Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Экономическая безопасность
Технологическая безопасность
VI. Технологическая безопасность

В России, как и в других странах, переживающих экономические трудности, забота о среде обитания многократно декларируется, но на деле обеспечивается по "остаточному" принципу или вовсе откладывается до "лучших времен". Между тем, по уровню угрозы экологическая ситуация в стране не уступает проблемам в области политической стабильности и обороны.

VI.1. Стремительная индустриализация в 30-е годы и экстенсивный промышленный рост в послевоенный период вызвали крупномасштабную деградацию природы в ряде регионов Советского Союза. Непосредственные угрозы природе и здоровью человека обусловили критическое состояние земель, воздуха и воды в районах добычи сырья, размещения тяжелой индустрии, ядерных полигонов и предприятий топливного цикла. К 1989 г. на территории России ареалы острых экологических ситуаций занимали площадь около 2,5 мл. кв. км или 15% территории. Возникли зоны экологического бедствия - Аральское море и Приаралье, Кыштымский радиоактивный след в Челябинской обл.

Недоучет и игнорирование экологических требований отразилось на состоянии с.х. земель. В 1989 г. 60 млн. га с.х. угодий России были подвержены эрозии, 42 млн. га занимали земли с повышенной кислотностью, 36 млн. га - засоленные.

Принимавшиеся защитные меры (посадка полезащитных лесополос, строительство очистных сооружений, озеленение городов и т.п.) далеко не соответствовали потребностям. Серьезность экоугрозы была осознана после беспрецедентной аварии на Чернобыльской АЭС (1986 г.). Были приложены чрезвычайные усилия для ликвидации ее последствий. Под давлением общественности остановлена Армянская АЭС, закрыт Семипалатинский ядерный полигон, в стадии изысканий прекращены работы на 20 площадках АЭС, в стадии строительства - на 15 и в стадии расширения - на 4. Стали разрабатываться природоохранные программы.

VI.2. Однако этот "экопорыв" угас в обстановке острой политической борьбы, приведшей к распаду СССР. Ныне продолжает функционировать Чернобыльская АЭС (закрытие которой предусматривалось в 1993 г.), расконсервирована Армянская АЭС. Отменен мораторий на строительство АЭС на Украине, продолжается строительство нового блока на АЭС в Литве, решено строить АЭС в районе Семипалатинского полигона. Резкое углубление экономического кризиса в результате "шокотерапии" исключило возможность переломить негативные тенденции в природопользовании. Более того, проблемы обострились. Существенно возросло число аварий из-за производственной аритмии, снижения дисциплины, ослабления контроля, разрушения хозяйственных связей, отсутствия средств на охрану окружающей среды.

Не привело к эквивалентному снижению антропогенного давления на природную среду общее падение производства в стране. Валовый внутренний продукт за 1990-1995 гг. уменьшился примерно вдвое, а водозабор - на 17%, сброс загрязненных сточных вод - на 12%, величина нарушенных земель - лишь на 1% . Снижение "стационарных" выбросов и сбросов сопровождается увеличением залповых, аварийных. Уменьшение промышленных загрязнений в крупных городах отчасти компенсируется ростом транспортных. В 1996 г. в воздухе более 200 городов с населением свыше 60 млн. человек средние концентрации загрязняющих веществ были выше ПДК. 40% сбрасываемых сточных вод относится к загрязненным. За последние 5 лет доля природоемких сырьевых секторов возросла более чем в 2 раза, в то время как доля легкой промышленности сократилась на 60%. Сворачивается наукоемкое, экологически более безопасное производство. При этом за 1990-1995 гг. энергоемкость ВВП возросла почти на 50%, а электроемкость промышленности - почти на треть.

В сельском хозяйстве нагрузка на природу уменьшилась в связи с сокращением поголовья сельскохозяйственных животных, особенно в общественном секторе. Сократилось в 10-15 раз внесение минеральных удобрений и средств защиты растений на 1 га пашни. Однако в российских условиях экологические проблемы земледелия были связаны не столько с количеством применения химикатов, сколько с технологией их использования. Отсюда, помимо низких урожаев, перспектива деградации почв. Серьезной проблемой стал ввоз отходов. По официальным данным, в РФ их ввозится в процентах в 70 раз больше, чем вывозится. Растет также импорт в Россию экологически несовершенных автомобилей и продовольствия. Кроме упомянутых зон бедствий на территории России выделяются районы с кризисной экообстановкой: Московский регион, Среднее Поволжье, Кольский полуостров, Калмыкия. промышленные узлы Среднего и Южного Урала, нефтегазоноcные районы Западной Сибири, Приангарье, Байкал.

Общее представление об уровне опасности, связанной с природно-техногенными катастрофами и авариями, дают следующие данные. В 1996 г. в России имели место около 1450 чрезвычайных ситуаций, из них около 1030 - техногенного и 310 - природного характера. Число аварий на промышленных объектах составило примерно 250, на транспорте - 150, на магистральных трубопроводах - 60, на ядерных объектах - 15, на химических объектах - 70, на авиационном транспорте - 40, на судах - 20. Природные катастрофы: землетрясения и извержения вулканов - около 80, ураганы, смерчи, сильные дожди и снегопады - 100, наводнения, половодья и маловодья - 30, крупные лесные пожары - 80.

Трендовые показатели свидетельствуют: в то время как число природных катастроф при небольших колебаниях по годам в целом остается неизменным, техногенные аварии за последние пять лет резко умножились.

Таблица 4. Относительный рост числа техногенных и природных катастроф в 1991-1996 гг.

Тип аварий и катастроф 1991 1992 1993 1994 1995 1996
техногенные 1,00 4,3 3,9 4,6 6,02 5,72
природные 1,00 1,07 1,03 1,39 1,16 1,00

Данные о помесячной динамике числа техногенных аварий и катастроф за 1990-1995 гг. показывают их выраженную скачкообразность и определенную связь с моментами социально-политической напряженности в России (август 1991 г., январь-март 1992 г., октябрь 1993 г.).

Ежегодный ущерб только от 21 крупной природной катастрофы достигает 110-140 трлн. руб. Оценки материального ущерба от техногенных катастроф пока не проводились, однако, можно предполагать, что они сопоставимы с ущербом от природных катастроф. При таких масштабах ущерба (4-6% валового национального продукта) и ежегодном его росте на 10-15%, в условиях снижения объемов производства экономика России будет не в состоянии в ближайшие годы восполнять потери от природных и техногенных катастроф.

Общее число погибающих в авариях и природных бедствиях в год превышает 50000, получающих увечья - 250000 человек. Прямой и косвенный ущерб от них, отнесенный к объему ВВП, в России в 2-3 раза выше, чем в США и других развитых странах. Это - прямой результат физического и морального старения производственного аппарата страны, особенно в потенциально опасных сферах деятельности. На конец 1995 года степень износа основных фондов в отраслях, производящих товары, составила 42,2%. Износ фондов за 1980-1995 гг. увеличился в электроэнергетике с 31,6 до 45,7%, топливной промышленности - с 43,5 до 51,2%, черной металлургии - с 38,0 до 46,9%, цветной металлургии - с 37,8 до 47,5%, в химической и нефтехимической промышленности - с 35,8 до 57,4%. Средний возраст производственного оборудования в промышленности за этот же период увеличился с 9,47 до 14,13 лет. Капиталовложения снизились за 1990-1995 годы более чем втрое.

На железнодорожном транспорте 30,7 тыс. километров (24% общей протяженности) главного пути уложено выработавшими свой ресурс или дефективными рельсами. Эксплуатируется 20 тыс. дефективных стрелок и крестовин - 10% их общего числа. Нефте- и газопроводы изношены, по оценкам специалистов, на 50%. Безопасность 1/3 автодорог оценивается как критическая, в ремонте нуждается 65% дорог. Не осуществляются в должном объеме меры поддержания безопасности плотин, дамб и других крупных объектов.

Всего в стране насчитывается около 100 тыс. опасных производств и объектов. Из них около 1500 ядерных и 3000 химических обладают повышенной опасностью. В ядерном комплексе сосредоточено около 10, а в химическом - около 10 смертельных токсических доз. Суммарная площадь, на которой может возникнуть очаг химического заражения, составляет 300 тыс. кв. км с населением около 54 млн. человек. Наибольшей опасности подвергается население Центрального района, где в зонах вероятного поражения проживает 16 млн.человек.

Среди источников потенциальной экологической опасности в России заметно выделяются предприятия ядерного комплекса . В стране накоплено радиоактивных отходов суммарной активностью 2,73 млрд. Ku (это 55 "Чернобылей"). Не меньшую опасность создают обогащенный уран и плутоний боеголовок, ядерных зарядов и атомного топлива. Здесь не учтена также поступившая в биосферу активность от ядерных испытаний, аварий, функционирования ядерного комплекса. Подавляющее большинство высокоактивных отходов концентрируется в Челябинской, Томской областях и Красноярском крае. Серьезную угрозу представляет отработанное топливо реакторов выведенных из эксплуатации подводных лодок. 79 подлодок остаются на плаву в гаванях с не выгруженным топливом. Для потенциально опасных объектов и производств характерна существенная выработка проектного ресурса.

Таблица 5. Характеристики исчерпания проектного ресурса
Степень использования ресурса Доля объектов в общей их численности
более 0,50 60%
до 0,75 20%
до 1,0 15%
более 1,0 5%

К началу 2000 г. число потенциально опасных объектов, исчерпавших проектный ресурс, увеличится примерно на 10%. При этом необходимые затраты на модернизацию, реконструкцию, вывод из эксплуатации такого оборудования может достигнуть 15-20% ВНП, что для экономики страны непосильно.

Положение усугубляется акцентом на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, а не на их предупреждение. Ослаблено внимание органов государственного управления к безопасности объектов ядерного, химического, оборонного, строительного, промышленного и транспортного комплексов, в частности, при приватизации госсобственности. Предельно низок уровень финансирования научно-технических разработок по проблемам безопасности (не превышает 0,1% экономического ущерба от аварий и катастроф). Дополнительными угрозами могут стать техногенный терроризм, порождаемый усилением социально-политической напряженности в обществе, его криминализацией; несанкционированные воздействия на потенциально опасные объекты при межнациональных конфликтах; ослабление производственной, технологической, регламентной, охранной дисциплины на предприятиях, складах и других объектах.

VI.3. Внешние "экоугрозы" безопасности России обусловлены близостью территории страны ко всем крупнейшим районам экономической деятельности - Западная Европа, Китай, Япония, США (на Аляске добывается 1/4 американской нефти). Немаловажно также, что РФ на значительном протяжении граничит со странами СНГ, Прибалтики и Центральной Европы, которые так же, как и наша страна, переживают серьезные экономические трудности и которым пока не до экологии.

Производственная нагрузка на высокоосвоенную территорию (с плотностью населения свыше 10 чел./кв. км) в Западной Европе, Японии, Корее выше, чем в России, в 10-20 раз. Еще больше разница в удельной нагрузке на всю территорию. Главными "экспортерами" в РФ атмосферных загрязнений являются Украина, Германия. Польша, Великобритания. Экспортируемые в Западную Европу газ и нефть частично возвращаются к нам в виде поллютантов с воздушными течениями. Потоки антропогенной серы, поступающие на Русскую равнину из Западной Европы, в 10 раз превосходят обратные потоки воздушных загрязнителей (таблица 6).

Таблица 6. Экологические взаимосвязи России и сопредельных стран

Из России В Россию
Трансграничное загрязнение воздуха (1994 г., тыс. т), для европейской части страны: выпадения окисленной серы выпадения окисленного азота   76 31   775 292
выпадения аммонийного азота 24 104
Трансграничный речной сток средний многолетний,км 62,45 191,24
Межгосударственные речные бассейны: площадь (тыс.км) 1253 2140
население (млн. чел.) 14 78
валовой внутренний продукт, созданный в промышленности и сельском хозяйстве (млрд. долларов/год)   67   147

Площадь водосборных бассейнов, где формируется "импортируемый" Россией речной сток, составляет более 2 млн.кв.км. Производственная нагрузка на китайские части межгосударственных речных бассейнов в 6 раз выше, чем в России, а демографическая превышает российскую в 17 раз. Высокая "разность" давления на природную среду наблюдается между российским Дальним Востоком и соседними странами, омываемыми Японским морем.

Российский вклад в использование и трансформацию бассейнов внутриматериковых межгосударственных морей существен лишь для Каспийского и Азовского морей. Доля РФ в нагрузке на эти бассейны ориентировочно составляет от 60 до 80% суммарной, а вклад в антропогенное изменение бассейнов других внутриматериковых морей, омывающих ее территорию, не превышает 10%.

РФ выделяется на мировом фоне наличием значительного числа источников потенциального риска, но реальный вклад ее хозяйства в глобальную трансформацию природной среды в целом не превышает долю страны в природных ресурсах и населении Земли, в мировом хозяйстве (в частности, в РФ более экологичная, чем в мире в целом, структура топливного баланса: в мировом потреблении топлива природный газ составляет 25%, у нас - свыше 45%). Благодаря своим лесам, переувлажненным землям и болотам, крупнейшему массиву практически неосвоенных, "диких" земель (60% территории) Россия выступает компенсатором части глобальных загрязнений (таблица 7).

Таблица 7. Экологически значимые характеристики России (% от мирового уровня, мир=100%, 1992 г.)

Территория 12
Лесопокрытая площадь 21,4
Площадь внетропических лесов 46,1
Площадь особо охраняемых территорий 4
Площадь "диких" земель 15
Водные ресурсы 9,9
Население 2,7
Площадь сельскохозяйственных угодий 4,7
Водохранилища объемом св. 1 млн.м: количество суммарный полный объем 3,9 15,4
Водозабор 3,6
Сброс сточных вод 4
Выбросы в атмосферу: SO2
Nox
CO
твердые вещества
CO2
CH4
12 5,8 5,6 12,2 11,6 5,8
Хлорфторуглероды 8,9
Количество накопленного обогащенного урана 50

Экологические ресурсы России вряд ли останутся вне поля зрения других стран в условиях их острой нехватки в мире. Мировое сообщество может помочь их сберечь, либо наоборот - поскорее освоить. Последнее не отвечает ни российским интересам, ни потребностям глобальной экологической безопасности.

Отечественные исследователи считают, что с установлением нового, более справедливого международного экологического порядка РФ может рассчитывать на получение существенной экологической ренты за сохранение "зеленых легких" планеты.

VI.4. Планы и намерения. К немногим достижениям последнего периода следует отнести создание Министерства по чрезвычайным ситуациям и оснащение его средствами ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий. В правительстве разрабатывается ряд документов, определяющих экологическую политику страны. Указом Президента от 1.4.96 г. утверждена Концепция перехода РФ к устойчивому развитию, включающая проблемы охраны природы. Соответствующие разделы представлены в Концепции социально-экономического развития до 2005 г. и прогнозе социально-экономического развития на 1997-2000 гг. В Государственном Комитете по экологии составляются План действий по охране окружающей среды и природопользованию на 1998-2000 гг.. Регулярно публикуется Государственный доклад о состоянии окружающей среды в стране. В 1992-1994 гг. разрабатывалась Федеральная программа "Экологическая безопасность России", в настоящее время продолжается разработка Государственных программ "Безопасность населения и народнохозяйственных объектов в условиях риска природных и техногенных катастроф", "Глобальные изменения природной среды и климата" и др.

Однако, в противоречие с планами и декларациями, природоохранные затраты постоянно сокращаются. До 1988 г. они превышали 1% ВНП, в 1989 г. - 0,8, в 1994 г. - 0,6, в 1996 г. - 0,4. Для сравнения: США затрачивают на охрану окружающей среды от 1,5 до 2% ВНП. Об отношении властей к экопроблемам в известной мере свидетельствует преобразование природоохранного министерства в Комитет (т.е. понижение статуса этого органа), упразднение межведомственной комиссии по экобезопасности при СБ РФ, ликвидация как самостоятельного федерального органа Госкомсанэпиднадзора.

В программах политических партий экологические требования занимают скромное место. О необходимости гармонизации социо-природных отношений заявляется в документах Социально-экологического союза и КПРФ, ряда других организаций, но в них нет каких-либо "прорывных" идей, четкого проекта такой гармонизации. Принявшая участие в выборах в Госдуму партия "Кедр", несмотря на свое "экологическое название", не выделяется из политического спектра радикальными лозунгами. "Истинно зеленые" (Социально-экологический союз, Российский экологический союз и др.), сформировавшиеся в период перестройки и расцвета экологических движений, именуют "Кедр" "псевдоэкологической" партией.

Большинство специалистов оценивает состояние экологической безопасности России как близкое к критическому. Дискуссия, как и повсюду в мире, ведется вокруг стратегии защиты среды обитания. Согласно "технократической" концепции научно-технический прогресс, породивший проблемы, способен и разрешить их. Сторонники "биосферной" концепции полагают, что технические решения могут иметь лишь частичный эффект. Перспектива видится им в ограничении роста народонаселения и промышленного производства, восстановлении площадей ненарушенной биоты. Главным рычагом решения природоохранных проблем многие исследователи считают экологическое образование и воспитание.

Сложной остается ситуация с информационным обеспечением эко-безопасности. Расширяющийся поток сведений остается малодоступным для широкого пользования, поскольку все большая часть информации становится платной. Официальная экологическая статистика не всегда достоверна. Единственным надежным источником объективного знания о состоянии среды являются полевые обследования, трудноосуществимые ныне даже на локальном уровне из-за отсутствия средств. Публикаций на эту тему много, но преобладают теоретические разработки, не опирающиеся на обширный фактический материал - их правильнее назвать "гипотетическими".

VI.5. Желательная стратегия. Кардинальными средствами обеспечения техноэкологической безопасности России выступают: изменение экономической структуры, специализация на малоотходных, экологически приемлемых отраслях хозяйства, внедрение ресурсосберегающих и природозащитных технологий, развитие рекреационного потенциала, сохранение не освоенных еще ландшафтов в качестве стратегического резерва биосферы, санация загрязненных территорий и нарушенных земель. Однако, учитывая кризисное состояние российской экономики, важное значение приобретают меры тактического характера, программы "скорой экологической помощи". В их числе - мониторинг опасных природных и техногенных процессов , обеспечивающий прогноз и предупреждение катастроф. В связи с этим необходимо не только восстановить, но и модернизировать сейсмологическую, вулканологическую, гидрометеорологическую и другие службы мониторинга. Затраты с лихвой окупятся за счет уменьшения потерь от природных и техногенных бедствий.

К неотложным задачам обеспечения техноэкологической безопасности, по мнению специалистов, следует также отнести: разработку методов оценки риска как научной основы предотвращения аварий при создании и эксплуатации технических систем; составление для отдельных регионов, городов и особо опасных объектов "карт риска" от различных видов катастроф; установление нормативов жесткой и функциональной защиты от аварий в гражданском строительстве, энергетике, химической промышленности, на транспорте, уникальных инженерных сооружениях, объектах специальной техники; подготовка специалистов, обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях. Существенные резервы повышения экологической безопасности кроются в реализации организационных мер (соблюдение уже разработанных нормативов водопользования, выбросов в атмосферу, формирования водоохранных зон и т.п.), позволяющих повысить уровень безопасности, пусть ненамного, зато быстро и без больших затрат.

Вместе с тем, уровень экологических угроз в стране не позволяет ориентироваться лишь на "латание экологических дыр". Поэтому даже в нынешних условиях целесообразно разрабатывать долгосрочные, стратегически ориентированные программы, закладывающие основы будущего экологического возрождения страны.

Природно-техногенные катастрофы не знают национальных границ. Власти, специалисты, общественность согласны в том, что необходимо активное участие России в развивающемся международном сотрудничестве . РФ участвует в реализации "Повестки дня на ХХ1 век" (принята на конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г. 179 государствами мира), "Международного десятилетия по уменьшению опасности стихийных бедствий", объявленного Департаментом по гуманитарным вопросам ООН, других аналогичных программ. Особенно актуально сотрудничество с сопредельными государствами для проведения согласованной экологической политики при использовании Баренцева, Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского, Японского морей и бассейна Амура.

Разрабатываемая сейчас стратегия снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера учитывает мировой опыт, в частности - национальную стратегию смягчения последствий стихийных бедствий в США (принята в декабре 1995 г.). В то же время многие российские ученые предупреждают против некритического подражания зарубежным образцам, связанным с безудержным потребительством, ведущим к интенсивному загрязнению среды обитания и вызывающим усиливающиеся опасения повсюду в мире. Не следует игнорировать отечественный опыт, в частности - ориентацию на преимущественное развитие общественного транспорта.

VI.6. Прогнозные оценки. Политические реалии России не вселяют надежд на экологическое возрождение страны в обозримой перспективе. Об этом наглядней всего свидетельствует возникшая необходимость секвестрировать почти наполовину бюджет 1997 года. Сокращаются ассигнования на многие жизненно важные цели, так или иначе связанные с техноэкологической безопасностью.

Если будет продолжен нынешний курс, трудности в этой сфере усугубятся. По мере износа фондов и ухудшения социально-психологической обстановки все большую опасность будут представлять объекты потенциального риска. С другой стороны, будут нарастать проблемы, присущие отсталым государствам - деградация почв, импорт отходов и опасных производств и т.п. Отсутствие необходимых заделов по обновлению оборудования, в т.ч. природоохранного, приведет к тому, что даже при возможном оживлении экономической активности негативное воздействие на природу будет возрастать темпами, превосходящими экономический рост. В связи с этим техно- и экосистема России могут стать экологически все более опасными для страны и для мира.

2001г.



   TopList         



  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • История одной раскопки времен полиолита
  • Чем магазин военторг хорош для вложения капитала?

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки