- Минтимер Шарипович, знакомясь с итогами социально-экономического развития вашей республики за 2000 год, с удовольствием узнал, что по сумме основных показателей развития экономики и социальной сферы - Татарстан занимает первое место в Поволжском Федеральном округе. Это достойные итоги минувшего века.
- Итоги социально-экономического развития, о которых вы упомянули, еще раз подтверждают, что Татарстан обладает огромными интеллектуальными, профессиональными, организаторскими возможностями и умеет брать ответственность за свою судьбу.
В конце XX столетия открылись новые возможности становления подлинной государственности. В августе 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан. Договор, подписанный Татарстаном с Россией в 1994 году, исходящий из признания конституций обоих государств, гарантируя мир и согласие, дает возможность республике строить свою государственность, строго сообразуясь с общепринятыми принципами цивилизованного мира. Теперь перед нами стратегическая цель - превратить республику в цивилизованный, высокоразвитый регион европейского уровня.
Многонациональный трудовой народ республики располагает сегодня достаточно развитой экономикой, позволяющей стать надежным партнером, открытым к сотрудничеству в целом ряде сфер - от высокотехнологичных отраслей машиностроения, электроники, нефтедобычи, химии до переработки сельскохозяйственных продуктов, товаров для потребительского рынка.
Руководитель департамента транспорта Правительства Республики Татарстан Геннадий Тулисов с гордостью рассказал мне при встрече, что в послании Президента Республики Татарстан Государственному совету, с которым Вы выступали две недели назад, транспортным проблемам, развитию средств коммуникаций и дорожному строительству посвящен целый раздел. Это, видимо, говорит о том, что деятельность транспортно-дорожного комплекса приобретает в современных условиях особое значение. Могли бы вы, Минтимер Шарипович, вкратце рассказать об основных проблемах и перспективах развития этой отрасли?
- Сначала приведу одну цифру; в 2000 году для обновления подвижного состава на предприятиях транспорта было израсходовано около 700 миллионов рублей из бюджета республики. Что касается перспектив, то в декабре минувшего года была утверждена целевая программа развития транспортного комплекса Татарстана на 2001-2005 годы. Она предусматривает существенное обновление автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного и городского электрического транспорта. Кабинет министров сейчас ведет работу с федеральными органами по включению наших предложений в разрабатываемый проект модернизации транспортного комплекса Российской Федерации на перспективу до 2005 года. Под особым контролем находится и строительство метрополитена в городе Казани, первая очередь которого должна быть пушена к 1000-летию города в 2005 году.
Улучшение качества транспортного обслуживания населения непосредственно связано с формированием новых повышенных требований к предоставляемым транспортным услугам: территориальная доступность транспортных коммуникаций и сообщений, сокращение времени ожидания и поездки, повышенная комфортность и современное обслуживание.
Качество транспортного обслуживания населения должно соответствовать установленным социальным и сертификационным стандартам. Это диктует необходимость контроля за соблюдением указанных стандартов в городах и поселках, в пригородной и сельской зонах.
Несколько слов скажу о грузовом транспортном обеспечении. От его состояния напрямую зависит устойчивое развитие всех отраслей экономики республики. Что делается в этом направлении? Прежде всего ведется строительство мостового перехода через реку Каму общей протяженностью 14,5 километра, первая очередь которого должна вступить в эксплуатацию в 2002 году, строительство международного аэропорта Казань, реконструкция и расширение важнейших автомагистралей республики, совершенствование железнодорожных и водных путей и объектов. Освоено производство современного самолета ТУ-214, вертолета LАнсат¦, на которые уже имеются заказы. Продолжаются работы по освоению производства самолета ТУ-324 и вертолета LАктай¦.
Вместе с тем одной из важных задач является эффективное использование выгодного транспортно-географического положения Татарстана, имеющихся автомобильных и железнодорожных магистралей, судоходных путей и воздушных линий. Все это необходимо использовать для участия в формировании и обслуживании грузов по российской части международных транспортных коридоров Запад-Восток.
- А насколько эффективно используют эти преимущества транспортники республики?
- К сожалению, похвастаться особо нечем. Сегодня лишь 10-13 процентов транзитных грузов, проходящих через нашу территорию, перевозятся транспортниками Татарстана. В этом направлении необходимо усилить взаимодействие с федеральными транспортными органами для расширения транспортно-экономических связей республики, увеличения использования потенциала грузового транспорта Татарстана. В том числе осуществление лизинга транспортных средств и привлечение инвестиций для модернизации и развития транспортных коммуникаций и объектов в соответствии с требованиями международных стандартов и норм безопасного функционирования.
- Могли вы, Минтимер Шарипович, рассказать и о положении дел в дорожном строительстве, реконструкции и вводе новых участков на дорогах федерального значения?
- Наряду с продолжением сооружения мостового перехода через реку Каму, реконструкцией и вводом новых участков на дорогах федерального значения Казань - Набережные Челны - Уфа, Казань - Ульяновск, одним из приоритетных направлений остается соединение автодорогами с асфальтобетонным покрытием центральных усадеб сельскохозяйственных предприятий с районными центрами, а в дальнейшем и всех населенных пунктов.
В настоящее время дорогами с асфальтобетонным покрытием соединено почти 80 процентов центральных усадеб сельскохозяйственных предприятий и 40 процентов населенных пунктов. По состоянию на 1 января нынешнего года 1875 населенных пунктов не имеют таких дорог. Их протяженность составляет 9400 километров. Соединение каждого населенного пункта дорогами с улучшенным и твердым покрытием остается одним из приоритетных направлений социальной программы.
- Одной из важнейших проблем общероссийского масштаба является газификация транспортных средств. И если учесть, что за последние десять лет в крупных городах количество автомобилей увеличилось в 5-8 раз, то экологам есть от чего бить тревогу. Как решается эта проблема в Татарстане?
- И в этом деле определенные успехи у нас есть. Например, реализуя утвержденные правительством республики мероприятии но сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспортных средств, удалось добиться их снижения с 277 тысяч тонн в 1995 году до 207 тысяч тонн в 2000 году. Вместе с тем медленными темпами осуществляется работа по газификации транспортных, средств. При наличии в республике действующей сети газозаправочных станций и собственного производства стеклопластиковых баллонов на казанском ОКБ LСоюз¦ общее количество автомашин, работающих на сжатом природном газе, составляет менее одного процента от количества зарегистрированных в республике автомобилей.
Поэтому мы считаем, что необходимо внедрять экономические методы стимулирования перевода транспортных средств на малотоксичные виды моторных топлив. Прежде всего, на сжатый природный газ. В республике есть возможности в течение пяти лет перевести более половины автомобильного парка на газовое топливо. Необходимо также добиваться дальнейшего ограничения использования в городах и населенных пунктах республики этилированного бензина по примеру городов Казань и Набережные Челны, где полностью исключена его реализация.
- Большое спасибо, Минтимер Шарипович, за беседу и позвольте вам пожелать новых успехов в делах государственных, экономических и политических. А народу республики - благополучия и процветания, новых горизонтов в новом тысячелетии во благо Татарстана и великого государства Российского.
Евгений Москаль,
Газета Транспорт России
|