Рост промышленного производства, сопровождавшийся значительным увеличением прибыли и оборотных активов предприятий начавшийся процесс оживления инвестиций в основной капитал, замедление темпов инфляции, нормализация положения в сфере государственных финансов оказали позитивное воздействие на конъюнктуру рынков товаров и услуг в 2000 году. В целом продолжала сохраняться ценовая конкуренция отечественного производства на внутреннем и внешнем рынках, что способствовало расширению экспорта, сдерживанию импорта и росту производства продукции в импортозамещающих секторах рынка.
По данным обследования деловой активности предприятий, индекс предпринимательской уверенности на протяжении 1999-2000 годов сохранял положительное значение и не был подвержен значительным колебаниям, в то время как в предыдущие годы он имел отрицательные значения, что свидетельствует о стабильности в работе промышленных предприятий и организаций. Стабильность в работе предприятий и постоянное положительное значение индексов предпринимательской уверенности за отчетный период отмечается в топливной, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, электроэнергетике, легкой промышленности. В ближайшие 3-4 месяца большинство опрошенных предприятий (89%) не предполагают снижение спроса на свою продукцию, в том числе 33% ожидают его рост.В 2000 году объем товаров, отгруженных предприятиями и организациями промышленности (без субъектов малого предпринимательства), составил в среднем 98.6 % от произведенных (в 1999 году - 97.5%), что свидетельствует о возрастающем влиянии спроса на объем и структуру производства.
Совокупный спрос на товары и услуги отечественного производства по оценке составил в 2000 году примерно 108% к уровню 1999 года и отмечен возрастающей положительной динамикой.
Вместе с тем не преодолен еще ряд спросовых ограничений, препятствующих активному росту спроса на товары и услуги. К ним, в первую очередь, следует отнести сохраняющийся пока низкий уровень доходов населения, несмотря на его рост, снижающий совокупный спрос в целом, так как примерно половина его объема приходится на спрос со стороны населения, все еще недостаточную инвестиционную активность и не преодоленный кризис в сельском хозяйстве.
Наличие спросовых ограничений по покупке населением товаров и услуг сокращает возможности домашних хозяйств по восстановлению нормального уровня потребления.
Предпринимаемые на государственном уровне меры по поддержанию доходов населения не смогли в полной мере компенсировать их предыдущее снижение и влияние инфляционного фактора. Доходы оставались на не высоком уровне, хотя имели положительную динамику, что ограничило темпы роста спроса предъявленного сектором домашних хозяйств.
С другой стороны, нормализация состояния государственных финансов, полное исполнение бюджета, прирост инвестиций, рост экспорта позитивно повлияли на увеличение валового накопления, госзакупок и чистого экспорта, что в итоге оказало положительное воздействие на динамику совокупного спроса.
Последующее развитие внутреннего спроса в экономике, формирование условий для дальнейшего развития производства во многом будет определяться тем, насколько удастся обеспечить рост реальных доходов населения, инвестиций в основной капитал, сбалансировать и согласовать прирост потребления и инвестиций.
В 2000 году наблюдалось сохранение благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.
По предварительным данным внешнеторговый оборот вырос на 32,6%, в том числе со странами СНГ - на 33,2%, странами вне СНГ - на 32,5%.
На внешнем рынке на основные товары российского экспорта высокими темпами повышались средние контрактные цены экспорта по сравнению с прошлым годом. Это повышение примерно составило на сырую нефть в 1,7 раза, автобензин - в 18 раза, дизельное топливо - в 2 раза, мазут - в 1,8 раза, газ природный, никель, азотные удобрения - в 1,6 раза. Физические объемы экспорта возросли относительно уровня предыдущего года по нефти на 6%, мазуту - на 27%, автобензину - в 2 раза, углю каменному - в 1,6 раза, чугуну - на 28%, прокату из железа и нелегированной стали - на 5%, алюминию - на 2%, круглому лесу - на 11%, пиломатериалам - на 20%, целлюлозе древесной - на 22%, азотным удобрениям - на 15%, автомобилям легковым - в 1,8 раза.
Денежная выручка от экспорта увеличилась при продаже сырой нефти в 1,8 раза, автомобильного бензина - в 4 раза, дизельного топлива и мазута - в 2,1 раза, газа природного - в 1,5 раза, азотных удобрений - в 1,8 раза, круглого леса - на 11%, целлюлозы - в 1,6 раза, черных металлов - на 23%, алюминия - на 15%, машин и оборудования - на 17 процентов.
В целом экспорт в 2000 году по оценке увеличился против предыдущего года на 43%, в том числе в страны вне СНГ - на 46%, страны СНГ - на 28 процента.
Импортные поставки продовольствия и сырья для его производства продукции в 2000 году сократились относительно уровня 1999 года в целом примерно на 16%. Наиболее существенно снизились физические объемы импорта свежемороженого мяса и масла подсолнечного - в 2 раза, сахара-сырца - на 21%, сигарет и табака - на 34%. Вместе с тем резко возросли объемы ввоза мяса птицы почти в 2,9 раза, а также кофе - в 2,2 раза, масла сливочного - на 41%, цитрусовых - на 24 процента.
Из важнейших видов товаров российского импорта, занимающих существенную долю в общем его объеме, в 2000 году заметно увеличился ввоз медикаментов и антибиотиков в 1,4 раза, хлопкового волокна в 1,3 раза, черных металлов - в 1,5 раза, машин и оборудования в целом - на 5%. При этом физические объемы импорта легковых автомобилей увеличились в 1,4 раза, грузовых автомобилей - в 1,7 раза.
В целом импорт товаров в Российскую Федерацию по итогам 2000 года возрос к уровню 1999 года примерно на 12%, в том числе из стран вне СНГ - 1,4%, стран СНГ -на 39 процента.
В 2000 году продолжалось увеличение спроса внутреннего рынка на основные виды продукции производственно-технического назначения и товаров, реализуемых на потребительском рынке.
Общий уровень цен в экономике повышался при стабильном валютном курсе, что постепенно несколько снижало ценовую конкурентоспособность отечественной продукции по сравнению с импортной.
С возрастанием ликвидности и улучшением баланса спроса и предложения на товарных рынках возникла проблема сырьевого обеспечения расширения производства некоторыми видами сырья, в основном экспортоориентированными. Так в отчетном периоде отмечалось некоторое количественное ограничение предложения углеводородного сырья для химической промышленности, а цветных металлов по уровню цен.
В отчетный период во всех основных отраслях топливно-энергетического комплекса, кроме газовой, продолжился рост объемов предложения по сравнению с предыдущим годом первичных топливно-энергетических ресурсов, который в целом составил - 102.3%, в том числе угля 103,4%, нефти, включая газовый конденсат - 105%, электроэнергии - 103,5%. Объем первичной переработки нефти соответственно увеличился на 5.1%, при этом возросла выработка бензинов автомобильных - на 3,6%, дизельного топлива - на ,9%, а топочного мазута снизилась- на 1,7 процента.
В 2000 году по сравнению с 1999 годом выросли мировые цены в среднем: нефти марки Urals - в 1,6 раза, бензинов автомобильных на 34,6%, топлива дизельного на 41%. В связи с этим произошло адекватное увеличение цен производителей на нефть на 65%, бензины автомобильные на 25%, топливо дизельное на 54%, мазут топочный на 85 процентов.
Положительная динамика спроса внутреннего рынка в топливно-энергетических ресурсах начинает обострять существующие ценовые диспропорции в этом секторе рынка. Так в пересчете на единую теплотворную способность цена газа поставляемого потребителям была ниже цены угля в 1,5 раза, а мазута в 3 раза. Несоответствие энергетических и ценовых характеристик топлива сдерживает переориентацию спроса внутреннего рынка с газа и мазута на ограниченно ликвидный на мировом рынке уголь.
Спрос внутреннего рынка на готовый прокат черных металлов в 2000 году относительно 1999 года возрос примерно на 36%, стальных труб на 44%. Оживление на внутреннем рынке металлопродукции связано с расширением спроса на эту продукцию со стороны основных металлопотребляющих отраслей. Стремление производителей металлопродукции увеличить объемы продаж на внутреннем рынке с учетом ценовой конкурентоспособности украинского импорта обусловили сдерживание роста цен производителей, темпы роста которых в условиях удорожания сырья и материалов практически не превысили уровня инфляции (20%). На внутреннем рынке возросло потребление листового проката, в том числе холоднокатанного листа и листа с покрытиями, а также качественных специальных видов стали и труб для транспортировки нефти и газа.
За отчетный период произошло расширение спроса по большинству основных видов продукции химической и нефтехимической промышленности. Наибольшими темпами возросли объемы продаж синтетических красителей - в 1,3 раза, шин для сельхозтехники -в 1,2 раза, синтетического каучука - на 14%, шин для грузовых автомобилей - 1,2 раза. Сравнительно невысоким (106%) был рост спроса на минеральные удобрения, что объясняется как ограниченными возможностями расширения экспорта, так и низким уровнем платежеспособного спроса внутреннего рынка.
Повышение цен нефтяного рынка вызвало рост цен на этилен в 2,3 раза, пропилен в 1,9 раза, бензол в 1,6 раза, бутадиен в 1,3 раза, что в свою очередь являлось причиной удорожания синтетических каучуков в среднем в 1,5 раза и пластмасс в 1,4 - 1,2 раза.
Возросли физические поставки на внешний рынок аммиака на 13%, метанола в - 1,6 раза, азотных удобрений на - 17 процентов. Объемы экспорта минеральных калийных удобрений снизились на 14%, а смешанных удобрений- на 5 процентов. Экспорт каучука синтетического сохранился примерно на достигнутом уровне.
В секторе рынка лесобумажной продукции спрос внутреннего рынка на деловую древесину увеличился примерно на один пункт, фанеру клееную на 3%, целлюлозу товарную на 2 процента. Вместе с тем произошло сокращение спроса на пиломатериалы - на 10 процентов.
Объемы экспорта деловой древесины против прошлого года выросли на 9%, пиломатериалов - на 13%, фанеры клееной - на 16%, целлюлозы товарной - на 20%.
Более динамичное развитие внутреннего рынка лесобумажной продукции сдерживается пока невысоким уровнем спроса со стороны строительного комплекса и низкой ценовой конкурентоспособностью отечественных бумажно-беловых товаров по сравнению с импортными товарами такого рода.
Расширение экспорта лесобумажной продукции высокой степени технологической готовности также сдерживается недостатком и уровнем технического состояния мощностей по сушке и распиловке пиломатериалов экспортных кондиций и производства целлюлозно-бумажной продукции, соответствующей лучшим зарубежным образцам.
Наращивание объемов выпуска промышленной продукции и улучшение на этой основе финансового состояния предприятий для инвестирования в основной капитал определили увеличение спроса в целом на продукцию металлургического машиностроения в 1,3 раза, из нее на прокатное оборудование (125%), машины непрерывного литья (115.3%), подъемно-транспортное машиностроение в 1,4 раза, продукцию электротехнической промышленности в 1,3 раза, в том числе электромашины и электродвигатели - 1,1- 1, 6 раза, аккумуляторы автомобильные - в 1,3 раза, основные виды кабельных изделий - в 1,2-1,3 раза.
Положительная динамика объемов транспортных перевозок, повышение доли денежной составляющей в расчетах за транспортные услуги, а также концентрация средств для инвестиций в системе МПС России позволили в истекшем году увеличить размеры закупок вагонов пассажирских на 10%, тепловозов магистральных - в 1,2 раза.
Возрастание объемов работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог и жилищного строительства способствовали росту объемов продаж строительно-дорожной и коммунальной техники на 18%, в том числе бульдозеров в 1,2 раза.
Осуществление на федеральном и региональном уровнях мер по целевому инвестированию предприятий сельскохозяйственного производства и совершенствование инфраструктуры рынка сельхозтехники позволили в 2000 году увеличить закупки зерноуборочных комбайнов в 2 раза, тракторов - в 1,2 раза, а также другой техники.
Улучшение финансового состояния самих предприятий машиностроения способствовало росту спроса на продукцию станкостроения относительно предыдущего периода: станки металлорежущие - на 10%, машины кузнечно-прессовые на 20%. Спрос на станки деревообрабатывающие примерно соответствовал уровню 1999 года. По основным видам продукции автомобильной промышленности отмечается рост объемов продаж автобусов на 3%, автомобилей грузовых - на 7%, автомобилей легковых на 3 процента.
В секторе рынка продукции промышленности строительных материалов отмечается рост объемов продаж цемента на 14%, линолеума - на 7%, конструкций и изделий сборных железобетонных - на 10%, плитки керамической облицовочной на 26%, асбеста - на 12 процентов.
За отчетный период заметно активизировалась торговля в секторе товаров текстильной промышленности, что подтверждается ростом объемов продаж по тканям в целом: хлопчатобумажным - на 56%, льняным и пенькоджутовым - на 17%, шерстяным - на 14%. Спрос на ткани в значительной степени обеспечивался за счет переработки давальческого сырья предприятиями текстильной промышленности, которое оценивается к объему производства тканей хлопчатобумажных в 60%, шерстяных - 20%, шелковых - 30 процентов.
В 2000 году за счет импортозамещения удалось обеспечить расширение спроса на некоторые виды потребительских товаров длительного пользования отечественного производства. Ценовая конкурентоспособность (обусловленная соотношением цен) отечественной продукции по сравнению с импортными товарами, в частности по легковым автомобилям - в 2-5 раз, телевизорам на 40%, холодильникам и морозильникам - до 90%, электропылесосам - в 2 раза, обусловила рост спроса на указанные товары народного потребления отечественного производства.
Формирование рынка научно-технической продукции имеет существенное значение для выхода из кризиса и дальнейшего развития российской экономики. Рынок научно-технической продукции находится в стадии становления и пока не исчерпал свои колоссальные возможности. Немногим более 6% российских промышленных предприятий занимались инновационной деятельностью (в 1992 году - 16,2%).
Реализация инновационной продукции составляет примерно 10% от общего объема реализации товаров предприятиями.
Спрос на отечественную научно-техническую продукцию на внутреннем и внешнем рынках остается низким как из-за финансовых возможностей российских покупателей, так и из-за того, что она не ориентирована на конкретных заказчиков.
Основными причинами такого состояния являются проблемы финансирования технологических инноваций и слабая нормативно-правовая база.
Несмотря на то, что за последние годы принят ряд законодательных и нормативно-правовых актов в сфере рынков промышленной и научно-технической продукции (в основном, по вовлечению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности), улучшить состояние внутреннего рынка и добиться успехов на международном рынке пока не удалось.
Из-за несовершенства нормативно-правовой базы происходит катастрофическая утрата прав Российской Федерации на внешнем рынке научно-технической продукции. Критерии оценки рыночной стоимости научно-технической продукции до настоящего времени не выработаны. Статистическое наблюдение за внутренним рынком научно-технической продукции пока ведется недостаточно полно и оперативно.
В связи с этим предстоит продолжить совершенствование нормативно-правовой базы, в частности, в области интеллектуальной собственности, обеспечивающей стимулирование новаторской деятельности и рынка научно-технической продукции, вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, совершенствования информационного обеспечения потенциальных потребителей научно-технической продукции.
Важным направлением может стать создание сети информационно-аналитических организаций, способных осуществлять квалифицированные маркетинговые исследования в области рынка научно-технической продукции в целях формирования нового платежеспособного потребительского спроса на получаемые результаты научно-технической деятельности.
Развитию информационной составляющей инфраструктуры рынка научно-технической продукции будет также способствовать совершенствование методологии проведения статистических обследований в сфере науки и технологий.
Система подготовки и повышения квалификации кадров в области рынка научно-технической продукции должна также стать составляющей частью инфраструктуры рынка научно-технической продукции, и быть ориентирована как на подготовку менеджеров, так и специалистов по патентованию, лицензированию, правовой охране и оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности и научно-технической продукции. В этой части намечается подготовка специалистов в рамках проекта ТАСIS и в постоянно действующих семинарах при Высшей школе экономики.
Развитие в целом инфраструктуры товарных рынков является одним из важнейших факторов развития производства и ускорения продвижения продукции до потребителей.
В 2000 году организации оптовой торговли продали продукции на 1721,6 млрд.рублей или 119% к уровню предыдущего года. На внутреннем рынке при их посредничестве реализуется около трети произведенной продукции.
В 2000 году на территории России функционировало 470 тысяч организаций оптовой торговли. Оптовая торговля получила наибольшее развитие на рынке потребительских товаров. Наибольшее количество организаций оптовой торговли 442.8 тыс. или 94% составляли организации оптовой торговли потребительскими товарами, в общем оптовом обороте на их долю приходилось 84.5%. Продукцию производственно-технического назначения реализовали 27 тыс. организаций или 9%, их доля в оптовом обороте - 15.5%.
Для оптовой торговли характерна высокая активность субъектов малого предпринимательства, в прошедшем году они формировали примерно 55-57% всего оборота организаций оптовой торговли.
Материально-техническая база оптовой торговли создавалась в основном в 70-80 годах, поэтому многие склады имеют большой физический и моральный износ, их техническое оснащение нуждается в обновлении.
Трудности состоят в том, что более половины (57%) общетоварных складов находится в частной собственности, (лишь 13% - в государственной и 8% в муниципальной), владельцы складских комплексов не могут (или не считают нужным) вкладывать средства в дорогостоящие программы восстановления и модернизации складов. Выборочный анкетный опрос руководителей организаций оптовой торговли показал, что в ближайшие 2 года крупных инвестиций в обновление складского хозяйства не ожидается.
За последние годы стремительно выросла доля сбыта продукции через дилерскую сеть. Эта схема стала в последнее время второй по значимости после прямых поставок. Наибольшее распространение реализация продукции через собственную дилерскую сеть, свои магазины получила в пищевой, легкой, химической промышленности и в машиностроении.
Как и в прошлые годы, сохранился ряд негативных явлений в оптовой торговле: значительные оптовые надбавки в конечной цене продукции; излишняя многозвенность товародвижения, наличие значительного количества "недобросовестных посредников", деятельность которых не способствует ускорению продвижения товаров до потребителей или улучшению их потребительских свойств и др.
Не получают должного развития маркетинговые службы предприятий и реклама отечественных товаров. На большинстве даже крупных предприятий отсутствуют маркетинговые службы.
Вследствие того, что действенным средством уменьшения числа посредников, а также платы за их услуги является организация информационно-маркетинговой системы, с помощью которой потребители непосредственно имели бы возможность получить необходимую информацию о дислокации товаров, их ценах и другую экономическую информацию без участия посредников, предполагается внедрение указанной системы обслуживания товаров.
В настоящее время имеется значительное количество разрозненных информационных структур отраслевого, регионального и местного характера.
В целях ликвидации разобщенности информационных структур предполагается разработать систему информационного обеспечения на федеральном уровне.
Функционирование информационно - маркетинговой инфраструктуры рынка на региональном уровне предполагается осуществлять на корпоративно - демократических принципах, имея в виду объединение производителей и потребителей товаров и услуг в корпорации в целях защиты своих интересов через демократические рыночные институты.
Предполагается дальнейшее развитие электронной торговли. Это будет способствовать ускорению торговых процессов за счет улучшения информированности и снижения количества посредников.
Предполагается также продолжить работы по совершенствованию действующих и строительству новых высокомеханизированных складов, что позволит предоставить дополнительные сервисные и логистические услуги потребителям, сократить издержки.
2001г.
|