Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Экономика

СЕВЕРНЫЙ АСПЕКТ В ТРУДОВОМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Условия проживания на Севере, особенно за полярным кругом, значительно отличаются от условий проживания населения и других регионах страны. Под влиянием длительного воздействия экстремальных природно-климатических факторов организм человека стареет здесь быстрее" процесс возрастной перестройки более выражен, чем в средних широтах. Гарантии и компенсации предназначены для привлечения трудовых ресурсов, выравнивания уровня жизни населения Севера по сравнению со сродним уровнем жизни населения в Российской Федерации. Система государственных "северных" гарантий и компенсаций, а не льгот, как иногда считают, должна быть сохранена в Трудовом кодексе Российской Федерации как обязательная для исполнения всеми участниками трудовых правоотношений система норм права, определяющая вид и порядок возмещения дополнительных физиологических затрат в связи с трудовой деятельностью на Севере. 23 марта 2001 года в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему: "Северный аспект в трудовом законодательстве Российской Федерации". Понятно, что обозначенная проблема напрямую связана с сохранением человеческого потенциала в экстремальных природно-климатических, экологических и техногенных условиях наших широт. Не случайно государство издавна уделяло особое внимание данному вопросу. Это был один из приоритетов власти. Известно, что правовым фундаментом государственной поддержки районов Севера являются федеральные законы "Об основах государственного регулирования социально-экономического развитие Севера Российской Федерации" и "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Последний, на наш взгляд, является основополагающим.

Но, как говорится, гладко было на бумаге. Ныне в практической деятельности мы постоянно сталкиваемся с негативным прессингом, попытками работодателей, а в ряде случаев и Правительства РОССИЙСКОЙ Федерации урезать права работников, установленные Законом "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В своем выступлении на парламентских слушаниях я попыталась обрисовать, хотя бы схематично, сложившуюся ситуацию.

В "северном" Законе в качестве источника финансирования затрат ни гарантии и компенсации работающим гражданам был определен "республиканский бюджет Российской Федерации" и было предложено Правительству Российской Федерации утвердить порядок помещения затрат из бюджета, однако данное поручение не было выполнено, что явилось основной причиной невыполнения "северного" Закона в полном объеме. Обратимся к статье 10 "Районный коэффициент к заработной плате". Во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР № 76 от 04.02.1991 (п.13) в Мурманской области для рабочих и служащих всех объединений, предприятий, в том числе малых и совместных, организаций и учреждений установлен районный коэффициент к заработной плате равный 3,5. Однако федеральные органы, чьи структуры находятся в регионе, попреки действующим нормативным правовым актам установили споим работникам районный коэффициент, действовавший на территории области до 1992 года, а именно - 1,4.

Для сохранения равного уровня оплаты труда и соответствующих льгот считаем необходимым заложить в федеральный бюджет средства для выплаты районного коэффициента в размере 1,5 работникам федеральных структур.

Нарушается статья 11 "Процентная надбавка к заработной плате".

Дело в том, что в абсолютном большинстве частных предприятий, обществ с ограниченной ответственностью и негосударственных образовательных учреждений оплата труда устанавливается в фиксированных размерах, то есть без учета районного коэффициента и надбавок к заработной плате за работу в районе Крайнего Севера.

На многих предприятиях и в организациях работникам не предоставляется ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 2) рабочий день, установленный статьей 14 "Дополнительный отпуск".

Как правило, устанавливается лишь фиксированный отпуск, например, не более 30 рабочих или календарных дней Мало кто из работодателей вспоминает о предоставлении один раз в 2 года времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно и не засчитываемого в срок отпуска (статья 15 "Порядок соединения отпусков").

На частных предприятиях и предприятиях торговли весьма распространено несоблюдение нормы продолжительности рабочей недели (36 часов), гарантированной для женщин статьей 22 "Сокращенная рабочая неделя". Не решаются и вопросы выплаты заработной платы в том же размере, что и при полной рабочей неделе, и доплат за переработку. Обращает на себя снимание такой момент. Выплата пособий семьям, имеющим детей, повсеместно осуществляется без учета процентной надбавки к заработной плате за работу в районе Крайнего Севера, что противоречит статье 23 "Компенсации семьям, имеющим детей".

На абсолютном большинстве предприятий (учреждений, организаций), независимо от фирмы собственности и организационно- правовой фирмы не выполняется второй раздел статьи 33 "Компенсация расходов на оплату стоимости просуда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно'' в чист компенсации затрат на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно членам семей своих работников. К тому же весьма часто возникают противоречивые ситуации, когда происходит "наложение" льгот, установленных федеральным законодательством. Например, работница имеет право на оплачиваемый проезд в отпуск и обратно один раз в 2 года и одновременно как жена военнослужащего имеет право на аналогичный проезд каждый год. Кроме того, в случае, если оба супруга работают, то у них практически становится бесплатным проезд в отпуск и обратно ежегодно.

Нет единого подходи к порядку компенсации в отнесения затрат, связанных с проемом к месту использования отпуска и обратно на личном автотранспорте.

По нашему мнению, такое состояние дел обусловлено прежде всего тем, что не были выполнены п.п. 4, 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введений в действие Закона Российской Федерации О государственных гарантиях и компенсациях для лиц. работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" № 4521-1 от 19.02.93 по приведению федеральных законодательных и нормативных правовых актов в соответствие с указанным Законом. Отсутствует взаимоувязанная система федеральных законов прямого действия.

В связи с вышеизложенным следует незамедлительно провести инвентаризацию законодательства Российской Федерации, так или иначе затрагивающего вопросы государственной поддержки социально-экономического развития Севера, и приступить к работе по формированию нормативно-правовой базы для устранения существующих в действующем законодательстве пробелов, нестыковок, разночтений, "размытости" формулировок и прочих несообразностей. Далее. Изменившаяся в стране экономическая ситуация (приватизация, акционирование, банкротство предприятий, сокращение объемов производства, инфляция, а также начавшаяся структурная перестройка экономики) обостряет проблему социальной защищенности высвобождаемых работников. В связи с этим необходимо внести дополнения и изменения в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и прожинающих и районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

В статье 28 "Исчисление трудового стажа для назначения пенсий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях'' предусмотрено исчисление трудового стажа для назначения пенсий в полуторном размере, независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).

Однако, Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" № ПЗ-ФЗ от 21.07.1997 исчисляет календарные годы работы без учета льготного исчисления- год за полтора.

Кроме того, пенсионерам-северянам, выехавшим за пределы районов Крайнего Севера до 01.11.2000 и получающим пенсию с применением индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного а к среднемесячной заработной плате по стране заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране ограничено показателем 0,95. Для северян, выехавших из этих районов после 01.11.2000, это соотношение согласно Указу Президента Российской Федерации № 1762 от 17.10.2000 составляет 1,2. Считаем, что необходимо распространить действие обозначенного Указа и на лиц, выехавших с Севера до 01.11.2000.

В статье 33 зафиксировано; "Лица, работающие в северных районах России, в случае увольнения в связи с высвобождением и результате ликвидации или реорганизации предприятия (учреждения, организации), а также сокращения численности или штата, при трудоустройстве на другую работу в этих же районах имеют право на возмещение стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, если по предыдущему месту работы и северных районах России они не пользовались за последние два года работы льготой по оплате проезда, что должно быть подтверждено соответствующей справкой.

В течение более полувека сложилась правоприменительная практика этой статьи в части оплаты проезда в отпуск и обратно, в том числе и неиспользованных своевременно ("накопленных"). В последнее время в статью 33 Закона работодатели вносят новый смысл, т.е. проезд оплачивается 1 раз в 2 года, накопление дороги не переносится на другой период. Необходимо четкое разъяснение но данной статье, в том числе - как оплачивать проезд в отпуск на частом транспорте. Не решен вопрос проезда в отпуск и обратно опекунам за опекаемых детей.

Особо следует сказать о статье 34 "Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам по старости и инвалидности к месту отдыха и обратно".

Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76 (п. 15) дало поручение Министерству финансов РСФСР с участием Пенсионного фонда РСФСР определить источники покрытия дополнительных расходов, связанных с бесплатным проездом пенсионеров. Постановление не выполняется. Большинство пенсионеров, отдавших лучшие годы Северу, не имеют возможности выехать на отдых", что вызывает множество жалоб и претензий. Мурманская областная Дума в ноябре 2000 годи вышла о, законодательной инициативой в Государственную Думу, подложив принять Федеральный закон "С внесении дополнения в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)", в котором эта расходы предусмотрено отнести именно на бюджет Пенсионного фонда. На заседании Государственной Думы 22.03.2001 данный законопроект принят в первом чтении, Однако еще придется приложить немило усилий по его продвижению.

Для приведения редакции статьи 10 "Районный коэффициент к заработной плате" в соответствие с концепцией самого закон", которым устанавливаются государственные гарантии для лиц, работающих и проживающих в климатически неблагоприятных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на мой взгляд, следует часть первую статьи 10 изложить в следующей редакции.

"Районный коэффициент к заработной плате лицам, работающим и районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. устанавливается федеральным законом. Порядок выплаты указанного районного коэффициента устанавливается Правительством Российской Федерации".

Считаем неприемлемой предусматриваемую Правительством Российской Федерации и нашедшую поддержку у ряди депутатов Государственной Думы концепцию трансформации ныне действующих гарантий и компенсаций для лиц, работающих в северных районах России, в части процентных надбавок и районного коэффициента к заработной плате за работу в этих районах, компенсации расходов на оплату стоимости проезда и пророча багажа, связанных с переездом к месту работы и семерных районах России и к новому месту жительства в связи с прекращением (расторжением) трудового договора (контракта), к месту использования отпуска и обратно и ряда других гарантий из государственных просто в систему льгот, зависящих от воли работодателя и возможностей местных бюджетов.

Вместе с тем, трудна не согласиться, что имеет смысл исключить из Закона ряд недействующих статей, и частности, статью 17 "Бронирование жилой площади", которая перестала работать после начала приватизации, статью 16 "отпуск по беременности и родам", ничем не отличающуюся от общероссийских законов.

Депутаты Мурманской областной Думы внимательно ознакомились с простом Трудового Кодекса Российской Федерации, внесенным в Государственную Думу группой депутатов Законодательного органа страны (А.В.Селивановым, И.ВЛисиненко. К.Б.Зайцевым, А.В.Митрофановым и другими), Предложенный нормативный правовой документ направлен на радикальные изменения в регулировании трудовых отношений в пользу работодателя, что с неизбежностью ослабит социальную защищенность работника. Не отряжено к тому же в полном объеме основополагающее право гражданина право на труд, в соответствии с международными нормами. Отсутствуют статьи, регулирующие груд работников в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним. Поддержать такой проект мы не можем. Считаем необходимым включить в проект Трудового кодекса Российской Федерации раздел, регламентирующий особенности трудовых отношений в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Участники парламентских слушаний рекомендовали Правительству Российской Федерации разработать нормативные правовые акты, принятие которых предусмотрено в Законе Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и прожинающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера м приравненных к ним местностях", в том числе устанавливающие:

  • источники финансирования расходов по предоставлению гарантий и компенсаций и разграничение расходных полномочий по финансированию каждого вида гарантий и компенсаций; единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате;
  • размер и порядок выплаты процентной надбавки; перечень районов Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенных к районам
Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Убеждена: государственные гарантии для северян должны быть сохранены и упрочены. Иначе - потеряем Север, богатейший источник природных ресурсов России.

Т.А.Кононенко
Депутат Мурманской областной Думы,
председатель комитета по социальной
политике, здравоохранению и делам
военнослужащих, кандидат
медицинских наук
02 апреля 2001 года


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки