3. ЕВРО И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
Геополитические
последствия введения евро напрямую затрагивают экономическую
безопасность России.
В
настоящее время степень экономической зависимости страны от внешнего
мира является неприемлемо высокой. До 70% продовольствия,
потребляемого населением крупных городов, поступает из-за рубежа.
Государство не в состоянии пресечь незаконный массированный вывоз
капитала. Размеры выплат по внешним долгам превышают возможности
российской экономики. Страна вынуждена подстраивать свою
экономическую политику под универсалистские требования международных
экономических организаций, нередко не учитывающие в должной мере
российскую специфику.
Особенно
опасным является положение, сложившееся в валютной сфере. Глубокая
долларизация экономики привела к тому, что в этой сфере Россия
находится в состоянии не просто внешней зависимости, а зависимости
от одной страны и ее валюты.
<Это,
в частности, привело к перекосу между структурой валютных отношений
России и структурой ее внешнеэкономических связей. Сейчас
подавляющая часть внешней торговли России -
до -
связана с Европой, из которых одна треть приходится на ЕС, а другая
треть
-
на страны Центральной и Восточной Европы и европейские государства
СНГ, в то время как доля США в экспортно-импортных операциях РФ не
превышает 10%. В последнее время Евросоюз стал и ведущим иностранным
инвестором в экономику России.
Таблица
2. ЕС и США во внешнеэкономических связях России в 1998 г.,
%
|
ЕС |
США |
Внешнеторговый
оборот |
33 |
8 |
Прямые
иностранные инвестиции (накопленный объем) |
38 |
41 |
Прямые
иностранные инвестиции в 1998 г. |
44 |
35 |
Иностранные
инвестиции в 1998 г. |
64 |
19 |
Однако
самой используемой и ликвидной иностранной валютой в России является
доллар США. Причем объемы операций с ним по ряду параметров далеко
превосходят аналогичные показатели в мире в целом. Неоправданно
велика роль доллара во внешней торговле и банковских валютных
депозитах.
Таблица
3. Доллар США в мировой и российской экономике,
%
|
Мир,
1995
г. |
Россия,
1998
г.1 |
Внешнеторговые
контракты |
48 |
80 |
Банковские
депозиты в иностранной
валюте |
652 |
90 |
Официальные
валютные резервы |
65 |
65 |
Государственный
долг развивающихся
стран |
50 |
67 |
1
Все данные по России являются оценочными.
2
Не включая ЕС, конец 1996 г.
Возможные
последствия этого перекоса очевидны. Обвал доллара на международных
валютных рынках имел бы разрушительные последствия для российской
экономики. Это -
реальная угроза безопасности страны. Существенное
значение имеет и геополитический аспект проблемы. Соединенные Штаты
лишь косвенно зависят от развития экономической и политической
ситуации в России, тогда как Европейский Союз и Россия
непосредственно взаимосвязаны. Их объединяют тесные
внешнеэкономические отношения, совместные транспортные сети и
научно-технические проекты. Географическая близость заставляет их
вместе решать проблемы экологии, миграции населения, незаконной
торговли оружием, распространения наркотиков и др. Отношения между
ЕС и Россией строятся на солидной юридической
базе -
Соглашении о партнерстве и сотрудничестве.
Необходимо
подчеркнуть, что сильные позиции доллара в отечественной экономике
определяются главным образом объективной слабостью национальной
валюты. Поэтому ключом к восстановлению экономической независимости
государства является оздоровление внутренней экономической
системы -
внешнеэкономические рычаги могут сыграть в этом плане лишь
вспомогательную роль. Это, разумеется, не умаляет всей важности их
разумного использования. Определенное место среди этих рычагов
призвана занять и единая европейская валюта.
В
контексте экономической безопасности России появление евро и
вызванный им сдвиг в сторону биполярности представляются,
безусловно, благоприятными. С введением евро у России, как и у любой
третьей страны (то есть не входящей в ЕС), появляется большее поле
для маневра при решении вопросов режима валютного курса, состава
валютных резервов, валютной структуры внешних заимствований и
торговли.
>В
стратегическом плане представляется целесообразной постепенная
диверсификация валютных отношений России. Однако проводить ее
следует осмотрительно, руко-водствуясь принципами экономической
обоснованности и постепенности.
Поскольку
колебания курсов доллара и евро, как уже отмечалось выше,
практически неустранимы, более сбалансированное распределение
активов и пассивов по основным международным денежным единицам
позволит России (как на государственном, так и на частном уровне)
минимизировать риск курсовых потерь. Возможность выбора налагает на
Россию и новые обязательства. Отныне государственным органам
придется более скрупулезно выстраивать линию поведения, просчитывать
риски и предвидеть последствия своих действий. Исключительно важное
значение приобретает мониторинг экономической ситуации в ЕС и США,
динамики процентных ставок и курсовых соотношений
валют.
В
России широко распространено мнение, будто евро -
всего лишь еще одна валюта, и поэтому возникающие вопросы носят
чисто технический характер и могут быть решены в рабочем порядке. В
действительности проблемы евро гораздо сложнее и масштабнее, чем
принято считать. Появление евро существенно усиливает процессы
экономической (а в перспективе
и политической) консолидации в Европе.
Во-первых,
резко возрастает глубина интеграции внутри самой "зоны евро". По
сути дела, с созданием ЭВС внутри Европейского Союза возникло так
называемое твердое ядро. Входящие в него страны связаны отношениями
более сильной, чем ранее, экономической и политической сплоченности.
Это может иметь как положительные, так и отрицательные последствия
для России (достаточно напомнить недавние события вокруг
Югославии).
Во-вторых,
несмотря на то что ряд государств -
членов ЕС не вошел в состав ЭВС, центростремительные силы внутри
Евросоюза заметно возросли: страны-"аутсайдеры" объективно
испытывают на себе усиливающееся давление в пользу вступления в
ЭВС.
В-третьих,
валютный союз, бесспорно, станет центром возросшего притяжения для
остальных частей Европы, прежде всего Центральной и Восточной
(страны-кандидаты в члены ЕС традиционно широко используют немецкую
марку и другие валюты "зоны евро" в своей внешней торговле, и
большинство из них имеют режимы валютных курсов, ориентированные на
евро). Швейцария, Норвегия и Исландия также будут вынуждены все
больше строить свою экономическую политику с учетом происходящего в
ЕС. Все эти тенденции заметно меняют внешнюю среду, в которой
приходится действовать Российской Федерации, и делают целесообразным
более активное взаимодействие с ЕС (в том числе в плане достижения
более выгодного для нас баланса требований и уступок обеих сторон).
Исключительно
важное значение имеет участие России в скоординированных
международных усилиях, направленных на противодействие деятельности
транснациональных преступных сообществ в валютно-финансовой сфере.
Судя по сообщениям западной печати, эти сообщества, с которыми тесно
связан и российский преступный мир, рассчитывают максимально
использовать в своих интересах элементы неопределенности, которые
неизбежно сопровождают появление новой международной валюты. Особую
опасность представляет применение "высоких технологий" в целях
отмывания криминальных доходов и осуществления нелегальной
переброски капиталов из страны в страну.
В
целях противодействия этой опасности руководящие органы ЕС и
правительства государств-членов, в первую очередь участников ЭВС,
стремятся осуществить переход к более упорядоченным формам расчетов
и укреплению финансовой дисциплины во всем европейском финансовом
пространстве. ЕС усиливает борьбу с легализацией незаконных доходов,
ужесточает правила финансового надзора и отчетности, предпринимает
попытки договориться с соседями по региону о более четких и
"прозрачных" правилах ведения финансовых операций. Подключившись к
этим процессам, Россия сделала бы шаг в сторону цивилизованного
бизнеса, расширила бы имеющиеся у нее средства борьбы с
криминализацией экономики.
Актуальность
необходимых для этого мер усиливается международными обязательствами
России по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, которыми, в
частности, предусматривается постепенная либерализация движения
капиталов, товаров и услуг между Российской Федерацией и странами
ЕС, а также политической линией Российского государства по вопросу
присоединения России к Страсбургской (1990 г.)
конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от
преступной деятельности. Ключевыми составляющими этой политики
являются, во-первых, создание единой общегосударственной системы
борьбы с легализацией преступных доходов и незаконно нажитых
капиталов, обеспечение возврата незаконно вывезенных из России
валютных средств и, во-вторых, тесное, доверительное сотрудничество
спецслужб и правоохранительных органов России и стран
ЭВС.
|