Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Регионы России
Эволюция российского общества в региональном разрезе

За последние годы регионалистика превратилась в одну из наиболее динамично развивающихся областей отечественной общественной науки. Различные аспекты региональной жизни изучаются политологами, социологами, географами, экономистами, правоведами. Ежегодно в стране проходят многочисленные семинары и конференции, в центре внимания которых проблематика российской глубинки, выходят десятки работ, посвященных регионам.

Бум регионалистики отражает объективные процессы, происходящие в обществе. 90-е годы в России были отмечены не только масштабными политическими и экономическими преобразованиями. Реформы развернулись на фоне начавшегося после распада СССР процесса регионализации - крупномасштабного перераспределения властных полномочий и собственности между федеральным Центром и регионами. К началу нового столетия последние превратились в самостоятельных и влиятельных акторов экономического и политического развития.

Значительно повысился политический статус региональных лидеров. Выборы глав регионов укрепили их политические позиции, а участие в работе верхней палаты парламента превратило этих руководителей в политиков федерального масштаба. Растущий политический вес регионалов отразился на их поведении. Они стали более независимо вести себя в большой политике, а в марте 2000 г. ряд глав исполнительной власти регионов баллотировались на президентских выборах. Одновременно с этим в 90-е годы в регионах окрепла вертикаль исполнительной власти, появились собственные законодательные органы, получило развитие местное самоуправление.

Автономизация субъектов Федерации, наращивание ими собственных ресурсов - все это еще более усилило существовавшие и прежде межрегиональные различия, а главное, привело к диверсификации моделей регионального развития. Крайне непросто обобщить и типологизировать модели/варианты экономического и политического развития российских регионов. Именно этим вопросам и посвящена рецензируемая книга.

В монографии обобщены результаты сравнительного исследования в шести регионах России (Рязанская, Тверская, Волгоградская, Саратовская, Нижегородская, Ульяновская области), осуществленного с августа 1997 г. по август 1999 г. Ответственные редакторы издания - Владимир Гельман, доцент Европейского университета в Санкт-Петербурге, Михаэль Бри, научный сотрудник Общества социальных исследований (Берлин), Сергей Рыженков - эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований (Москва). В. Гельман по праву считается одним из лучших в России специалистов по региональной проблематике, им опубликованы десятки работ, посвященных регионам.

ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ

Авторов книги интересовал вопрос, что собой представляла и как протекала трансформация политических режимов в субъектах Федерации. Они попытались выяснить, в чем состояла причина сходств и различий характера и последствий трансформации, и предложили свою типологию региональных политических регионов.

В научной литературе уже неоднократно делались попытки классификации российских регионов. Одни исследователи при этом обращались к анализу региональных ресурсов, подразделяя регионы на группы в зависимости от региональных интересов (экспортоориентированные, промышленные, торговые и т.д.) . Другие основывали свою классификацию на анализе политики, проводимой региональными властями. При этом экономисты противопоставляли "рыночную" модель регионального развития "консервативной", а политологи и социологи предлагали свою типологию политических региональных моделей, в рамках которой демократически ориентированные регионы противопоставлялись тем, где доминируют левые настроения и у власти находятся коммунисты.

В отличие от большинства регионоведческих исследований, в которых изучается либо опыт отдельных субъектов РФ, либо такие региональные феномены, как выборы, региональное управление, региональный сепаратизм, данная книга удачно сочетает в себе анализ отдельных "локальных" случаев с попыткой проанализировать осуществленные на "местном" уровне различные модели перехода. При этом опыт различных регионов авторы постарались вписать в общую канву российского транзита, отвечая на вопрос, который уже более десяти лет находится в центре внимания ученых во многих странах мира: почему переходные процессы в России развивались иначе, чем в других постсоциалистических странах, и привели к иным последствиям? Сравнительное регионоведение в исследовании поднимается, таким образом, на совершенно новый уровень, превращаясь в способ осмысления особенностей политического развития современной России.

Построена книга по классическому для подобных работ образцу. В ней есть теоретические главы и главы, в которых анализируется региональный опыт. В первой главе (автор - В. Гельман) представлена теоретическая модель для анализа трансформации политических режимов, в ней определяется система понятий, которые используются в исследовании. Во второй главе (автор -М. Бри) делается попытка зафиксировать связь структур производства и структур управления в позднесоветский период, анализируется влияние экономики регионов на процесс трансформации региональных политических режимов. В последующих главах раскрываются особенности политических режимов в шести регионах, ставших объектом исследования (Рязанская, Тверская, Волгоградская, Саратовская, Нижегородская, Ульяновская области). Сравнительный анализ региональной политической динамики составляет основу последней, девятой главы.

Рассматриваемая работа - это прежде всего серьезное политологическое исследование, опирающееся на оригинальную теоретическую базу. Уже предыдущие труды В. Гельмана ввели в научный оборот новое понятие - "региональный политический режим". В новой книге это понятие раскрывается наиболее полно. "Политический режим" трактуется в монографии как совокупность акторов (с их ресурсами и стратегиями) и политических институтов (то есть норм и правил политической деятельности).

Региональные политические режимы в этом контексте являются автономными феноменами, в то время как федеральный Центр и другие акторы за пределами региона определяются как внешние по отношению к региональному режиму акторы. Типология политических режимов определяется через конфигурацию акторов (наличие/отсутствие монополии на власть со стороны доминирующего актора), а также преобладающий тип институтов (формальные и неформальные институты). Трансформация политического режима предполагает такое изменение композиции акторов и/или институтов, которое влечет за собой неопределенность.

На смену существовавшим до сих пор концепциям перехода к демократии авторами предложена собственная схема перехода как процесса с открытым финалом, включающая крушение прежнего режима, которое они определяют как вхождение в неопределенность, и установление нового режима, которое трактуется как выход из неопределенности. При этом специфика перехода рассматривается через призму особенностей предшествующего политического режима, с присущими ему способами контроля над ресурсами региона. Централизации контроля над ресурсами в сельском хозяйстве противопоставляется относительно децентрализованный его характер в промышленности, сложившийся еще в советские времена. Эти особенности в постсоветский период стали важной детерминантой региональных политических режимов, которые основываются либо на монополии доминирующего актора, либо на отсутствии таковой.

В зависимости от соотношения сил акторов (наличие или отсутствие доминирующего актора) и используемых ими стратегий (силовые или компромиссные) в исследуемых регионах, как полагают авторы, реализовались три различных сценария перехода - говоря их языком, выхода их неопределенности - и сложились три типа политических режимов. Первый - "победитель получает все". При нем наблюдается господство доминирующего актора, преобладают силовые стратегии и неформальные институты и возникает "авторитарная ситуация". Этот вариант политического режима возник в Саратовской области.

Второй - "сообщество элит". В рамках такого политического режима властные полномочия разделяются между доминирующим и другими акторами, преобладают компромиссные стратегии и неформальные институты, возникает неустойчивый - "гибридный", по определению исследователей, режим (случай Нижегородской области).

Со многими аналитическими подходами и выводами участников работы нельзя не согласиться. Автор настоящей рецензии уже не первый год занимается изучением российских регионов и в ходе собственных социологических исследований убедилась в том, что в основе моделей власти, складывающихся в отдельных субъектах Российской Федерации, лежит взаимодействие между политико-административными и экономическими элитами региона .

Между тем в монографии содержатся некоторые положения, с которыми мы в принципе согласиться не можем. Во второй главе, которой явно недостает четкости и логики других разделов работы, экономические преобразования, произошедшие в регионах за последние десять лет, определяются исключительно в негативных выражениях. Речь идет о "приватизации выгод" и "социализации потерь", "организационном хаосе", пришедшем на смену командной экономике (с. 79). Однако ничего не говорится о тех мерах, которые были приняты региональными властями в ряде субъектов Федерации для выхода из экономического кризиса. Нет упоминаний и о том, что если в последние годы России и удалось добиться некоторых позитивных сдвигов в экономической сфере, то это является результатом деятельности не федерального Центра, у которого на протяжении десятилетия реформ отсутствовала какая-либо продуманная концепция экономического развития, а региональных властей, многое сделавших для вывода своих предприятий из кризиса.

В целом это многоплановое исследование, безусловно, является прорывом в отечественной регионалистике, а предложенная в нем модель трансформации политических режимов может быть спроецирована на анализ политического развития как других субъектов, так и Федерации в целом.

Н. ЛАПИН
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ № 7
2001


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки