСДН на основании решения федеральной межбалансовой комиссии подало заявление в арбитражный суд Томской области о признании "Томскнефти" банкротом. Суд ввел на предприятии наблюдение. Временным управляющим стал директор территориального агентства ФСДН. Если бы "Томскнефть" не погасила задолженность перед федеральным бюджетом до 1 сентября 1998 г., была бы начата ускоренная процедура банкротства. Поскольку погашение задолженности началось, администрация области обратилась в ФСДН и арбитражный суд с просьбой отозвать заявление и прекратить банкротство.

К осени 1998 г. ускоренному банкротству подвергли два предприятия. "Орскнефтеоргсинтез" возвратил бюджету 137 млн рублей. А на Волжском трубном заводе процедуру пришлось отменить, поскольку обнаружились признаки преднамеренного банкротства. Завод был украден, а обанкротить его хотели для списания долгов. Этим делом занялась прокуратура.

Позволяет ли в принципе постановление № 476 обеспечить предпочтение процедуры восстановления платежеспособности предприятия (в рамках которой легче учитывать общенациональные интересы), а не ликвидации предприятия?

Главное в схеме ускоренного порядка - на первом же собрании кредиторов постараться получить большинство голосов за введение внешнего управления. Поскольку число голосов зависит от размера претензий кредиторов, в постановлении предложено:

  • скоординировать деятельность Госналогслужбы, Пенсионного фонда, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости населения и ФСДН. Когда они выступают вразнобой, это приводит к принятию решений, ущемляющих интересы государства. Для координации их действий при ФСДН и ее территориальных управлениях создаются коллегии уполномоченных государственных представителей. На практике такая координация дается с трудом. ФСДН и Госналогслужба никак не могут прийти к согласию относительно распределения своих полномочий при банкротствах. Ситуация усугубляется тем, что требуются разъяснения Пленума Высшего Арбитражного суда относительно некоторых положений закона по распределению компетенции государственных органов. Но разъяснений до сих пор нет;
  • консолидировать требования государства к должнику по налоговым и иным обязательным платежам, по денежным обязательствам (скажем, централизованным кредитам за счет бюджета), а также требования таких конкурсных кредиторов, как "Газпром", РАО "ЕЭС" и МПС. Их представителем должна стать ФСДН и действовать на основании доверенностей. Если это удастся, то она будет обладать крупнейшим пакетом голосов в отношении большинства предприятий-должников, так как именно долги за электричество, газ, железнодорожные перевозки, по налогам и платежам в бюджет и внебюджетные фонды составляют львиную долю задолженности.

В "Положении об ускоренном порядке применения процедур банкротства" предлагается на первом собрании принять также решение об использовании ускоренной процедуры банкротства и утвердить план внешнего управления, но не любой, а тот, который включает ускоренный порядок.

Суть этого порядка в том, чтобы на базе имущества должника создать открытое акционерное общество, его акциями заместить имущество в активах должника и продать акции на открытых торгах с привлечением специализированной организации. Иными словами, продаваться должно не имущество (станки, машины, здания, инвентарь, столы и стулья) увязшего в долгах предприятия, а бизнес, контрольный пакет акций нового АО, которое производит такую-то продукцию, пользующуюся таким-то спросом на рынке. Если окажется, что этот бизнес и "в чистом виде" никому не нужен, вступит в силу конкурсное производство (ликвидация должника).

Аналитики обращают внимание на то, что решение собрания кредиторов о введении внешнего управления по закону обязательно для арбитражного суда, он также обязан назначить внешнего управляющего, кандидатуру которого одобрило первое собрание. Что касается плана внешнего управления, предусматривающего ускоренный порядок банкротства, то даже принятый первым собранием план следует рассматривать лишь как рекомендацию внешнему управляющему и следующему собранию кредиторов (только конкурсных), которое будет проводиться уже после введения внешнего управления. Данный документ станет реальным планом лишь после его утверждения собранием конкурсных кредиторов, т.е. вполне возможно игнорирование конкурсными кредиторами интересов общества.

Чтобы облегчить и ускорить принятие именно такого плана внешнего управления, ФСДН должна позаботиться о назначении управляющего, который исходил бы из общенациональных интересов и сразу выбрал бы в качестве меры восстановления платежеспособности должника реорганизацию его бизнеса описанным способом, используя типовые документы, разработанные и утвержденные ФСДН. Это типовой примерный план внешнего управления, применяемый в ускоренных процедурах банкротства, примерный устав АО, созданного на базе предприятия-должника, и типовые документы, связанные с выпуском ценных бумаг этого АО.

Допустим, нужный план внешнего управления удалось утвердить. В чем преимущества ускоренной процедуры, а точнее, предложенного способа реорганизации должника? В том, что новое АО (бизнес) очищается от долгов (они остаются на должнике), поэтому для него легче найти стратегического инвестора. А продавать акции проще и технологичнее, чем оценивать и реализовывать каждый станок или конвейер в отдельности. Высока вероятность того, что акции приобретут те, кто может и хочет управлять предприятием. Таким образом может начаться цивилизованное перераспределение имущества, которое найдет эффективных собственников. Короче говоря, предприятие не исчезает, а начинает новую жизнь, не отягощенную долгами и бездарными или злонамеренными руководителями и собственниками. Что касается рабочих мест, то они сохраняются (такое требование содержится в постановлении № 476).

При создании АО из имущества должника исключается то, которое обычно не вносится в конкурсную массу: изъятое из оборота имущество (оно передается собственнику), а также жилищный фонд социального использования, детские сады, объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона (они передаются муниципальному образованию).

При продаже бизнеса должника согласно закону отчуждается все имущество, предназначенное для предпринимательской деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и т.п. Но денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату принятия арбитражным судом заявления о признании его банкротом не включаются в состав предприятия (т.е. долги остаются должнику). Все трудовые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия, сохраняют силу, а права и обязанности работодателя переходят к покупателю.

Из средств, вырученных от продажи акций, погашаются долги предприятия. Оставшиеся деньги передаются должнику (фактически его акционерам). Если же денег не хватает для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, должник признается банкротом и ликвидируется по процедуре конкурсного производства. Но его судьба никак не влияет на новое акционерное общество.

Вне очереди выплачивается вознаграждение арбитражным управляющим, покрываются судебные расходы, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства. Затем удовлетворяются требования кредиторов: в первую очередь - требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, во вторую - выходные пособия и оплата труда работавшим по трудовому договору (контракту), авторским договорам, в третью - требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, в четвертую - требования по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Первые комиссии по применению ускоренной процедуры банкротства были сформированы для АО "Коршуновский ГОК", "Волжский трубный завод", АО "УралАЗ", АО "Орскнефтеоргсинтез", решение о возбуждении этой процедуры приняла ВЧК 29 мая 1998 г.

Создан Федеральный долговой центр для оценки, хранения и реализации арестованного имущества должника. Он разрабатывает правила своей деятельности, положение об аккредитации при нем оценщиков арестованного имущества, условия проведения торгов и порядок привлечения специализированных организаций для его реализации, а в деле пока себя не проявил.

Арбитражные управляющие

Если исходить из того, что государственная политика в сфере банкротств должна быть направлена преимущественно на финансовое оздоровление предприятий, то уместно задаться вопросами о ключевой фигуре в реанимации неплатежеспособных предприятий - уровне подготовки управляющих, их числе и созданных или стихийно сложившихся условиях их деятельности.

На эту роль сейчас приглашают в основном частных лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и имеющих лицензию ФСДН. Закон требует, чтобы они обладали специальными знаниями, которые позволят им разработать и провести преобразования, приводящие к более эффективному использованию ресурсов предприятия. По данным ФСДН, к июлю 1998 г. было назначено 1229 арбитражных управляющих, в том числе аттестованных - 468, из них сотрудников территориальных органов ФСДН - 59.

C 1 марта 1998 г. деятельность арбитражных управляющих лицензируется. Каждый, кто намерен заняться этой работой, должен иметь аттестат ФСДН. Чтобы его получить, нужно пройти обучение на одно-двухмесячных курсах антикризисных управляющих. Их предлагают более 80 российских учебных заведений, имеющих соответствующую аккредитацию (ИПК Госслужбы при Президенте РФ, Финансово-банковская школа, Академия оборонных отраслей и др.). Особого конкурса среди абитуриентов пока нет, поэтому на учебу принимают практически всех желающих. Желательно, чтобы будущий управляющий имел экономическое или юридическое образование и пятилетний опыт руководящей работы. По возрасту ограничений нет. Обучение платное.

Курс обучения завершается зачетами, психологическими тестами и заключительным трехчасовым экзаменом-тестом, который принимают специалисты ФСДН. Только 70-80% учащихся сдают экзамен успешно, им выдается свидетельство об окончании курсов антикризисного управления. Затем им предстоит сдать экзамен в ФСДН на аттестат антикризисного управляющего. Аттестация проходит в форме собеседования, прошедшим его аттестационная комиссия определяет специализацию (скажем, порекомендует на должность арбитражного управляющего коммерческого банка или предприятия тяжелой промышленности). Тем, у кого управленческого опыта мало, поначалу придется работать не самостоятельно, а в команде какого-то управляющего. Получивший аттестат должен зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель и встать на учет в арбитражном суде. Суд будет предлагать его предприятиям в качестве арбитражного управляющего.

На подготовку арбитражных управляющих сегодня отводится один-два месяца. От более длительной и серьезной подготовки отказались, ссылаясь на то, что, во-первых, эти специалисты нужны в немалом количестве уже "вчера"; во-вторых, за обучением и аттестацией обращаются, как правило, опытные люди, имеющие высшее юридическое, экономическое или финансовое образование. Они поставили перед собой цель управлять предприятием, уверены в себе и лишены "комплекса профессионального несоответствия", характерного для многих директоров и приводящего к руководству по принципу "после нас хоть потоп". Иными словами, их не надо готовить "с нуля", что нынче просто невозможно. Ведь управленческая работа в российских условиях настолько специфична, что самые глубокие специальные теоретические знания на практике бесполезны без личного опыта. А некоторый недостаток знаний, дескать, можно компенсировать привлечением в свою команду соответствующих специалистов.

Хорошо, если это так, и средний уровень менеджерских способностей у аттестованных управляющих оказывается выше, а их принципы управления и сам менталитет лучше подходят для решения проблем производственной сферы, чем у сменяемых директоров. Тогда и аттестация в определенном смысле становится формальностью, направленной на то, чтобы сработали упомянутые "внутренние" критерии отбора. Но нередки случаи, когда деловые и личные качества управляющих не соответствуют серьезности стоящих перед ними задач.

Теперь обратим внимание на обстановку, в которую попадает внешний управляющий. Она затрудняет реализацию его наилучших побуждений. Он не может работать бесплатно. Но платить ему будет лишь тот, кто не только заинтересован в его услугах, но и платежеспособен. Поскольку банкротство интересует прежде всего кредиторов должника, они в большинстве случаев становятся нанимателями. Частный управляющий для сохранения своего бизнеса (напоминаем, он индивидуальный предприниматель) должен найти заинтересованного кредитора несостоятельного предприятия и договориться с ним о материальных условиях и безопасности своей деятельности. Другие способы удовлетворения финансовых и иных интересов управляющих в сегодняшней ситуации - иллюзия.

Такие способы перечислены в законе "О несостоятельности (банкротстве)". В соответствии с ним порядок выплаты и размер вознаграждения арбитражному управляющему за каждый месяц определяет собрание кредиторов, а утверждает суд. Минимальный и максимальный диапазоны могут быть установлены законом или правовыми актами. В отдельных случаях возможно дополнительное вознаграждение по результатам работы. Если иное не предусмотрено соглашением с кредиторами, вознаграждение лицам, привлеченным арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, выплачивается за счет имущества должника. Арбитражный управляющий вправе заключить договор со специализированным фондом при ФСДН, гарантирующий ему минимальное вознаграждение, установленное законом.

На практике оплата (и прибыльность бизнеса) временного управляющего, наблюдающего за объектом во время арбитражного производства, и конкурсного управляющего, которого выбирают кредиторы и чья деятельность связана непосредственно с удовлетворением их интересов, существенно различается. Временному управляющему можно предложить любое денежное вознаграждение (хоть 100 тыс. рублей в месяц), но решение все равно принимает суд. К примеру, временному управляющему "Инкомбанка" он определил оклад в 15 тыс. рублей в месяц. А доходы конкурсного управляющего определяет собрание кредиторов. Они могут быть весьма существенными, поскольку складываются не только из фиксированных выплат, но и процентов от прироста конкурсной массы - словом, всех средств, которые он добыл в процессе конкурсного производства, т.е. величина заработка зависит от кредиторов и объекта.

Как уже говорилось, сегодня предприятия банкротят в основном в интересах одного или нескольких наиболее крупных и активных конкурсных кредиторов, которые ради скорейшего возврата долгов предпочитают ликвидировать предприятие. Они не обращают внимание на то, что в законе "О несостоятельности (банкротстве)" предпочтение отдается внешнему управлению перед ликвидацией. Финансово зависимый от них управляющий в интересах своего работодателя легко обходит позитивные нормы закона. В частности, в условиях "зачетной" экономики практикуются незаметные постороннему взгляду безденежные расчеты по снабжению, фактически удовлетворяющие интересы поставщика (он же конкурсный кредитор) за счет предприятия. Формально доказать расположенность управляющего к одному кредитору невозможно, даже если это очевидно.

Уравнять права и учесть интересы всех заинтересованных лиц, казалось бы, может собрание кредиторов, если, конечно, "привилегированный" кредитор не владеет большей частью задолженности. Но процедуры созыва и проведения собраний кредиторов подробно не прописаны в законе. На практике порой повторяется беспредел, который творился в отношении собраний акционеров, пока процедурные вопросы не были отрегулированы в законе "Об акционерных обществах".

Короче говоря, внешние управляющие не могут, не рискуя потерять свое место, отстаивать общественные (государственные) интересы вопреки интересам своего фактического нанимателя. Поэтому кропотливой работе по восстановлению платежеспособности предприятия они предпочитают его ликвидацию.

Предположим, проблема зависимости управляющего как-то разрешилась. Либо кредитор - инициатор банкротства оказался "цивилизованным" и сам ищет пути спасения предприятия. Либо управляющий фанатично предан государственным интересам, имеет независимые источники дохода и связи, необходимые для обеспечения собственной безопасности. Либо заявление о признании предприятия банкротом подало его здравомыслящее руководство или ФСДН, а иные заинтересованные лица не имеют достаточного влияния, чтобы препятствовать выбору и реализации мер восстановления платежеспособности.

Может ли тогда управляющий на практике реализовать наилучший для предприятия выбор? И здесь немало трудностей. Для разработки программы выхода из кризиса управляющему необходимо:

  • проанализировать деятельность предприятия и выявить конкретные причины его кризисного состояния;
  • провести маркетинговые исследования рынка, на котором действовало предприятие, и смежных рынков (нередко именно переориентация производства приводит к спасению);
  • проанализировать состояние основных средств предприятия, возможность их технического перевооружения и переориентации на иной ассортимент;
  • определить источники внешнего финансирования антикризисных мер;
  • разобраться в ненормативных тонкостях хозяйственных и околохозяйственных связей предприятия, установить личные отношения с основными поставщиками.

Чтобы успеть все это сделать за отведенные законом месяцы и в условиях, когда чинятся препятствия, нужно быть гениальным менеджером, иметь сработавшуюся команду высококлассных специалистов, "группу поддержки" для обеспечения безопасности и быстрого разрешения конфликтов с "заинтересованным окружением" предприятия, хорошие отношения с местным арбитражным судом, налоговыми органами и территориальным управлением ФСДН. А также нужно иметь на примете потенциального инвестора или возможность быстро его найти. Это реально лишь в немногих случаях, а в остальных решение, представленное управляющим собранию кредиторов и арбитражному суду, оказывается далеким от оптимального.

Что же делать?

Эффект внешнего управления и шансы реанимировать предприятия, по мнению ФСДН, значительно увеличатся, если наблюдением и внешним управлением будут заниматься управляющие компании, а не только частные предприниматели. Аргументы ФСДН: управляющему приходится сталкиваться с трудноразрешимыми в нынешних условиях проблемами - нехваткой денежных и организационных ресурсов, знаний и опыта, отсутствием консалтинговой помощи и сопровождения в области кризисного финансового менеджмента и юриспруденции. Недостает также опыта участия в арбитражных процессах и проведения кадровой политики. Сработавшаяся группа соответствующих специалистов, состоящая из 25-30 человек, лучше и быстрее справится с поставленными задачами. Кроме того, эффективность работы значительно повышается, если на старте процедур банкротства удается отыскать хотя бы небольшие суммы инвестиций, пока не будут мобилизованы внутренние резервы и ресурсы. Понятно, что и в этом отношении возможности управляющей компании больше, чем отдельного управляющего. ФСДН считает, что среди таких компаний могут быть и иностранные, и начала их аккредитацию.

Обсуждается также вопрос о формировании корпуса государственных управляющих (скажем, внештатных сотрудников территориальных управлений ФСДН). Они стали бы спасать в первую очередь крупные и средние предприятия и под "крышей" этих управлений были бы менее зависимы от влиятельных сил в регионах. Готовя до 50 государственных управляющих в месяц, постепенно можно было бы довести общее их число до 1000 человек. Более качественное и интенсивное обучение могло бы продолжаться 6-12 месяцев (первая часть - подготовка за границей, вторая - адаптация полученных знаний к местным условиям). Нужны и менее формальные критерии отбора претендентов, одного тестирования явно недостаточно.

Считается, что вполне реально получить гранты или иное льготное финансирование из-за рубежа для обучения государственных управляющих. В дальнейшем их деятельность могла бы финансироваться из специализированного фонда при ФСДН, который целесообразно наполнять за счет отчислений части инвестиционных средств (если рассматривать банкротство как один из способов привлечения инвестиций) и за счет передачи этому фонду какого-то количества акций вновь создаваемого АО в случаях ускоренных процедур банкротства. Было бы хорошо, если бы фонду хватило денег и на оплату юристов, экономистов, маркетологов, социологов, привлекаемых государственными управляющими к анализу состояния предприятий и разработке антикризисных программ.

Надежды возлагаются также на Контрольную комиссию, которую уместно создать при ФСДН или специализированном фонде из квалифицированных специалистов. Она стала бы проверять обоснованность вынесенного на собрание кредиторов предложения о введении внешнего управления или начала конкурсного производства, а также анализировать и оценивать антикризисную программу, разработанную управляющим. Собрание кредиторов, у которых могут быть собственные интересы, для этого не совсем подходит, а суду не всегда хватает экономических и финансовых знаний. Официальное заключение комиссии помогало бы суду принимать верные решения.



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки