Уходя в отпуск, в пятницу губернатор области Владимир Егоров дал пресс-конференцию, на которой порассуждал о настоящем и будущем.
К примеру, о некогда весомой составляющей экономики региона - добыче рыбы. Оказывается, рыболовного флота как такового у нас нет. В Пионерской базе имеется всего один сейнер. Наши суда, работающие в Баренцевом море, продают уловы норвежцам по 1,4 доллара за килограмм. У нас треска принимается в два раза дешевле. Перегрузка одной тонны рыбы в нашем рыбном порту стоит $800, а в Питере - 400. Квота на вылов трески в Балтийском море для нас уменьшена на 30%. "В ближайшее время дешевой рыбы ждать не следует", - "обнадежил" Владимир Егоров и отбыл на заслуженный отдых.
Высокопоставленные чиновники, побывавшие у нас на прошлой неделе, сделали довольно жесткие выводы и по другим отраслям производства. Журналист "СК" Виктор Илларионов сопровождал их в поездке по предприятиям города и области.
Едем в нужном направлении
Сергей ФРАНК, министр транспорта РФ:
- Транспортный комплекс области стал работать лучше. За 9 месяцев этого года морской торговый порт увеличил число работающих на 200 человек и переработал грузов больше, чем за весь прошедший год. Железная дорога увеличила перевозки на 15 %. Намечено объединение руководства торгового и рыбного портов и создание единой морской администрации. С 2002 года начнем модернизацию транспортной системы. Ближайшие задачи: повысить мощности морского торгового порта не только на Преголе, но и в Балтийске, используя часть военной инфраструктуры. Будет построена морская переправа между Санкт-Петербургом, Балтийском и портами Германии. На эти цели ЕБРР выделяет 150 миллионов долларов.
Запланировано строительство и реконструкция трассы Калининград - Черняховск - Нестеров до границы с Литвой и автодороги Дорожное - госграница. Будут построены объездные пути вдоль населенных пунктов.
Содержать "Калининградавиа" в его нынешнем виде нет смысла: дорого и убыточно. Предприятие решено разделить на авиакомпанию, аэропортовый комплекс и комплекс управления воздушным движением. Пока же вводится внешнее управление.
Литва заинтересована в развитии экономических отношений с нами. Мы будем идти навстречу при условии, что она положительно рассмотрит вопросы снижения тарифов на пассажирские и грузовые перевозки.
Отстаете от всей России
Виктор ЧЕРКЕСОВ, полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном округе, не слишком доволен тем, как развивается область:
- Чтобы вы ни говорили о позитивных итогах последних месяцев, Калининград не относится к категории благополучных регионов и по уровню жизни населения отстает от всей России в полтора раза, по уровню инвестиций - в два. Не отработан механизм реализации преимуществ, которые давал закон об ОЭЗ. Вопреки ожиданиям, сильнее стала развиваться торгово-посредническая сфера, производство пришло в упадок. В области сформировался серьезный теневой сектор, который умело воспользовался таможенными и налоговыми льготами.
Мне кажется, несмотря на дискуссии, статус закона об ОЭЗ останется прежним. Только льготы и привилегии надо направить в сектор реального производства и реальной экономики.
Никакой дискриминации жителей области со стороны Москвы не существует, как считают некоторые. Такого внимания со стороны руководства страны, как к вам, ни к кому больше нет.
Разговоры о создании восьмого федерального округа ушли в прошлое. Любое обособление области от остальной части страны нецелесообразно. Не может быть в одной области двух руководителей - избранного народом и назначенного сверху.
Что касается самостоятельности, то хочу напомнить, что область является частью РФ, на ее территории действуют Конституция и другие законы страны. Переносить сюда законодательство других стран нет никаких оснований.
Никто не даст много и сразу
Любовь СОВЕРШАЕВА, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном округе.
Вместе с Черкесовым калининградские предприятия посетила другой его зам - Любовь Совершаева. Она была настроена довольно критически:
- Что мне не нравится, так это постоянная иждивенческая позиция Калининграда. Никто ничего не даст, если сами не станете в первую очередь заниматься экономическими проблемами. Чтобы принимать правильные решения, нужен хороший аналитический материал. А его нет. Сегодня больше эмоций. По поводу федеральной программы. На мой взгляд, в ней немало позиций, не подтвержденных ни бизнес-планами, ни экономическими расчетами. Не случайно программа не была принята на заседании правительства. Желание области получить сразу все и много понятно. Но к решению вопросов следует подходить реально. Начинать надо с мини-программы, постепенно выходя на большие объемы. Сложилась абсурдная ситуация: говорите о финансировании, а деньги за квоты в сумме 450 миллионов рублей вернуть не можете. При этом пытаетесь двигаться дальше, не понимая, почему стоите на месте.
Об "Автоторе":
- Сроки предоставления предприятию льгот, по-моему, затянулись. Шесть лет "Автотор" не платит налоги, директор находит массу причин, чтобы не пополнять бюджет области и федерации. Обидно, что на заводе происходит только сборка. В области должно развиваться машиностроение. Комплектующие нужно производить здесь.
Люди должны быть защищены от катаклизмов
Андрей СТЕПАНОВ, заместитель представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе по Калининградской области.
Представляя журналистам своего зама, Виктор Черкесов сказал: "Андрей Георгиевич будет заниматься анализом экономической, социальной и политической обстановки, подбором руководящих кадров федеральных ведомств.
25 сентября Степанов отправился в ознакомительную поездку по предприятиям, на которую пригласили и журналистов. Но, едва репортеры разместились в кабинете директора комбината, где Степанов должен был провести первое совещание, помощник Черкесова Алексей Буцайлов попросил их выйти. Какие важные вопросы решал зам. полпреда в течение аж десяти минут, узнать не довелось. Отправились в местный музей янтаря. Осмотрев коллекцию слоников и медведей, Степанов заметил, что комбинат может на заказ сделать для "Медведя" янтарных тезок. Ему дали подержать килограммовый кусок янтаря, на котором отпечаталась чья-то рука. "Наверно, в древности этим куском играли в кегли", - предположил высокий гость.
На память о посещении комбината Андрею Георгиевичу подарили янтарную ладью, на что Степанов заметил: "Лучше бы мундштук" - он много курит. Тут же было предложено выбрать из коллекции любой.
Едем в карьер. Стоим перед шлагбаумами, ждем, пока охранник согласует с кем-то, пущать или нет. Хотя и так ясно, что пустят. За шлагбаумом вдоль дороги люди собирают облепиху. Без всяких пропусков.
С журналистами Степанов общался охотно, на вопросы отвечал уверенно.
- С какой целью вы приехали на комбинат?
- За два дня, что я провел в области, обозначились два основных вопроса. Один из них касается проблем янтарного комбината, второй - организации работы калининградской таможни. Комбинат - градообразующее предприятие, здесь работает 1 600 человек. Их дальнейшая судьба нам не безразлична.
- И каковы ваши впечатления?
- То, что происходило на комбинате с 1991 года, у меня как экономиста и руководителя вызывает массу вопросов. Принципы приватизации, которые в то время исповедовались, не были основаны на государственном интересе. Наша задача - найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Государство и коммерческое производство должны соблюсти свои интересы, а живущие здесь люди должны быть защищены от любых катаклизмов.
Справка "СК". Родился 3 декабря 1951 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский институт советской торговли. До 1996 года занимался торговлей, продовольствием, общественным питанием. Президент фонда "Реформы и политика". Председатель питерского Союза землевладельцев, первый заместитель председателя совета санкт-петербургского движения "Наш дом - Россия". Около года работал главным федеральным инспектором по Ленинградской области.
Страна Калининград Калининград
|