Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Экономическая безопасность
Неформальные отношения и безопасность бизнеса

Специфичной чертой российского рынка является наличие в нем обширной сферы теневых и неформальных отношений. Эти отношения включают в себя три следующие основные группы:

а) неформальные отношения между субъектами бизнеса;

б) неформальные отношения субъектов бизнеса и органов государственной власти;

в) криминальная деятельность (рэкет, торговля оружием и наркотиками и т.д.).

Государственная политика, проводимая сегодня в отношении всех трех названных выше сфер теневой экономики, характеризуется резким разрывом между декларируемыми целями и реальными действиями. Декларируемые цели сводятся к тезису о необходимости полного силового подавления всех неформальных, теневых и криминальных отношений. Практика же состоит в том, что борьба с теневыми явлениями носит избирательный характер, причем сама эта избирательность часто является продуктом теневых отношений. Такая политика не может быть признана эффективной и нуждается в существенной корректировке, направленной на сближение слова и дела.

В самом общем смысле главными причинами распространения неформальных и теневых отношений являются:

а) чрезмерные масштабы вмешательства государства в экономику;

б) слабость государства.

Чрезмерные масштабы государственного вмешательства в экономику проявляются прежде всего в нереально высоком налогообложении, а также в монополизации государством контрольных функций и их гипертрофии. Слабость государства заключается в его принципиальной неспособности осуществлять столь большой объем вмешательства, т.е. собирать налоги в установленном законом объеме и реализовывать все узаконенные контрольные функции.

В отношениях между субъектами бизнеса основной разновидностью неформальных отношений являются юридически неоформленные контракты, страхуемые криминальными структурами. Существует две основные группы причин распространения таких контрактов. Первая состоит в неэффективности, а порой и полном отсутствии государственных гарантий соблюдения договоров. Это связано с дороговизной и длительностью рассмотрения хозяйственных споров в арбитражных судах, неопределенностью судебной практики, делающей проблематичной возможность выиграть дело даже при явном нарушении условий договора, а также целым рядом иных аналогичных обстоятельств, среди которых нельзя не отметить монополизацию и дороговизну нотариальных услуг. Вторая группа причин связана с высокими налогами и обилием государственных регулятивов, что приводит к уходу "в тень" (прежде всего в наличный денежный оборот) большого числа договорных отношений, которые автоматически выбывают из сферы государственной юрисдикции и попадают в теневую юстицию. Укрепление дисциплины соблюдения договоров и создание легальных механизмов ее поддержания является одной из ключевых, приоритетных задач развития частного бизнеса в России.

В отношениях субъектов бизнеса с государством теневые и неформальные отношения осуществляются в форме взяток или иных "особых договоренностей". Причины распространения таких отношений видятся в том, что высокие налоги и обилие государственных регулятивов создают мотивации уклонения от них с помощью взяток, причем величина налогового бремени и масштабы государственного регулирования таковы, что альтернативой уклонению является банкротство. С другой стороны, зарплата государственных чиновников столь низка, что любые попытки борьбы с коррупцией вызовут массовый уход работников с государственной службы и приведут к оголению рабочих мест. В качестве еще одной причины коррупции следует назвать большие масштабы прямого перераспределения ресурсов, осуществляемые федеральными и местными органами государственной власти. Таким образом, формируется следующий порочный круг:

а) большие масштабы вмешательства государства в экономику требуют создания большого чиновничьего аппарата;

б) с другой стороны, у государства нет средств полноценно оплачивать этот аппарат;

в) низкая зарплата чиновников делает невозможной борьбу с коррупцией, что создает обстановку безнаказанности и беззакония. В результате коррупция приобретает застарелые и привычные формы, дезорганизуя и рынок, и систему государственного управления.

В отношении криминальной деятельности как таковой следует указать следующее. В существующих условиях борьба с экономической преступностью затруднена не только нехваткой мощностей, низким моральным духом и коррумпированностью правоприменяющих структур, но и двумя фундаментальными обстоятельствами:

а) отсутствием границы между неприемлемыми для общества видами деятельности и теми видами деятельности, которые, нарушая закон, являются вынужденными адаптационными явлениями;

б) сращенностью криминальной деятельности и теневой юстиции. Функции последней в современных условиях объективно необходимы, поскольку без нее рухнет система контроля за соблюдением договоров. Можно с уверенностью говорить, что без создания эффективной легальной юстиции любые попытки борьбы с ее теневым двойником будут обречены на провал.

Рассмотрим в порядке иллюстрации несколько типичных ситуаций.

Ситуация "Подпольный банк".

Некто Х дал некому Y ссуду в 10.000 долл.США под 10% в месяц. Y не хочет или не может этот кредит вовремя вернуть. По закону Х должен обратиться в суд, процедура продлится несколько месяцев, возникнет масса противоречий между законом и жизненными коллизиями (типа того, что нельзя давать в долг доллары и т.п.). Дело может закончиться ничем, но в любом случае Х несет очень значительные убытки. Поэтому Х обращается к "бандитам", которые "выколачивают" деньги из Y. Кто в этой ситуации виноват?

Y, укравший чужие деньги? Х, который хочет вернуть свои деньги обратно? Представляется, что ответ другой - государство, не обеспечивающее необходимых гарантий собственника, защиты налогоплательщикам и установление (или сохранение) множество запретов, неразумных хотя бы потому, что оно не в силах контролировать их соблюдение. Следовало бы существенно изменить судебную систему, гражданское и уголовное законодательство, чтобы появилась возможность государственного урегулирования конфликтных ситуаций в бизнесе. Есть и другие возможности, например, такие как институт третейского суда, существующий лишь теоретически.

Ситуация "Рэкет".

Суммарный объем этих поборов огромен, возможно даже сопоставим с налоговыми поступлениями от налога с прибыли. В сферу деятельности вовлечены десятки, а то и сотни тысяч человек. Большинство предпринимателей в нашей стране сталкиваются с этим явлением. Большинство покорно платит, наиболее богатые коммерческие структуры могут позволить себе содержать службы безопасности (численность которых, по некоторым сведениям, доходит до тысячи человек, а то и превышает эту огромную цифру). В сферу деятельности "мафии" вовлечены работники милиции, органов безопасности и т.д. Масштабы этого явления вряд ли кто-либо способен оценить, однако, есть основания (см. следующую ситуацию) полагать, что они весьма значительны. Отчасти по этой причине предприниматели даже не обращаются к властям с просьбами или требованиями о защите. Государство сейчас не способно, а возможно, и не хочет им помочь. Какие же существуют предложения по выходу из этой ситуации?

Вариант 1 (достаточно распространенный). Предлагается создать специальные подразделения по борьбе с преступностью, наделенные особыми правами. Судя по тому, как в существующих предложениях описывается их предполагаемая деятельность, на эти особые карательные органы не будет распространятся существующее процессуальное законодательство (иначе их создание было бы бессмысленным). Наша страна имеет обширный опыт внесудебных государственных экзекуций, достаточно вспомнить пресловутые "тройки ОГПУ" или опыт работы органов МВД последних десятилетий, когда широко применялись также не предусмотренные УПК меры, как избиения задержанных. Кроме того, никто не может гарантировать, что новые структуры не будут коррумпированы или не выйдут из под государственного контроля.

Вариант 2 (стандартный). Предлагается усиливать органы МВД и другие силовые структуры, вкладывать в них деньги, оборудование и пр. Этот вариант не реализуется из-за отсутствия денег. При этом за рамками рассмотрения обычно остается более фундаментальный вопрос: при каких условиях названные ведомства смогут эффективно работать, не выходя при этом за рамки своих полномочий.

Вариант 3 (в противовес предыдущим). Предлагается легитимизация существующей ситуации. Некоторой исторической аналогией могли бы послужить налоговые откупа. Можно было бы инициировать создание и обеспечить определенную, хотя бы моральную, поддержку специальным защитно-страховым компаниям, обеспечивающих охрану и, возможно, страхование убытков от "наездов" посторонних "бандитов". Эти фирмы могли бы возникнуть на основе существующих группировок, которые de facto все равно этим занимаются, обирая "своих клиентов" и защищая их от посторонних. Легитимизация по ряду причин для многих из них может оказаться весьма привлекательной. Государство же сможет взять под контроль деятельность, с которой оно все равно никак не может совладать. Кроме того, оно получит дополнительный источник налоговых поступлений. Данное предложение изложено здесь максимально упрощенно и схематично, предложений и возражений может быть множество, однако именно этот путь представляется выходом из складывающегося тупика.

Ситуация "Коррупция госслужащих".

В ситуации, когда зарплата чиновника, взаимодействующего и "обслуживающего" предпринимателя, в десятки, сотни или даже тысячи раз меньше доходов последнего, коррупция абсолютно неизбежна. Поскольку Россия является страной с чрезвычайно сильным вмешательством государства в экономику, то коррупция еще и почти всеобъемлющая.

Обратимся к примерам.

1. Органы милиции, прокуратура, суд. Почти повсеместно существует нечто вроде тарифов на закрытие дела, освобождение из под стражи и т.д. и т.п. Диапазон взяток от 200 до 15.000 долл.США в зависимости от тяжести преступления и других обстоятельств.

2. Налоговая инспекция и таможня. Обнаруженное уклонение от налога не будет "замечено", а таможенные платежи "прощаются" за сумму около половины того, что причиталось бы государству. Например, в случае импорта автомашины стоимостью в 20.000 долл.США взятка составит порядка нескольких тысяч долларов, а государство недополучит до 20.000 долл. таможенных платежей. Большинство предложений по борьбе с "подобными явлениями" сводится к ужесточению контроля и в лучшем случае автоматизации и систематизации деятельности соответствующих служб. Это все, конечно, необходимо, но важнее сделать другое - уничтожить саму почву для коррупции, для чего следует, во-первых, привести налоговые и таможенные платежи к такому уровню, когда их будет выгоднее платить, чем давать взятки, а во-вторых, резко упростить налоговую систему.

3. Органы, которые что-либо распределяют (выделение недвижимости, приватизация, централизованное кредитование, экспортные квоты, и многое другое). Способы решения указанных проблем многообразны - это либерализация и коммерциализация, усиление контроля, формализация процедур и т.д.

4. Правительственный аппарат. Сохраняющееся чрезмерное вмешательство государства в экономику приводит к пышному расцвету лоббизма, выход в свет выгодного кому-то решения может принести очень существенные дивиденды. Таким образом оплачиваются старания конкретного чиновника, который обеспечил подписание этого документа.

Список этих примеров разумеется не исчерпывает всего многообразия неформальных отношений предпринимателей с властями, однако он уже достаточен, чтобы сделать некоторые выводы.

Прежде всего, необходимо "уменьшение" государства, т.е. сокращение числа функций, осуществляемых государством, и соответствующее сокращение госаппарата. В частности, необходимо сокращение осуществляемой государством хозяйственной деятельности, а также приватизация ряда контрольных функций (лицензирования, патентования и проч.), а также ряда социальных функций (пенсионной системы, здравоохранения и т.п.).

Осуществление мер по "уменьшению" государства должно быть дополнено мерами по его укреплению. Целью является создание малого по числу выполняемых функций, но сильного государства, способного обеспечить строгое соблюдение сравнительно простого либерального законодательства. Укрепление государства предполагает существенное повышение зарплаты чиновникам небольшого числа приоритетных ведомств и укрепление материальной базы этих ведомств при одновременном существенном усилении контроля за их деятельностью. Под усилением контроля в данном случае понимается не столько ужесточение наказаний, сколько повышение раскрываемости должностных преступлений (взяточничества и др.), которое сегодня во многих случаях находится на нуле.

2001г.



   TopList         



  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • История одной раскопки времен полиолита

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки