Активизация процессов заимствования субъектов Российской Федерации в 1997 -- первом полугодии 1998 г. выявила необходимость оценок общего объема накопленной субъектами Российской Федерации задолженности. В представленной таблице приводятся оценочные данные об объемах внутренней государственной задолженности субъектов Российской Федерации.
При расчетах задолженности субъектов Федерации учитывались следующие основные позиции:
-
задолженность по бюджетным ссудам;
-
объем выпущенных и непогашенных по состоянию на 1 января 1998 г. ценных бумаг (по зарегистрированным Министерством финансов РФ эмиссиям);
-
объем привлеченных кредитных ресурсов за вычетом сумм погашения;
-
прочие займы, отражаемые в бюджетной отчетности, за вычетом сумм погашения.
При этом в расчет не принимались еврооблигационные займы, осуществленные тремя субъектами Российской Федерации, поскольку включение их в состав долга требует специального подхода к определению расчетного курса, что может существенно искажать картину.
Поэтому приведенные в таблице данные фактически представляют собой оценку основных компонентов внутреннего долга субъектов Российской Федерации.
Относительно просто оценивается объем задолженности бюджетов субъектов Федерации перед федеральным бюджетом по предоставленным ссудам. Эти данные имеются в бюджетной статистике по всем субъектам Федерации по единому формату учета, что делает их вполне сопоставимыми.
Объем задолженности субъектов Федерации по выпущенным ценным бумагам (официально зарегистрированным в Министерстве финансов в соответствии с действующим законодательством) оценить уже сложнее, поскольку эти данные полностью не публикуются в открытой печати. Имеются лишь данные об объемах эмиссий, зарегистрированных в Минфине, а также об объемах задолженности в виде ценных бумаг по отдельным субъектам Федерации и отдельным выпускам, причем они, как правило, носят весьма противоречивый характер. Поэтому оценка объемов фактически размещенных и не погашенных по состоянию на начало финансового года ценных бумаг по всем субъектам Федерации представляет определенную сложность.
Оценить реально выпущенные в обращение администрациями субъектов Федерации векселя (их эмиссия была законодательно запрещена) вообще не представляется возможным в силу того, что эти выпуски не регистрировались в Минфине, а также в силу того, что таким образом зачастую осуществлялось финансирование различных статей расходов бюджетов и, соответственно, в учете эти средства по отчетам в большинстве случаев проходили наряду с денежным финансированием.
Зачастую сегодня даже финансовые органы субъектов Федерации не всегда могут оценить объем выпущенных ими вексельных обязательств. В результате приведенные в таблице данные не учитывают вексельной задолженности субъектов Федерации, если она не отражена в бюджетной отчетности по статье “выпуск ценных бумаг”.
Большое значение в рамках проблемы государственных долгов субъектов Федерации имеют различного рода поручительства и гарантии. Однако проблемы с получением достоверной информации по данному виду долгов не позволили авторам учесть эту составляющую в оценках.
Таким образом, приведенные в таблице данные об объемах накопленной задолженности субъектов Российской Федерации носят неполный, фрагментарный и оценочный характер, хотя и в таком виде они, по мнению авторов, могут представить определенный интерес для специалистов.
Людмила ЛЫКОВА, Наталья КРЫЛОВА, Алла Чебанова
АНО "Центр информационных исследований", 2001
|