Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Регионы России
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Республики Дагестан на 2002 год

Разработка прогноза социально-экономического развития Республики Дагестан на 2002 год осуществлена в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственном прогнозировании и программах социально- экономического развития Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2001 г. № 242 "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2002 год и проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2004 года и перспективного финансового плана до 2004 года", письмом Минэкономразвития России от 9 апреля 2001 года № МЦ-304/21. За основу приняты сценарные условия функционирования российской экономики в 2002 году и на период до 2004 года, исходные методические материалы Минэкономразвития России для разработки прогноза социально- экономического развития Российской Федерации.

При разработке прогноза учитывались социально-экономическое положение республики в 2000 г. и тенденции социально-экономического развития в текущем году.

Социально-экономическая ситуация в Республике Дагестан в 2000 году существенно не изменилась и имеет некоторую позитивную тенденцию. Так, по сравнению с прошлым годом, выросли объемы ВРП, причем за последние два года был преодолен спад 1995-1998 годов, хотя еще не достигнут уровень 1994 года (81,6 %). Экономика в целом вышла на уровень 1995 года, но при лучших качественных характеристиках и дальнейших перспективах роста. Рост производства ВРП в 2000 году был обусловлен ростом промышленного производства и строительства.

По сравнению с предыдущим годом в 2000 году увеличились объемы производства промышленной продукции, инвестиций в основной капитал, розничной торговли и оказанных платных услуг населению. Основными факторами роста промышленного производства и строительства были государственная поддержка высокоэффективных проектов, а также расширение внутреннего спроса - инвестиционного и потребительского, наращивание объемов экспорта и относительно стабильное финансовое обеспечение. Однако, несмотря на рост основных экономических показателей, уровень жизни населения республики продолжает оставаться низким. Среднемесячная заработная плата одного работника в республике за отчетный год составила 872 рубля. Высока доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (на начало января она составила 46,4%). Удельный вес зарегистрированных безработных в общем объеме экономически активного населения составил 5 %. При общем снижении задолженности по заработной плате еще сохраняются долги, особенно в производственных отраслях (более 80 % суммарной задолженности). На начало января 2001 года в целом по республике задолженность по заработной плате составила 132,7 млн.рублей.

Объем произведенного валового регионального продукта (ВРП) в 2000 году составил в действующих ценах 20657,2 млн. руб. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 16,5 % в сопоставимых ценах.

Промышленностью республики за отчетный год было произведено продукции (работ, услуг) на сумму 5088 млн. рублей, что составило 120,3% (в сопоставимых ценах) от объема производства за 1999 год. Крупными и средними предприятиями произведено продукции на сумму 4507,7 млн. рублей, или 123,1 % от уровня предыдущего года.

Развитие промышленности сопровождалось улучшением показателей эффективности производства и увеличением доли прибыльно работающих предприятий. По предварительным данным за 2000 год предприятиями и организациями основных отраслей экономики получена прибыль (сальдо) примерно в миллиард рублей (в два раза выше, чем в 1999 году). Рост продукции обеспечили предприятия машиностроительного комплекса, химической, легкой, пищевой промышленности и промышленности строительных материалов. Тут положительно сказалось размещение заказов для республиканских нужд на предприятиях республики и господдержка высокоэффективных проектов.

Спад производства наблюдался в мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности (60,9 %), топливной промышленности (94,5 %). Аграрный сектор экономики республики функционировал в прошлом году не в лучших условиях. Порядка 70 % сельхозпредприятий имели неудовлетворительный платежный баланс, 17% находились на грани банкротства и лишь у 13% платежеспособность была удовлетворительной. Валовая продукция сельского хозяйства по предварительным данным составила 8013,3 млн. рублей или 101,8 % от объема прошлого года. В производстве валовой продукции все еще основную роль играют хозяйства населения – 76,7 % от общего объема.

В республике наметился процесс стабилизации положения в животноводстве. Это выразилось увеличением поголовья крупного и мелкого рогатого скота, птицы как в общественном, так и в частном секторах, а также производства мяса, молока, яиц и шерсти. В отличие от животноводства, ситуация в растениеводстве прямо противоположная: из-за неблагоприятных погодных условий уменьшились сборы зерновых, овощей, картофеля. За отчетный год в республике валовый сбор составил: зерновых – 232,1 тыс. тонн (88 % к уровню 1999 года), овощей – 309,6 (80%), картофеля – 104,5 (85%), плодов – 45,5 (122%). Уменьшение объемов производства про- дукции растениеводства, кроме плодов и винограда, произошло как за счет сокращения посевных площадей, так и за счет снижения урожайности. Сбор винограда сельскохозяйственными предприятиями республики увеличился на 8% по сравнению с 1999 годом и составил 58,1 тыс. тонн.

В растениеводстве особую тревогу вызывает состояние сельскохозяйственных угодий: из-за длительного невнесения удобрений как органических, так и минеральных происходит потеря плодородности почв. Все еще вне оборота существенная доля посевных площадей: в 2000 году под посев и посадку сельхозкультур было занято 307,3 тыс. га пашни при наличии 518 тыс. га. В животноводстве, численность поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий по состоянию на 1 января 2001 года, составила 645,6 тыс. голов, что на 11,3 тыс. голов (1,8%) больше, чем на соответствующую дату предыдущего года. В сельхозпредприятиях численность крупного рогатого скота увеличилась на 0,6%, в хозяйствах населения – на 2,2%, в фермерских хозяйствах – сократилась на 2,5%.

Из-за тяжелого финансового положения сельхозтоваропроизводителей сохраняется тенденция снижения технического потенциала отрасли. Так в 2000 г. количество тракторов уменьшилось на 519 ед. (8%), зерноуборочных комбайнов на 40 ед. (3%), грузовых автомобилей на 108 ед. (2.9%). Обновление парка происходит в незначительных объемах - за счет лизинговых поставок.

Сложившаяся во второй половине 1999 года тенденция к активизации инвестиционной деятельности сохраняется. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, за 2000 год, составил 3344 млн. руб. и увеличился по сравнению с 1999 годом на 34,8 % . Росту инвестиций также способствовало полное финансирование федеральных назначений и объемов, предусмотренных в республиканском бюджете.

Активизация инвестиционной деятельности в 2000 году благоприятно отразилась и на увеличении объемов работ, выполняемых по договорам строительного подряда. Выполненный объем по договорам строительного подряда составил 1193,6 млн. рублей или 125,2 % к уровню 1999 года. Все это позволило улучшить показатели ввода. Введено 433,1 тыс. кв. метров жилья (152,2 %), сданы в эксплуатацию 126-квартирный жилой дом для ветеранов войны в г.Махачкале, водовод для водоснабжения селений Левашинского района протяженностью 9,4 км, первая очередь газопровода Касумкент-Хив протяженностью 11 км. Построено: 134,4 км газовых, 199 км водопроводных и 4,2 км канализационных сетей; 21 школа на 3542 уч. места; больницы всего - на 93 койки, спортзал в с. Тлайлух Хунзахского района площадью 360 кв. метров. Введено 110 домов общей площадью 12,024 тыс. кв. метров, из них 108 домов площадью 11,7 тыс. кв. метров - по программе переселения лакского населения на новое место жительства, два жилых дома - в с.Унцукуль Унцукульского района (288 кв.м ) и в с.Вачи Кулинского района (180 кв. м).

Реконструированы: больница на 50 коек в с. Цуриб Чародинского района и поликлиника на 100 посещений в смену в с. Гергебиль Гергебильского района. Также в 2000 году осуществлялись работы по капитальному строительству объектов в районах, пострадавших в результате боевых действий и террористических актов: подготовлены к вводу в эксплуатацию школы в сс. Новолакское на 420 уч. мест, Гамиях на 320 уч.мест, с.Тухчар на 200 уч. мест Новолакского района; завершено строительство ФАПов в сс.Ансалта, Рахата, Тандо, Шодрода, Ашино Ботлихского района.

Все еще не удается привлечь иностранные инвестиции и инвестиции с других регионов России, и главным образом из-за нестабильной обстановки в Северо-Кавказском регионе.

Показатели по доходам и расходам республиканского бюджета исполнялись лучше, чем в предыдущем году. Улучшилась собираемость налогов. Доходы консолидированного бюджета за 2000 год составили 8309,2 млн. рублей, в том числе: налоговые доходы составили 1316,1 млн. рублей, неналоговые – 38,7 млн. рублей. Расходы составили- 8198,7 млн. рублей. За отчетный год из федерального бюджета получена финансовая помощь в сумме 6954,4 млн. рублей, в том числе 6635,3 млн. рублей - трансферт. Налоговые платежи в бюджетную систему за 2000 год составили 2023,9 млн. рублей, из них в федеральный бюджет – 669,1 млн. рублей, в территориальный бюджет – 1354,8 млн. рублей. Наибольший удельный вес в общем поступлении налоговых платежей занимает налог на прибыль – 500,9 млн. рублей (24,8 %), НДС – 374,7 млн. рублей (18,5 %), подоходный налог – 344,9 млн. рублей (17 %), акцизы – 276,8 млн. рублей (13,7 %) и платежи за пользование природными ресурсами – 124,3 млн. рублей (6,1 %).

Несмотря на принимаемые меры по улучшению собираемости налогов, задолженность в консолидированный бюджет сохраняется. Недоимка по платежам в бюджет составила 623,6 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 311,1 млн. рублей.

На протяжении 2000 года отмечался устойчивый рост оборота розничной торговли, объем которого составил 9,7 млрд. руб., или 120,9 % к 1999 году.

Более динамично, чем в предыдущем году, развивалась продажа непродовольственных товаров, их удельный вес в обороте розничной торговли возрос с 44,6 до 46,7 процента.

Индекс потребительских цен составил 115 %. Наибольший рост цен наблюдался в капитальном строительстве, сельском хозяйстве, промышленности, на услуги связи.

Объем платных услуг, оказанных населению республики через все каналы реализации, за 2000 год составил 1812,8 млн. рублей, что выше уровня 1999 года на 5 %.

Поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, обеспечивающий возмещение издержек на содержание и ремонт жилья в соответствии с их реальной стоимостью привел к увеличению стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Уровень жизни. Появление благоприятных тенденций в экономике, нашли реальное отражение в улучшении благосостояния населения. Так, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась с 68 % в 1999 году до 46,4 % в 2000 году, среднемесячная заработная плата выросла в 1,7 раза, денежные доходы (среднемесячные) в расчете на душу населения увеличились в 1,46 раза, расходы (среднемесячные) на душу населения в 1,35 раза. Величина прожиточного минимума за отчетный год составила 717,8 рубля и превысила уровень 1999 года на 7,7 %. Стабильное финансирование бюджета республики из федерального бюджета позволило полностью погасить задолженность по детским пособиям, пособиям детям-сиротам, частично - долги по коммунальным услугам бюджетных учреждений (за газ, электроэнергию, водоснабжение, услуги связи), питанию и медикаментам. Ежемесячно в 2000 году целевым назначением администрациям районов и городов, перечислялись средства на выплату заработной платы, детских пособий, пособий на детей-сирот, а также финансировались расходы на предоставление льгот в соответствии с федеральными законами об инвалидах и ветеранах и других социально гарантированных выплат.

Несмотря на принимаемые меры суммарная задолженность по заработной плате на 1 января 2001 года составила 132,7 млн. рублей, из которой 87,4% приходится на производственные отрасли, в том числе 59,7 % - на строительство и 26 % - на сельское хозяйство. Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней составила 79,6 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 60,3 млн. рублей.

Численность экономически активного населения за 2000 год составила, по оценке 972,8 тыс. человек или 45,2 % общей численности населения республики. В их числе 760,6 тыс. человек или 78,2 % экономически активного населения были заняты в экономике и 212,2 тыс. человек (21,8 %) экономически активного населения, не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В органах государственной службы занятости зарегистрировано в качестве безработных 48,2 тыс. человек, или 5 % экономически активного населения. Численность безработных снизилась на 8,7 %, в том числе зарегистрированных - на 10,6 %.

В то время как в большинстве субъектов Российской Федерации сложилась устойчивая убыль населения, для Дагестана характерна положительная тенденция превышения родившихся над умершими.

Предпринимаемые меры, направленные на постепенное ослабление негативных процессов, и решение накопившихся проблем, жесткий контроль за их реализацией, закрепление стабилизации в экономике и социальной сфере должны создать предпосылки для дальнейшего экономического роста, начавшегося в 2000 году, на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Основные положения сценарных условий для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2002 год и на период до 2004 года предполагают реализацию задач, определенных программой Правительства РФ и исполнение комплексных мер изложенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и Послании Председателя Государственного Совета Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан. Для того чтобы процессы оздоровления экономики приобрели устойчивый характер в условиях существующих ограничений и диспропорций, в этих документах определены ключевые направления деятельности по активизации социально-экономического развития, главной целью которой является обеспечение реального и устойчивого роста уровня жизни населения.

Прогноз социально-экономического развития Республики Дагестан разработан в двух вариантах, но за основу принят первый вариант, который исходит из принципа консервативного прогноза, включающего в себя менее благоприятное сочетание внешних и внутренних условий. Второй вариант исходит из сценария возможности сохранения в целом благоприятных условий развития экономики.

Предполагается, что валовый региональный продукт в 2001 г. увеличится на 4 процента к уровню 2000 года, а в 2002 году - на 3,8 - 7,7 процента к оценке 2001 года. Доля товаров в структуре ВРП с 2001 года увеличится и составит: в 2001 г. – 55,6 %, 2002 г. – 56,5%.

Прогнозируемый рост промышленной продукции связан в первую очередь с размещением заказов для республиканских нужд на предприятиях республики. В текущем году объявлено о заключении договоров на сумму 100 млн. рублей, что в три раза больше суммы договоров предыдущего года (35,7 млн. руб.).

Улучшению ситуации в промышленности должна способствовать реализация высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов предприятий всех отраслей промышленности за счет средств Бюджета развития республиканского бюджета РД. Государственная поддержка этих проектов, согласно представленным расчетным материалам предприятий, позволит увеличить объемы производства, создать около 5 тысяч дополнительных рабочих мест и существенно увеличить налоговые платежи в бюджеты всех уровней.

В 2001 году объем промышленной продукции оценивается в 6575,7 млн. руб., что составит 110 % от объема производства 2000 года. Это связано с ростом объемов производства в химической и нефтехимической (343,4%), машиностроении и металлообработке (108,7%), легкой (124,0%) и пищевой промышленности (110,3%).

В 2002 году прогнозируется увеличение объема производства к уровню 2001 года на 10,2 и 17,9 % по первому и второму вариантам соответственно. Рост производства ожидается: в топливной промышленности - в связи с вводом в эксплуатацию первой очереди Махачкалинского нефтеперерабатывающего завода; химической промышленности – в связи с увеличением объема производства на заводе лакокрасочных изделий, освоением производства квалифицированных фосфатов и выпуска удобрений на АО «Дагфос»; машиностроении и металлообработке – за счет увеличения объемов оборонного заказа на предприятиях ОПК; легкой промышленности – в связи с увеличением объемов Госзаказа на предприятиях отрасли и промышленности строительных материалов – с вводом в эксплуатацию Махачкалинского цементнопомольного комбината.

В электроэнергетике объем производства ожидается на уровне предыдущего года.

В 2002 г. возрастет добыча нефти, производство электроэнергии, электропылесосов, стеновых и других строительных материалов (с вводом в эксплуатацию Махачкалинского цементно-помольного комбината) и продукции легкой промышленности.

В прогнозируемом периоде ожидается рост объемов грузовых и пассажирских перевозок за счет реконструкции морского порта и увеличения перевозки грузов на железной дороге (нефтеперевозки).

Прогнозируется увеличение численности работников малых предприятий до 208 тыс. человек в 2001 году или на 2% по отношению к 2000 году, а в 2002 году численность работников малых предприятий составит 209 тыс. человек. Рост связан с наличием значительного количества трудоспособных работников, не имеющих постоянной работы. При постоянной напряженности на рынке труда республики малый бизнес остается основной возможностью создания рабочих мест.

Положение в сельском хозяйстве останется сложным. Для улучшения ситуации в этой отрасли Правительством РД как один из первоочередных будет рассмотрен вопрос финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, которое должно быть увязано с реорганизацией неплатежеспособных организаций, созданием на их основе жизнеспособных и экономически эффективных предприятий. Будут направлены средства на проведение мероприятий по увеличению парка сельскохозяйственных машин, техники и специального оборудования на условиях льготной финансовой аренды, а также на поддержку племенного дела по лизингу и создание межфермерского лизингового фонда. Предусмотрена реализация мероприятий по государственной поддержке развития виноградарства, животноводства, по продолжению гидротехнических и оросительных работ, мелиорации сельскохозяйственных земель и дальнейшего развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве.

Валовое производство продукции сельского хозяйства в 2002 году составит: по первому варианту -11700,7 млн. рублей или 101 % к оценке 2001 г., по второму-11829,7 млн. руб. (103 %).

По прогнозу в 2002 году производство продукции растениеводства по первому варианту останется на уровне 2001 года, по второму –увеличится на 2,7 %.

В животноводстве по оценке в 2001 году производство продукции увеличится на 5,4% к уровню прошлого года, что связано в основном увеличением поголовья и продуктивности скота и птицы. В 2002 году прогнозируется рост на 1 и 3% по первому и второму варианту соответственно.

Предполагаемому росту производства продукции в животноводстве и растениеводстве будет способствовать увеличение государственной финансовой поддержки мероприятий по развитию этих отраслей, формирование лизингового фонда, кредитование сезонных затрат в сельском хозяйстве, в том числе в КФХ.

По-прежнему, основное производство продукции сельского хозяйства будет приходиться на личные хозяйства населения, доля которых в 2001 году составит 77 % от общего объема производства сельхозпродукции. По прогнозу в 2002 году предполагается незначительное увеличение доли населения (до 77,3 %).

В прогнозируемом периоде предусматривается стабилизация инвестиционной сферы. Инвестиционная политика будет по-прежнему направлена на решение имеющихся в республике острейших социально-экономических проблем, базируясь на привлечении всех имеющихся инвестиционных ресурсов и использовании новых механизмов бюджетных расходов, и в первую очередь Бюджета развития, как эффективного механизма государственной поддержки инвесторов и реализации инвестиционных проектов.

Объем инвестиций за счет всех источников финансирования в 2002 году прогнозируется в объеме 4495 млн. рублей, или 95% к уровню 2001 года по первому варианту и 4740 млн. рублей (100,2 %) по второму. В 2001-2002 годах предполагается сохранение уровня финансирования в таких отраслях народнохозяйственного комплекса республики как: электроэнергетика, топливная промышленность, промышленность строительных материалов, транспорт, сельское хозяйство. Это связано с продолжением работ по строительству Ирганайской ГЭС (в 2001 году намечается ввод второго агрегата), с вводом в эксплуатацию бездействующих нефтяных скважин, реконструкцией морского торгового порта, строительством цементно-помольного комбината и т. д. Предполагается увеличение объемов финансирования в машиностроении, легкой промышленности, пищевой промышленности, связи.

В прогнозируемом периоде предусматривается увеличение объемов государственной поддержки за счет средств федерального бюджета строек и объектов, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу. Лимиты государственных капитальных вложений в рамках этой программы в 2001 году оценочно составят 135 млн. рублей, в 2002 году -140 млн. рублей по первому варианту и 190 млн. рублей - по второму (в ценах соответствующих лет).

Прогнозируемое увеличение объемов инвестиций в 2002 г. из федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ связано с намерением Правительства Российской Федерации утвердить и начать финансирование ФЦП «Социально-экономическое развитие юга России на период до 2006 года» (103,5 % к оценке 2001 года).

Ситуация по инвестициям, финансируемым из республиканского бюджета, останется достаточно стабильной (их доля в общем объеме инвестиций составит 21 процент).

С учетом нормализации общественно-экономической ситуации планируется увеличение ввода в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования (по сравнению с оценкой 2001 года на 3,6 % по первому варианту и на 5,9 % - по второму). При этом, прогнозируется увеличение инвестиций за счет средств населения на индивидуальное жилищное строительство в 2002 году на 7,2 и 12,1 % по сравнению с 2001 годом.

При прогнозировании доходов и расходов сводного финансового баланса предусмотрены предполагаемые изменения бюджетной и налоговой политики и совершенствования межбюджетных отношений.

По прогнозу на 2002 год все доходы республики, включая собственные доходы консолидированного бюджета Республики Дагестан, средства единого социального налога, а также валовую прибыль предприятий и организаций, составят по первому варианту - 18415,8 млн. руб. и по второму варианту - 18789,5 млн. руб.

В структуре доходов сводного финансового баланса республики на долю внешних источников от всех прогнозируемых доходов приходится 12376,0 млн. руб. и 12381,9 млн. руб. по первому и второму вариантам соответственно. Средства, получаемые из внешних источников, составляют средства, выделяемые из федерального бюджета в виде трансферта, дотаций и финансовой поддержки регионам, ассигнований на инвестиции, а также средства, поступающие из государственных внебюджетных фондов.

Из общей суммы доходов республики собственные доходы, включая средства единого социального налога, амортизационные отчисления и прибыль составят 6867,2 млн. руб. (37,3 %) – по первому варианту и 7258,0 млн. руб. (38,6%)- по второму.

Налоговые доходы (без налога на прибыль), включая прочие налоги, сборы и пошлины сводного финансового баланса на 2002 год оцениваются соответственно в 1884,9 млн. руб. и 1984,5 млн. рублей по вариантам.

Расходная часть сводного финансового баланса составит в 2002 году по первому варианту - 18768,3 млн. рублей, по второму- 19125,2 млн. рублей.

Основными статьями расходов являются: социально-культурные мероприятия, государственные дотации субсидии, субвенции, расходы предприятий за счет прибыли, остающиеся в их распоряжении, а также за счет амортизации.

По прогнозу дефицит республики в финансовых ресурсах в 2002г. по первому варианту составит 352,5 млн. руб., по второму варианту - 335,7 млн. руб., что ниже оценки 2001 года.

Принимаемые меры по загрузке простаивающих мощностей по производству товаров первой необходимости, проводимая политика по обеспечению выплат социального характера в связи с этим, повышение уровня покупательной способности населения республики будут способствовать увеличению объемов продаж на потребительском рынке.

В 2002 году оборот розничной торговли прогнозируется с ростом 110-112 % к уровню 2001 года, более высокие темпы прироста предусматриваются в общественном питании (15-20 %).

В розничной торговле весь центр тяжести товарного обращения переместился со стационарных торговых предприятий, располагающих необходимыми условиями хранения, предпродажной подготовки и реализации товара в сектор неорганизованных стихийно возникших оптово-розничных рынков республики.

Объем по платным услугам в 2002 году прогнозируется с приростом на 6,5 % -по первому варианту и 7,1% - по второму.

Динамика предоставления платных услуг, оказанных населению республики, показывает, что в общем объеме возрастает доля услуг пассажирского транспорта, жилищно-коммунальных, культуры, медицинских, санаторнооздоровительных, образования и прочих услуг.

Главным условием развития потребительского рынка является формирование системы управляемости этой сферой, отвечающей требованиям рынка. Наряду с повсеместным распространением самостоятельной инициативы, предпринимательской активности граждан, необходима разработка мер по регулированию этим сектором экономики, основанной на общей федеральной политике при приоритетности регионального уровня управления.

Среднегодовая численность населения оценивается в 2001 году в 2173 тыс. человек (101% к 2000 году), в том числе 39,6 %- городское и 60,4% -сельскоге. По прогнозу в 2002 г ожидается сохранение темпов прироста численности населения, причем темпы роста сельского населения опережают темпы роста городского. Увеличение численности населения обеспечивается за счет естественного прироста.

В прогнозируемом периоде предусматривается рост численности занятых в экономике республики. В 2001 году она оценивается в 761 тыс. чел, а по прогнозу в 2002 году увеличится до 767,1 тыс. чел. - по первому варианту и 768,6 тыс. чел. - по второму. Увеличение численности занятых ожидается за счет частичного восстановления рабочих мест на действующих промышленных предприятиях и создания новых рабочих мест на предприятиях получивших в 2000 году и получающих в прогнозируемом периоде государственную поддержку на реализацию инвестиционных проектов. Удельный вес зарегистрированных безработных к экономически активному населению по оценке за 2001 год составит 5,3 % (в 2000 году – 5 %), в 2002 году – 5,2 %.

Прогнозом в 2002 году предусмотрено увеличение заработной платы, что обеспечит повышение покупательной способности на основе опережающего ее роста по сравнению с ростом потребительских цен. Для достижения роста уровня жизни населения в настоящих условиях необходимо добиться максимально возможного роста реальных доходов населения. По оценке, в 2001 году реальные располагаемые денежные доходы населения составят 103% к уровню прошлого года. В 2002 году прогнозируется увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения, которые составят 104% и 105% соответственно по первому и второму вариантам.

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума по оценке за 2001 год почти не изменится по сравнению с 2000 годом и составит 46%, в прогнозируемом периоде снизится на 1%.

Внешнеторговый оборот Дагестана за 2000 год составил 149,0 млн. долларов США или 101 % к 1999 г., в том числе: экспорт - 79,2, импорт - 69,8 (включая неорганизованную торговлю). Анализ состояния внешнеэкономической деятельности республики за 2000 год свидетельствует о наличии положительного сальдо в структуре внешнеторгового оборота региона, т.е. о фактическом превышении экспорта над импортом (9,4 млн. долл. США). В то же время количество торговых партнеров республики незначительно уменьшилось и составило 38 страну мира, основные из которых: Азербайджан, Украина, Грузия, Чехия, Германия, Турция.

Структуру экспорта в основном составляют: нефть и нефтепродукты, продовольственные товары и сырье для их производства, кожевенное сырье, меха и изделия из них, древесина и изделия, включая печатную продукцию, машиностроительная продукция, черные и цветные металлы, изделия из них; импорта - товары народного потребления.

Экспортные показатели в 2000 году формировались в основном за счет экспорта нефти, мировой уровень цен на которую в последние годы существенно вырос. Увеличение экспорта (123,9 % к уровню 1999 г.) объясняется также вывозом таких стратегически важных товаров (пшеницы; леса и пиломатериалов, дизельного топлива, мазута, сжиженного газа). Перекачка указанных товаров – это следствие увеличения разрыва в цене, сложившейся в России и среднемировыми ценами. Происходит отток сырьевых материалов, а экспорту готовой продукции не уделяется должного внимания. В этой связи, прогнозом на 2002 год не заложено существенного повышения показателей экспорта: 79,0 млн. долл. США (97,8 % к 2001 году) - по первому варианту и 82,5 (102,1%)- по второму варианту. В текущем году экспорт оценочно составит 80,8 млн. долл. США, что выше показателей 2000 года на 2%.

Значительное увеличение показателей импорта товаров в 2000 году по сравнению с предыдущим годом (2,4 раза) характеризуется относительной стабилизацией социально-экономического положения в республике по сравнению с нестабильным посткризисным 1999 годом, укреплением национальной валюты, ростом денежных доходов населения и, как следствие, возросшей долей неорганизованной торговли в структуре импорта, в частности повышением активности участников внешнеэкономической деятельности, организующих так называемые «шоп-туры» в страны ближнего и дальнего зарубежья. Одновременно возрос спрос на импортные товары народного потребления.

В текущем году импорт останется на уровне прошлого года и по оценке составит 69,5 млн. долл. США, что объясняется некоторым оживлением промышленного производства в регионе, и, в результате, частичным импортозамещением. В прогнозируемом периоде показатели по импорту продукции по первому варианту останутся на прежнем уровне по отношению к 2001 году, а по второму возрастут- на 3%.

В последнее время в республике сложилась неблагоприятная ситуация с инвестиционной деятельностью. В течение ряда лет единственным источником инвестирования и дальнейшего развития экономики остаются государственные средства из федерального и республиканского бюджетов и. практически нет притока инвестиций из других источников. Более того, привлекаемые под гарантии Правительства кредиты не финансируются под различными предлогами. Республика Дагестан, по-прежнему, остается регионом с высокой степенью инвестиционного риска. По показателям притока иностранных инвестиций Дагестан находится на одном из последних мест среди субъектов Российской Федерации. Весь объем накопленных иностранных инвестиций полностью формируется за счет уставного капитала совместных предприятий. Как и в прошлом году, в текущем планируется привлечь прямых инвестиций в сумме 0,2 млн. долларов США. Прогнозом на 2002 год заложено некоторое оживление деятельности совместных предприятий, объемы иностранных инвестиций составят 0,3 и 0,4 млн. долл. США соответственно по первому и второму варианту. Благоприятно на активность иностранных инвесторов в республике должен повлиять Закон Республики Дагестан «Об инвестициях и гарантиях инвесторам», принятие которого намечается в текущем году. При успешном решении текущих и среднесрочных задач могут быть сформированы предпосылки для перехода к устойчивому и сбалансированному развитию экономики республики. При этом, главными факторами этого должны стать стимулирование внутреннего спроса, вызывающее расширение производства, активизация инвестиционной активности, достижение финансовой стабильности.

Для выхода на целевые ориентиры требуется значительное изменение приоритетов в расходовании бюджетных средств, с целью оказания государственной поддержки в первую очередь тем направлениям, которые способствуют развитию экономического потенциала республики, росту производства. Это позволит формировать качественно новую структуру экономики и уйти от сложившейся в последние годы модели, которая была ориентирована на экспорт сырьевых ресурсов и удовлетворение значительной части конечного спроса населения за счет импорта. В то же время, необходимо поддержание стабильного уровня социальных расходов, поскольку они в значительной мере формируют массовый спрос, а его расширение обуславливает устойчивый рост производства.

2001г.



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки