Квитанция на квартплату за январь, мягко говоря, не порадовала:
470 рублей за стандартную трехкомнатную квартиру у "Приморской" - это почти на 150 рублей больше, чем в декабре. Почему? Да потому, что с 1 января вступил в силу Закон "О ставках для населения на обслуживание и текущий ремонт жилищного фонда Санкт-Петербурга", согласно которому квартплата в городе возросла примерно на 30%. В этом номере газеты мы хотим дать слово двум участникам процесса: потребителям и поставщикам жилищно-коммунальных услуг. Мы приглашаем читателей и представителей Администрации к дискуссии.
Итак, сколько теперь мы должны платить? И насколько это обоснованно?
Начнем с введенных в действие ставок квартплаты, которые удобно представить в следующем виде:
NN п/п |
Наименование ставки |
Для отдельных квартир, за 1 кв.м. общей пл., руб.
в месяц |
Для коммунальных квартир, за 1 кв.м. жилой пл.,
руб. в месяц |
1
|
Базовая ставка квартирной платы для граждан, проживающих
по договору социального найма в жилых помещениях государственного
жилищного фонда (в том числе ведомственного) |
0,51
|
0,85
|
2
|
Обслуживание и ремонт инженерного оборудования,
мест общего пользования жилого дома (для собственников жилого
помещения, жилищно-строительных, жилищных кооперативов и товариществ
собственников жилья) |
0,51
|
0,85
|
3
|
Санитарное состояние придомовой территории |
0,73
|
1,12
|
4
|
Очистка мусоропровода |
0,16
|
0,25
|
5
|
Уборка лестничных клеток |
0,24
|
0,37
|
6
|
Сбор и вывоз бытового мусора (с одного человека) |
11.05
|
11.05
|
7
|
Комплексное техническое обслуживание лифтов:
- при наличии одного лифта на лестничной клетке;
- при наличии двух лифтов на лестничной клетке
|
|
|
8
|
|
|
|
По приведенной таблице несложно рассчитать, сколько нужно платить и правильные ли квитанции присылают нам жилищники. Отметим, что помимо общего повышения ставок, в квартплате появилась составляющая, которой раньше не было - плата за санитарное содержание придомовой территории, и немаленькая: скажем, с квартиры общей площадью в 70 квадратных метров в месяц придется по 51 рублю. Но не думайте, что эти деньги берут с вас за уборку мусора - очистка мусоропровода и сбор и вывоз бытового мусора вы оплачиваете отдельно.
Не знаю, как у вас, читатель, а у моего дома мусорный контейнер не вывозили уже, кажется, неделю - да и у соседних домов примерно такая же картина. И ничего не изменилось после повышения ставок. Может быть, "Спецтранс" объявил очередную забастовку? Кстати, хотелось бы понять, почему вывоз мусора в Петербурге дороже, чем в Москве (где мусор, к тому же, возят существенно дальше от города). И вообще, по мнению независимых от администрации экспертов, при существующих тарифах мусор было бы дешевле вывозить на такси, чем на "спецтрансовских" мусоровозах:
Закон о повышении квартплаты вносил в Законодательное собрание Владимир Яковлев. Он сообщил депутатам, что предельные ставки квартплаты в Петербурге ниже, чем в соседних регионах, и вообще, наш город не выполняет "федеральный стандарт" по этому показателю. С целью неукоснительного выполнения указанного стандарта губернатор предложил квартплату поднять и добавил, что жилищная сфера получит дополнительно целых 835 миллионов рублей. Но насколько верны были эти аргументы?
Говорить о недофинансировании жилищной сферы можно долго и много, но хорошо помнится, что была у нас такая жилищно-коммунальная реформа имени Яковлева, Меттуса и Грефа. И в качестве ее главных целей нам заявляли улучшение качества жилищно-коммунальных услуг в обмен на увеличение их стоимости для нашего кармана. В итоге квартплата возросла - а вот качество осталось прежним. Нынче реформа свернута полностью, а жилищное хозяйство так и осталось "черной дырой", исправно поглощающей наши с вами деньги. Где гарантия, что очередное повышение приведет к улучшению работы?
Что касается утверждений о крайней необходимости для Петербурга руководствоваться упомянутым "федеральным стандартом" оплаты жилья - администрация вводит нас в заблуждение. "Федеральный стандарт" - это определенная решением правительства (даже не законом) предельная доля квартплаты в доходе семьи. Если где-то эта доля превышает "стандарт" (сейчас он равен 22%) - региону могут "подкинуть" дополнительные средства из федерального бюджета. Если же где-то эта доля меньше "стандарта" - бюджетные трансферты могут урезать. Но Петербург трансфертов и так не получает. А потому и "урезать" нам ничего не могут: сколько ни отнимай от бюджетного нуля - ноль и выйдет. И от выполнения "федерального стандарта" получим мы одни неприятности в виде роста квартплаты:
Хотелось бы, кстати, напомнить губернатору, что он поддержал вторую часть Налогового Кодекса, чем способствовал изъятию из городского бюджета 4 миллиардов рублей (забавно, что пламенная защитница Яковлева Оксана Дмитриева уверяла горожан, что губернатор-де был против). При этом Владимир Анатольевич объяснял, что получил заверения от правительства (в лице вице-премьера Кудрина): финансовое положение города не ухудшится. Ухудшилось, однако - что и следовало ожидать: кто же верит правительству?
Но почему отвечать за легковерие губернатора должны жители?
Хотя энтузиазма предложение Смольного о росте квартплаты у депутатов не вызвало, большинство законодателей проголосовали за него в первом чтении, а затем "прогубернаторские" депутаты провалили большинство поправок, которые могли улучшить закон. По сути, единственное серьезное изменение, которое удалось внести - исключить из закона "губернаторское" положение об автоматическом ежегодном индексировании квартплаты. Все остальное было отвергнуто лояльными к администрации депутатами. Среди отклоненных - и поправка координатора фракции "Яблоко" Михаила Амосова о предоставлении жителям отчета о работе жилищно-коммунальных служб и отчета о расходовании средств, собранных в качестве платы за квартиру, и предложение об исключении из квартплаты расходов на отсутствующие в домах переговорно-замочные устройства и автоматизированные системы пожарной защиты, и поправка Александра Щелканова о том, чтобы плата за обслуживание лифтов взималась не с квадратных метров соответствующей квартиры, а с человека - ведь в лифтах ездят люди, а не квадратные метры: Наконец, депутаты провалили еще одну поправку Михаила Амосова: о снижении "базовой" ставки за обслуживание и ремонт для ЖСК и собственников квартир (об этом более подробно расскажет Анатолий Голов).
Что же, нам придется затянуть ремни - но отметим: протестуя на словах против роста тарифов естественных монополий, представительная власть на деле им потворствует. Два примера - из практики работы Законодательного собрания последнего времени. Первый пример - 16 ноября "прогубернаторская" часть депутатов отказалась принять в третьем чтении внесенный "яблочниками" закон о государственном контроле за деятельностью естественных монополий. Этот закон обязывал администрацию предоставлять Законодательному собранию заранее всю информацию о готовящемся повышении тарифов, и одновременно давал право депутатам запрашивать данные о финансовом состоянии соответствующего монополиста и назначать независимую экспертизу, которая могла показать, насколько обоснован рост тарифов. Второй пример - 6 декабря те же депутаты отклонили другой "яблочный" закон - о предоставлении органам местного самоуправления права контроля за работой жилищно-комунальных служб.
Предлагалось дать муниципальным депутатам, детально знающим ситуацию на местах, право согласовывать адресный перечень домов, в которых будет производиться капитальный и текущий ремонт, входить в состав конкурсных комиссий, которые будут выбирать подрядчиков для этих работ, получать всю необходимую информацию по этим вопросам. Кроме этого, "Яблоко" предлагало дать муниципальным советам право согласовывать назначение руководителей жилищно-коммунальных служб на своей территории - это сразу изменило бы отношение данных чиновников к своей работе. Знаете, под каким предлогом провалили закон? Дескать, "Яблоко" пытается таким путем увеличить свою популярность в городе - чего позволять нельзя ни в коем случае. Интересная логика у некоторых депутатов Законодательного собрания...
Слово - сопредседателю Союза потребителей России, депутату Госдумы двух созывов Анатолию Голову:
- Закон, внесенный губернатором, предлагал закрепить принципиально ошибочное положение: базовая ставка квартирной платы для граждан, живущих в домах государственного жилищного фонда, равна ставке на обслуживание и ремонт для домов ЖСК. Но, в соответствии с действующими на сегодня нормативными документами (Методика, утвержденная приказом Минстроя РФ от 02.12.96 N17-152), квартирная плата складывается из трех основных компонентов. Это - плата за найм, отчисления на капитальный ремонт и плата за обслуживание и ремонт инженерного оборудования и мест общего пользования. И если говорить о домах ЖСК - в них платы за найм нет и быть не может, а отчисления на капитальный ремонт платятся отдельно - следовательно, ставка на обслуживание и ремонт для ЖСК должна быть существенно ниже, чем квартплата для "государственных" квартир.
Но - соответствующее предложение Михаила Амосова было отвергнуто. По логике нерадивых чиновников из Комитета по содержанию жилищного фонда (поддержанной, к сожалению, большинством депутатов), проживающие в ЖСК, уже заплатившие за квартиру из собственных денег, должны платить так, чтобы дать возможность РЖА решить свои финансовые проблемы, покрыть их неспособность взыскать деньги с должников... И это - не единственный недостаток закона: так, в нем изначально отсутствовали какие-либо меры по повышению качества жилищно-коммунальных услуг и защите прав потребителей. Какие это могли быть меры? Самое простое - закрепление в законе принципа "нет услуги - нет оплаты", ведь очень часто бывает так, что в доме нет горячей воды, не работает лифт, не убирают мусор - между тем, квитанции на кварплату присылают исправно. Наконец, любое повышение ставок должно сопровождаться мерами по социальной защите малоимущих граждан.
Доля тех, кто не платит за квартиру, и так увеличилась вдвое за последние два года и составляет уже 16% - дальнейшее ее увеличение сделает просто бессмысленным повышение ставок...
См. также интервью с начальником ЖЭС-1 Калининского района
Невский обозреватель N 1-78
|