Мурманское морское пароходство - основной оператор грузоперевозок в Арктике -к северному завозу-2000 готово на все сто процентов. Так считает начальник штаба морских операций Западного района Севморпути Николай БАБИЧ. Но кампания северного завоза в широком масштабе так и не началась, Необходимые северянам грузы в порты так и не доставлены.
В Мурманском морском пароходстве ухе определены основные направления северного завоза и график его проведения вплоть до конца октября. Большие объемы топлива предстоит доставить в Республику Саха (Якутия) - свыше 100 тысяч тонн нефтепродуктов. С Чукотки поступила заявка примерно на 30 тысяч тонн. Около 75 тысяч тонн предстоит завезти в Дудинку. Другие клиенты прислали более скромные заявки. Но дело не в количестве топлива, а в его жизненной необходимости для жителей отдаленных пунктов побережья: военных, пограничников, геологов, нефтяников... Недостающие тонны топлива все равно придется завозить, а поздний завоз, как всегда, выльется государству в копеечку.
Пароходство настаивает на предоплате за оказываемые транспортные, услуги. Делается это, увы, не от хорошей жизни. Громоздкая, несовершенная система бюджетного финансирования северного завоза по-прежнему в силе, оттого не исключается повторение прошлых ошибок в организации снабжения Севера. Как известно, деньги в соответствии с постановлениями правительства выделяются на завоз местным администрациям, но расходование этих средств теми же постановлениями определяется по порочной схеме: посредник - поставщик - перевозчик. Крайнее - пароходство, ему платят в последнюю очередь. И что в итоге? Чукотка до сих пор не расплатилась с Мурманским пароходством.
С Хатангой ситуация еще неопределеннее. Как известно, завоз топлива на Хатангу в 1999 году был сорван. Местные власти тогда не пожелали заключить договор с Мурманским пароходством, сделав ставку на услуги посредников. В итоге немецкий танкер "Альстерштерн" месяц простоял в Архангельске в ожидании подвоза топлива для загрузки, затем добился предоплаты за свои транспортные услуги и... отказался везти топливо в Хатангу по причине несоответствия своего ледового класса ухудшившимся условиям на трассе. Пришлось хатангцам в пожарном порядке обращаться к мурманчанам, но зимние холода уже диктовали свои условия. Топливо так и не удалось довезти до места назначения, его выгрузили в промежуточном пункте, а затем доставляли по зимнику. Неизвестно, понес ли кто-то ответственность за этот срыв поставок, обернувшийся потерями миллионов долларов для госбюджета. Судя по всему, виновных не нашли, поскольку нынче опять представители администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа решили договариваться о топливных поставках с различными посредниками,
предпочитая их нашему пароходству. Удивительно, почему в Москве на эту сомнительную и не оправдывающую себя коммерческую деятельность смотрят сквозь пальцы, иди бюджетные деньги можно расходовать не считая, забыв о бедах и чаяниях замерзающих в Хатангском районе людей?.. Словом, о наведении порядка и строгом государственном контроле за поставками по программе северного завоза пока говорить не приходится.
В. БЛИНОВ ("Парламентская газета" от 6.09.2000)
|