Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Экономическая безопасность
Политическая стабильность

II. Политическая стабильность

Под политической стабильностью мы понимаем систему "общественного гомеостаза", опирающуюся на динамичное равновесие социальных интересов, легитимную и дееспособную государственную власть. В технологическом плане - надежную управляемость, обеспечивающую нормальное функционирование всех служб жизнеобеспечения и тем самым гарантии безопасности граждан и общества.

II.1. Общий взгляд на проблему. Многовековая история России знает как продолжительные периоды относительно спокойного и плодотворного развития, так и времена смуты, хаоса, почти полной утраты государственности. К таким временам вполне применима формула, с которой, по свидетельству летописца, на Русь призывались варяги: "Приходите править нами, земля наша велика и обильна, да порядка в ней нет". Тем не менее, после каждого потрясения у России находились силы восстановить порядок и на очередном "перегоне истории" нарастить могущество.

Причин такой "живучести", напоминающей фольклорную фигуру "Ваньки-встаньки", много. Одна из них - авторитарное устройство власти. Ее абсолютное верховенство не только в светской, но и в духовной сфере позволяло в трудный час мобилизовать народную энергию на спасение отечества, осуществить честолюбивые замыслы ценой любых жертв. При огромных социальных переменах, которые повлекла Октябрьская революция 1917 г., этот принцип сохранился. С той разницей, что место самодержцев всероссийских и служилого дворянства - носителей идеологии "святой Руси" заняли генеральные секретари ЦК КПСС и партноменклатура, олицетворявшие коммунистическую доктрину. Эффективность этой системы, достигавшаяся ценой величайшего напряжения народных сил, была продемонстрирована победой в Отечественной войне 1941-1945 гг., прорывом в космос, превращением страны в супердержаву, которая полвека разделяла с США власть над миром.

Но абсолютизм власти, будучи источником могущества государства, таит в себе угрозу застоя и деградации. Безоговорочно подавляя инакомыслие, он лишает систему способности критической самооценки и самообновления. Политическая стабильность, основанная на вере и штыках, рушилась, когда распространялось сомнение в святости существующего порядка и справедливости господствующей идеологии. Власть, ослабленная проникновением "ереси" в собственные ряды, утрачивала политическую волю и превращалась в колосса на глиняных ногах.

Так, скоротечно рухнули и царская империя, и Советский Союз. Державная мощь, безжалостная машина репрессий, вездесущий аппарат контроля над умами, даже патерналистская функция социальной защиты не смогли компенсировать отсутствия гражданского общества и политической свободы. В свете этой, кардинальной для страны проблемы предстают во всем своем значении реформы, предпринятые во второй половине 80-х годов. Свободные выборы на альтернативной основе, гласность и отмена цензуры, отказ от монопольного господства КПСС и введение многопартийности, идеологический плюрализм, признание обширного комплекса гражданских прав и политических свобод, демилитаризация и демократизация государственной структуры - все это создало предпосылки для того, чтобы центр тяжести политической стабильности постепенно перемещался с силы на право.

На протяжении шести лет перестройки демократические начала, вопреки объективно существовавшим и искусственно создававшимся препятствиям, внедрялись в государственный механизм, шаг за шагом укоренялись в массовом сознании и психологии. И после того, как синхронными усилиями левых и правых эволюционный процесс перестройки был прерван на полпути, перемены в общественном сознании оказались достаточно устойчивыми, чтобы защитить хрупкие демократические институты. Общество в целом не поддержало августовского путча 1991 г. С осуждением был воспринят и расстрел "Белого дома" в 1993 г., что вынудило власти отказаться от попыток устранения политической оппозиции и даже смириться с ее доминированием в парламенте. В становлении легитимного конституционного строя - капитальный итог перестроечных реформ. Вместе с тем, пока нет оснований считать происшедшие изменения необратимыми. Следствием нарастающего недовольства негативными результатами правительственного курса последних лет стала девальвация самого понятия демократии в общественном сознании. Правящая группировка все чаще прибегает к авторитарным методам. Нынешний режим переживает глубокий кризис, не имея широкого социального фундамента, адекватной национальным особенностям модели государственного устройства, доверия граждан к государственной власти, ее политике.

Сумеет ли Россия, как бывало не раз , возродиться, и будет ли это впервые достигнуто не авторитарным, а демократическим путем - вот вопрос вопросов.

II.2. В течение 6 лет в России существует без сколько-нибудь серьезных изменений один и тот же политический режим . Б.Н.Ельцин, избранный президентом 12 июня 1991 г., переизбран на второй срок 3 июля 1996 г. При нем правительство возглавляли Е.Т.Гайдар (номинально - зам. премьера) и В.С.Черномырдин. Многократно менялись министры, руководители администрации Президента и его помощники, но эта чехарда не означала обновления. За немногими исключениями все, кто входил в "команду Ельцина", остаются в правящем слое, перемещаясь из министров в банкиры, из банкиров в советники, из советников в директора институтов, из директоров в министры. Главное - остаются практически без изменений методы осуществления экономических реформ и политический курс, взятый сразу после распада Советского Союза. По заявлению Е.Гайдара, А.Чубайс и Б.Немцов, играющие ключевые роли в Кабинете с весны 1997 г., выполняют его программу.

Сам по себе факт шестилетнего пребывания у власти одной политической группировки служит, по любым меркам, показателем известной стабильности. Тем более, если принять во внимание, что все эти годы были заполнены борьбой между старой и новой (точнее, частично обновленной) номенклатурой, исполнительной и законодательной ветвями власти, перманентными вспышками народного недовольства, острыми предвыборными баталиями, проявлением сепаратизма и конфликтами на этнической почве. Дважды - в конце 1993 г., в связи с "бунтом" Верховного Совета и референдумом по Конституции, летом и осенью 1996 г., в связи с президентскими выборами и болезнью Б.Н.Ельцина - режим висел на волоске.

Но устоял. Прежде всего, благодаря поддержке социальных слоев, выигравших или, по крайней мере, не потерявших от реформ. Народившаяся заново буржуазия, как всякий социальный слой, находящийся на подъеме и рвущийся к власти, сумела сконцентрировать свою наступательную энергию в немногочисленной, но чрезвычайно активной политической партии. Испытав многие метаморфозы на пути от "Межрегиональной депутатской группы" до "Нашего дома Россия", не избежав расколов, в решающие моменты она сплачивалась и приходила на выручку своему лидеру. В немалой мере это удавалось потому, что по российской традиции первое и последнее слово в политической борьбе всегда принадлежало столице. А именно в Москве, где больше проявились позитивные стороны экономических реформ и меньше (в том числе, благодаря умелому управлению Ю.М.Лужкова) ощущались их отрицательные последствия, были сосредоточены основные силы сторонников режима.

Сила победителей измеряется слабостью побежденных. Разношерстная оппозиция не предпринимала серьезных попыток к совместным действиям хотя бы на временной, тактической основе. Ее костяк, КПРФ, не смогла перестроиться на социал-демократический лад, как это сделали коммунистические партии в восточноевропейских странах, получив тем самым шанс вернуться к власти. Она фактически остановилась на том "уровне обновления", на котором ее застигли драматические события августа 1991 г. (отказ от претензии на монопольную власть "партии-авангарда", признание парламентской системы, гражданских прав и т.д.). А по некоторым пунктам начала даже отступать с этих позиций под давлением своих фундаменталистов. Бесплодными оказались попытки "собрать" массовую партию социал-демократической направленности из многочисленных мелких группировок.

Исключительные услуги режиму оказали радио, телевидение, печать, обеспечив ему подавляющее превосходство над оппозицией в сфере информации. Вначале это было следствием преобладания в журналистской среде радикально-либеральных убеждений, прямой или косвенной "самопривязки" многих публицистов, обозревателей, редакторов популярных газет к партии власти. Со временем негативные результаты реформ вызвали переход в оппозицию или распространение критических настроений среди части ее сторонников. Оперативно среагировав, правящая группировка поторопилась закрепить свое господство в эфире назначением преданных себе людей на руководящие посты в телекомпаниях, организационными перетрясками и кадровыми чистками. Искусственное удорожание расходов по изданию и распространению печатной продукции резко сузило возможность выживания газет и журналов, не имеющих поддержки "большого бизнеса". В последующем банки, промышленные корпорации и отечественные мультимиллионеры начали скупку и перепродажу ведущих средств массовой информации. Их приватизация в основном завершилась, гарантируя пропагандистское обеспечение политического курса президента и его команды.

Среди факторов, позволивших режиму продержаться, - постоянная поддержка Запада (в том числе - крупными финансовыми вливаниями), харизматические свойства президента и многое другое. Но решающую роль играет нежелание подавляющего большинства общества возвращаться к доперестроечным порядкам. Господствующее общественное мнение можно сформулировать так: "Хорошо бы восстановить бесплатное народное образование, здравоохранение, некоторые другие блага социализма, но не ценой отказа от рыночного изобилия и возврата к монополии КПСС".

Таким образом, главный итог 6-летия - вердикт народа в пользу демократических реформ. Однако это не значит, что "смутное время" подошло к концу и отныне демократическое развитие России можно считать необратимым. Никакие объективные предпосылки, сколь они ни основательны, не гарантируют политической стабильности, когда экономика, уровень и качество жизни идут вниз, деградируют наука и культура, на грани развала армия, коррупция и преступность достигли размеров, дающих основание говорить о "криминальной революции".

Ситуация на осень 1997 г. характеризуется продолжающимся на всех направлениях упадком. Сумев продержаться 6 лет, режим не сумел вывести страну из кризиса . А это чревато "переключением" общественного мнения на другую формулу: "Рыночное изобилие и политический плюрализм - это хорошо, но не ценой вымирания народа и превращения страны в полуколонию".

В этом реальная угроза политической стабильности России.

II.3. Фундаментальные факторы политической нестабильности. Последние годы Россия живет с постоянным предощущением социального взрыва, вызванным резкой поляризацией доходов, обеднением и обнищанием большинства населения . По расчетам Всероссийского центра уровня жизни, доходы 30% населения ниже прожиточного минимума, больше половины относятся к категории бедных и малообеспеченных. В 1996 г. 85% имели средний месячный доход на человека 400 тыс. руб. (Данные о разрыве доходов самых богатых и самых бедных слоев населения приводятся в гл. V).

Падение уровня жизни, безработица, многомесячные задержки зарплаты и пенсий, вопиющие социальные контрасты и хвастливо выставляемая напоказ роскошь нуворишей подстегивают протестные настроения. В первые месяцы 1997 г. (январь-февраль) число бастовавших увеличилось в 3,5 раза по сравнению с соответствующим периодом 1996 г. Люди перекрывали железнодорожные и автомобильные магистрали, останавливали движение на улицах городов. В июле 1997 года работники Смоленской ядерной электростанции предприняли поход на Москву. Участились самоубийства на почве нищеты и голода. До недавнего времени митинги и демонстрации, организуемые коллективами предприятий и профсоюзами, проходили преимущественно с экономическими требованиями. Летом 1997 г. выдвигались, и не только на митингах коммунистической оппозиции, требования отставки президента и правительства. В декабре 1996 г. Б.Ельцину доверяли 22,6% опрошенных, в июне 1997 г. - 14,3% . Согласно данным другого опроса, отрицательно оценивали деятельность Совета Федерации 21,6%, Конституционного Суда - 22,4%, Государственной Думы - 38,9%, Президента - 42,5% опрошенных.

Неверие большинства граждан, независимо от их партийной принадлежности и политических убеждений, в способность режима вывести страну из кризиса становится своего рода "общественным консенсусом". Больше половины опрошенных в конце 1996 г. (от 59% до 83%) негативно оценили перспективы сокращения преступности и коррупции, подъема промышленности и сельского хозяйства, уменьшения безработицы, решения межнациональных проблем, ликвидации перебоев с выдачей зарплаты и пенсий, укрепления армии и международного авторитета России. Дискредитации власти способствует непрестанная грызня внутри нее между различными группировками, связанными с ними банками и корпорациями за раздел и передел государственной собственности и политического влияния.

Положение усугубляется тем, что возможность корректировки курса блокируется другим фундаментальным фактором нестабильности - резким "перекосом" государственной структуры, закрепленным Конституцией РФ 1993 г. Практически вся реальная власть отнесена ею к компетенции главы государства. На деле это означает, что властные полномочия концентрируются бесконтрольно в президентском окружении. Важнейшие решения принимаются не народными избранниками в соответствии с демократическими процедурами, а в результате подковерной борьбы политических кланов, в том числе - мафиозного происхождения.

Двухпалатный парламент наделен по Конституции усеченными полномочиями и не в состоянии представлять интересы и волю населения. Наглядным подтверждением этого послужила его неспособность остановить начатую президентом двухлетнюю войну в Чечне, осуждавшуюся в обществе с редким единодушием и принесшую огромные человеческие и материальные потери.

Наряду с вопросами войны и мира, Федеральное Собрание фактически лишено возможности осуществлять другую важнейшую функцию парламента - контролировать бюджет. Хотя формально он представляется на утверждение Государственной Думы, на деле президент с помощью предусмотренных Конституцией маневров (в особенности, права роспуска Думы, если она троекратно откажется утвердить представленную им кандидатуру главы правительства) легко обходит это правило и распоряжается государственной казной по своему усмотрению.

Политическая практика 4-х лет подтвердила, что "разделение властей", установленное Конституцией, обрекает законодателей на постоянную борьбу за выживание. (Не случайно в речах президента постоянно звучат угрозы "припомнить парламенту", "врезать ему", "дать сдачи" и т.п.). Этот правовой дисбаланс - серьезнейший источник политической нестабильности.

Необходимость внесения в Конституцию поправок, которые гарантировали бы равновесие властей, их взаимный контроль и совместную работу на строго правовой основе, осознается теперь не только политиками и правоведами - за это высказалось в начале февраля 1997 г. 63% опрошенных. Сторонники левой оппозиции склонны изменить саму форму правления, установив парламентскую республику и ликвидировав пост президента. Представители других политических партий и движений выступают за сохранение президентской республики при расширении полномочий и ответственности правительства и контрольных функций парламента. Искусственная задержка с назревшей конституционной реформой, которая могла бы разрядить обстановку и восстановить эффективную управляемость, грозит утратой шансов на преодоление кризиса демократическим путем.

В приводимой таблице предпринята попытка определить уровень политической безопасности России в свете мирового опыта:

Таблица 1. Уровень политической безопасности.

Показатели Предельно критическое значение в мировой практике Величина показателя для России в 1996 г.
Доля граждан, выступающих за кардинальное изменение политической системы 40% 43%
Уровень доверия населения к центральным органам власти 20-25% около 10%

В списке 48 наиболее конкурентоспособных стран Россия по уровню политической стабильности стоит на последнем - 48-м месте.

В Послании Президента Федеральному Собранию "О национальной безопасности" называются следующие угрозы в "области политических отношений": разрыв между конституционными демократическими принципами и реальной политикой; противостояние политических сил и различных властных структур, несоблюдение законов, регламентирующих их деятельность; слабость механизмов гражданского контроля над институтами государственной власти; региональный сепаратизм и национализм, обострение межэтнических и межконфессиональных отношений. Ни по одной из указанных проблем не просматривается пока улучшения. Напротив, политический кризис продолжает углубляться.

II.4. Коррупция и преступность . В течение последних лет президент и правительство России неоднократно метали громы и молнии по адресу "обнаглевшей преступности", грозили применить самые суровые меры, чтобы покончить с "беспределом". Принимались указы, предоставлявшие особые полномочия правоохранительным органам, укреплялся кадровый состав Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел, создавались различные инспекции и контрольные учреждения. В демократической прессе все чаще высказываются опасения, что Россия превращается в "полицейское государство". Но даже такой ценой не удалось остановить процесс криминализации общества и государства.

Уголовная преступность процветает только тогда, когда находит опору в преступности политической, в коррупции чиновничьего аппарата. Вопреки декларациям о борьбе с привилегиями невиданные в прошлом масштабы приняли раздача льгот, дающих возможность буквально грабить государственную казну, кумовство, семейственность, "телефонное право", использование властных полномочий для шельмования и подавления политических противников и деловых конкурентов. Все это - достаточно традиционные черты разложения государственной власти. В России они приняли пугающие размеры, поскольку питательной почвой для них является процесс приватизации - перераспределения общественной собственности в пользу той части новой и бывшей номенклатуры, которая составила движущую социальную и административную "пружину" режима, а также связанного с нею мафиозного капитала.

По данным, приводимым в докладе МВД президенту "О состоянии и мерах усиления борьбы с экономической преступностью и коррупцией в РФ", 55%. капитала и 80% голосующих акций при приватизации перешли в руки криминального капитала. Объем теневой экономики достиг 20%-25% ВВП. Только учтенный ущерб от преступлений и административных нарушений составил в 1996 г. около 10 трлн. рублей. С учетом ничтожной раскрываемости преступлений в этой сфере (по взяткам, контрабанде, незаконным сделкам с валютными ценностями, незаконному предпринимательству латентность достигает 90%), реальные масштабы криминала, по оценкам специалистов, в 3-4 раза выше.

По заявлению Б.Березовского, половина экономики России контролируется шестью финансовыми группами. Эти группы известны. Что касается второй половины, то МВД известно более 9 тыс. организованных преступных группировок, которые контролируют порядка 40 тыс. коммерческих структур, в том числе около 500 из 2000 российских банков. Начиная с 1993 г., отмечается сверхдинамичный рост преступлений в банковской системе. Годовые темпы роста этого вида преступности составили 78% в 1993 г., 170% в 1994, 264% в 1995 и более 250% в 1996 г. Суммарный ущерб от установленных банковских преступлений превышает 67 трлн. руб. Он сопоставим с суммами предложенного правительством секвестра бюджета на 1997 г.

Органы МВД докладывают об обострении криминальной обстановки во внешней и внутренней торговле, использовании энергоносителей, особенно нефти, металла, лесоматериалов, золота, алмазов, ювелирных изделий. В сфере мелкого и среднего бизнеса невозможно обойтись без взяток и подачек разного рода инспекторам и дельцам. Таким образом, с криминалом, теневой экономикой оказываются так или иначе связаны многие миллионы людей.

Согласно оценкам Центрального банка, ежемесячный вывоз из России иностранной валюты составляет от 1,5 до 2 млрд. долларов США. По данным Всемирного банка, в 1996 г. утечка капитала достигла 24 млрд. долл., т.е. превышает все предоставляемые России займы. Незаконные акции таких масштабов невозможны без причастности высокопоставленных должностных лиц. Наименьшее, что может быть поставлено им в вину, - безответственность, граничащая с укрывательством и поощрением преступлений. Остаются без внимания разоблачительные публикации прессы. Власть "сдает" своих лишь в крайних случаях и без лишнего шума.

Монтескье определял политическую свободу как "уверенность гражданина в своей безопасности". Сегодня ни личность, ни имущество граждан России не могут быть признаны защищенными. Помимо убийств на бытовой почве почти ежедневно совершаются "заказные" расправы с конкурентами, кровавые разборки мафиозных группировок, террористические акты, захваты заложников с требованием выкупа (в Чечне). Как не раз уже отмечалось в прессе, ни одно "громкое" политическое убийство за прошедшие 6 лет не было раскрыто.

В то ж время число заключенных возросло до 700 человек на каждые 100 тысяч населения (в 10-20 раз больше, чем в странах Западной Европы). В 797 колониях и 188 следственных изоляторах на конец 1996 г. находилось более 1 млн. человек, из них в следственных изоляторах предварительного заключения около 300 тыс.. Места заключения остаются "школой" повышения преступной квалификации, унижения личности. "Эмнисти интернэшнл" высказала озабоченность фактами пыток, жестокого обращения с заключенными в тюрьмах и милицейских участках.

Значительное увеличение численности милиции, внутренних войск (в 1,5 раза больше, чем в СССР, в расчете на тысячу человек населения), которые практически сравнялись с регулярной армией по размерам и некоторым видам вооружений, не сопровождалось улучшением качественного состава. Глубокий кризис переживает судебная система. Суды физически не в состоянии принимать обрушившиеся на них потоки исков и жалоб в связи с нарушением гражданских прав. Распространена практика запугивания и подкупа судей. Обращению в суд или арбитраж коммерческие организации и частные лица, связанные с теневым бизнесом, предпочитают внесудебные "разборки", попросту говоря, самосуд. К этому порой прибегают и граждане - в справедливость и эффективность официального правосудия верят лишь 22% опрошенных.

Нет научно обоснованных параметров "допустимого", не угрожающего политической стабильности уровня коррупции и преступности. Оценивая положение с точки зрения мирового опыта, представители правоохранительных органов считают, что пока преступность в России уступает в количественном отношении США, а угроза криминализации государственных структур не столь велика, как в Италии. Возможно, российские мафиози еще не могут тягаться с западными "крестными отцами". Но, по свидетельствам печати, они уже вступают в международные картели по распространению наркотиков, налаживают торговлю "живым товаром", крадеными произведениями искусства и т.д. Иначе говоря, проблема перерастает национальные рамки.

II.5. Прогнозные оценки. В массе предпринимаемых в России попыток представить контуры будущего страны можно выделить две основные группы. К первой относятся предположения, согласно которым нынешняя политическая система может быть обновлена и укреплена в результате радикализации реформ. С таким расчетом на первые роли в правительство введены "молодые реформаторы", которым президент во многом передоверил свою необъятную власть. Первые несколько месяцев их деятельности, которую часто называют "второй либеральной революцией" или "еще одной шокотерапией", не дают оснований надеяться на успех этого политического маневра. Покусившись на приватизацию т.н. естественных монополий, реформаторы встретили мощное противодействие "директорского корпуса", левой оппозиции, широкого общественного мнения И были вынуждены довольствоваться обязательством Газпрома, ЕЭС и железных дорог уплатить налоги. Этих средств не хватило и на обещанную президентом ликвидацию задолженности по зарплате, в первую очередь - военнослужащим. Сразу же пришлось искать другие источники пополнения казны за счет ускоренной распродажи государственного достояния. В июле 1997 г. с этой целью были проданы 25% акций "Связьинвеста". Сделки носили нередко сомнительный и даже скандальный характер. В этой связи президент был вынужден, в частности, отправить в отставку руководителя Госкомимущества А.Коха.

При всех своих богатствах Россия - не скатерть-самобранка. Кроме того, с каждым разом становится сложнее осуществление подобных сделок - оппозиция клеймит власть за распродажу национального достояния. Экономисты, в том числе сочувствующие режиму, крайне пессимистически оценивают шансы на поворот к лучшему без принципиальных изменений проводимой ныне политики. В самом деле - нигде, никогда и никому не удавалось еще оздоровить экономику за счет выколачивания налогов из производства, которое продолжает падать, и доходов большинства населения, которое продолжает нищать. В то же время, по данным министра Российской Федерации Евгения Ясина, государство недополучило 70-80 трлн. рублей, которые скрыли от налоговых органов наиболее богатые группы населения

Если эксперимент "молодых реформаторов" потерпит неудачу, едва ли не единственным "резервом" политической безопасности и стабильности останется знаменитое российское долготерпение. Его можно толковать по-разному. Как законопослушание, традиционное для народа, привыкшего к авторитарному управлению. Как признак апатии и социальной индифферентности, когда у людей, борющихся за удовлетворение элементарных жизненных потребностей, не остается сил на участие в политике (кстати, об этом говорит постоянное сокращение участвующих в выборах). Как свидетельство привыкания к демократическим процедурам, возросшей правовой культуры, исключающей мысль о возможности противодействия легитимной власти. Наконец, как признак того, что в народе жива "травматическая память" о гражданской войне, других потрясениях, выпавших на его долю в XX столетии; он в большинстве своем отвергает любой радикализм, склоняется к "стратегии компромиссов".

Видимо, все эти причины в той или иной пропорции оказывают свое влияние. Определенным индикатором могут служить данные опроса, показывающие сдвиги в политической ориентации - от радикальных крайностей к центру. Сторонниками левых позиций назвали себя 16,2% опрошенных, правых - 13,1%, центристских - 70,7%.

Травматическая память, подкрепленная событиями 1993 года и постоянно поддерживаемая официальной пропагандой (особенно во время избирательных кампаний), атомизация и политическое отчуждение, другие названные факторы в известной мере уравновешивают угрозы политической стабильности и безопасности России. Однако такой баланс весьма неустойчив. Если в ближайшее время не будет достигнут подлинный консенсус в отношении курса реформ, если жизнь не станет улучшаться, существующее хрупкое равновесие может рухнуть - этот вариант составляет вторую, намного более многочисленную группу прогнозных оценок. Однако вопреки предсказаниям о приближающихся потрясениях ничего подобного до сих пор не произошло. Это нередко приводится как аргумент в пользу того, что вероятность таких событий вообще ничтожно мала, поскольку в России никто не хочет кровопролития. Но разве многие хотели его в 1918 году, когда разразилась гражданская война? Или в 1994-м, когда начались бои в Чечне? Потрясения чаще всего возникают спонтанно - если, конечно, для них имеется "горючий материал". А народное недовольство в сегодняшней России близко к "критической массе".

Это не означает неизбежности социального взрыва. Доведенные до крайности люди могут, дождавшись очередных выборов, привести в Кремль воинствующих радикалов. Или молчаливо поддержать военный переворот. Однако было бы опрометчиво исключить и вероятность новой революции эгалитарного толка. Предотвратить такой исход способна только легитимная смена режима, предупреждающая его крах в результате тотальной криминализации общества, межклановых разборок или стихийного возмущения масс.

2001г.



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки