В целях предупреждения распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 1996 - 1997 годы и на период до 2000 года "Анти-ВИЧ/СПИД" (далее именуется - Программа).
2. Определить Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации государственными заказчиками Программы.
3. Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Программы на основе межотраслевой координации и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации предусматривать при разработке проектов федерального бюджета выделение необходимых средств для реализации Программы.
5. Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации осуществлять финансирование Программы в 1996 году в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на эти цели.
6. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить соответствующие региональные программы.
Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин
Федеральная целевая программа по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 1996-1997 годы и на период до 2000 года "Анти-ВИЧ/СПИД"
Введение
Федеральная целевая программа по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 1996 - 1997 годы и на период до 2000 года "Анти-ВИЧ/СПИД" (далее именуется - Программа) разработана в целях реализации статьи 15 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и в соответствии с протоколом заседания Санитарно-противоэпидемической комиссии Правительства Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 5.
Программа сформирована исходя из принципа преемственности по отношению к Федеральной целевой программе на 1993 - 1995 годы по предупреждению распространения заболеваний СПИДом в Российской Федерации (Анти-СПИД), утвержденной Верховным Советом Российской Федерации 13 июля 1993 г., и является ее логическим продолжением.
Состояние проблемы
Стремительность нарастания масштабов пандемии ВИЧ-инфекции в мире, отсутствие надежных средств профилактики и лечения дают право отнести эту проблему к самым острым вопросам современности.
Актуальность этой проблемы для всего человечества определена Декларацией Парижской встречи на высшем уровне 1 декабря 1994 г.
С начала регистрации ВИЧ-инфекции в мире (1981 год) и по состоянию на 1 января 1995 г., по оценке экспертов Всемирной организации здравоохранения, в мире инфицировано 20 млн. человек, из них 1,5 млн. детей. Общее число ВИЧ-инфицированных, у которых болезнь уже достигла поздней стадии (то есть СПИДа), составляет 4,5 млн. человек.
Несмотря на то, что Россия относится к странам со сравнительно низким уровнем распространения ВИЧ-инфекции, острота проблемы для Российской Федерации не может быть преуменьшена, поскольку наблюдается неуклонное нарастание интенсивности эпидемического процесса.
С начала регистрации ВИЧ-инфекции в России (1987 год) и по состоянию на 31 декабря 1995 г. зарегистрировано 1060 ВИЧ-инфицированных. Диагноз СПИДа установлен 192-м из них. Из общего числа зарегистрированных умерли 166 человек, в том числе 74 ребенка.
Около одной трети зарегистрированных ВИЧ-инфицированных составляют дети (277), что связано с возникновением в 1989 - 1990 годах внутрибольничных очагов ВИЧ-инфекции в Калмыкии, Ростовской, Волгоградской областях и Ставропольском крае. Кроме того, 16 детей рождены от ВИЧ-инфицированных матерей.
Меры по пресечению распространения инфекции при медицинских манипуляциях дали положительные результаты, и с 1991 года такой путь передачи вируса иммунодефицита человека не зарегистрирован.
С этого времени ВИЧ-инфекция передается в России в основном половым путем, 80 процентов среди вновь выявленных ВИЧ-инфицированных за последние 5 лет составляют лица в возрасте от 20 до 40 лет.
Темпы роста заболеваемости среди взрослого населения с каждым годом увеличиваются, и в 1991 году по сравнению с предыдущим они составили 11,4 процента, в 1992 году - 14,7 процента, в 1993 году - 26,9 процента, в 1994 году - 48,4 процента.
Следствием распространения ВИЧ-инфекции является не только урон, наносимый здоровью граждан, но и значительные экономические потери, связанные с лечением больных, утратой ими трудоспособности, воспитанием сирот умерших от СПИДа родителей.
С целью предупреждения распространения ВИЧ - инфекции в Российской Федерации и снижения социально-экономических последствий от СПИДа Верховным Советом Российской Федерации в 1993 году была принята Федеральная целевая программа на 1993 - 1995 годы по предупреждению распространения заболеваний СПИДом в Российской Федерации (Анти-СПИД). Однако эта программа была реализована неполностью из-за неудовлетворительного финансирования (получено 42 процента запланированных на Программу средств).
Таким образом, несмотря на угрозу эпидемии ВИЧ-инфекции в России, в стране не создана единая система целенаправленного информирования населения через средства массовой информации о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции, не проводится индивидуальная работа с населением.
Добровольное (анонимное) обследование на ВИЧ-инфекцию выполняется без проведения до и послетестового консультирования, что резко снижает эффективность этого мероприятия в ограничении распространения заболевания.
Материально-техническое состояние 26 процентов лабораторий, осуществляющих диагностику ВИЧ-инфекции в России, не отвечает современным требованиям.
В стране не создана единая компьютерная информационная сеть, обеспечивающая закрытые информационные потоки по проблеме СПИДа, а также гарантирующая преемственность в лечении больных и полное сохранение врачебной тайны.
Лечение ВИЧ-инфицированных осложняется отсутствием эффективных препаратов для лечения СПИД-ассоциированных заболеваний.
Проблема распространения ВИЧ-инфекции в России требует участия в ее разрешении федеральных органов исполнительной власти и должна решаться в рамках Программы и соответствующих региональных программ, обеспеченных финансовыми и материальными ресурсами.
Основная цель и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основной целью Программы является предупреждение распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией;
развитие системы информирования населения о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции;
совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий;
обеспечение безопасности медицинских манипуляций, донорской крови, медицинских иммунобиологических препаратов, биологических жидкостей, органов и тканей;
совершенствование диагностики и лечения ВИЧ - инфекции;
подготовка кадров по вопросам диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции; социальная защита ВИЧ-инфицированных, членов их семей и лиц, подвергающихся риску заражения при исполнении ими служебных обязанностей;
организация международного сотрудничества. Мероприятия, предусмотренные Программой, будут осуществляться в течение 1996 - 2000 годов.
Система программных мероприятий
Правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией.
Вопросы профилактики ВИЧ-инфекции регулируются федеральным законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", а также Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и другими нормативными правовыми актами в области здравоохранения. Однако выполнение указанных актов в ряде случаев затруднено в связи с отсутствием эффективных механизмов их реализации.
В Программе предусматриваются:
развитие системы нормирования, предусматривающей пересмотр действующих и разработку новых правил и норм, методических указаний и инструкций;
пересмотр устаревших и подготовка новых организационно-распорядительных документов Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации по вопросам диагностики, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции;
проведение необходимых организационных и практических мероприятий по внедрению Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)";
разработка и принятие в установленном порядке нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы.
Развитие системы информирования населения о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции.
Основным путем распространения ВИЧ-инфекции является заражение при половых контактах. В связи с этим самыми доступными и эффективными мерами профилактики заболевания являются повышение уровня нравственного и полового воспитания населения, особенно молодежи, применение средств индивидуальной защиты и информирование населения о доступных мерах профилактики.
В Программе предусматриваются:
создание и трансляция по каналам телевидения и радиовещания тематических видеофильмов, видеоклипов, радиопередач и радиоклипов, их тиражирование и распространение для трансляции по каналам телевидения и радиовещания субъектов Российской Федерации;
подготовка пресс-релизов, публикаций в печати, выступлений по телевидению и радио ведущих ученых и работников здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службы, представителей общественных организаций по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции;
подготовка, издание и распространение санитарно-просветительных материалов для различных групп населения;
разработка и внедрение дифференцированных учебных программ, пособий по нравственному и половому воспитанию подростков и молодежи;
разработка и внедрение в практику совместно с неправительственными организациями, занимающимися вопросами профилактики ВИЧ-инфекции, информационно-пропагандистских материалов для лиц из групп повышенного риска заражения (моряков, шоферов дальних перевозок, представителей сексуальных меньшинств, наркоманов, проституток);
систематическое проведение социологических исследований по проблеме ВИЧ-инфекции.
Совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции и государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий
В Российской Федерации разработана и внедрена система эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Однако развитие социально-экономических процессов в обществе и особенности эпидемии ВИЧ-инфекции в России требуют пересмотра и совершенствования системы эпидемиологического надзора, усиления государственного контроля за выполнением профилактических и противоэпидемических мероприятий.
В Программе предусматриваются:
разработка и внедрение методических указаний по организации эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий;
подготовка и распространение оперативной эпидемиологической информации, информационных бюллетеней, аналитических обзоров эпидемиологической обстановки;
разработка и внедрение единой компьютерной информационно-аналитической системы эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции;
оснащение федерального и региональных центров эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции и территориальных центров по профилактике и борьбе со СПИДом компьютерной и множительной техникой, средствами телекоммуникаций для обеспечения работы единой компьютерной системы.
Обеспечение безопасности медицинских манипуляций, донорской крови, медицинских иммунобиологических препаратов, биологических жидкостей, органов и тканей
В результате проведенных мероприятий в течение последних 5 лет в Российской Федерации не было случаев заражения ВИЧ-инфекцией в больницах, практически не регистрируется инфицирование при переливании крови, применении медицинских иммунобиологических препаратов, биологических жидкостей, органов и тканей.
Однако из-за возможности парентерального заражения ВИЧ-инфекцией при несоблюдении правил дезинфекции и стерилизации медицинского инструментария, обследовании доноров и заготовки крови, биологических жидкостей, органов и тканей, приготовления медицинских иммунобиологических препаратов из компонентов крови эта проблема остается актуальной для органов и учреждений здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы.
В Программе предусматриваются:
пересмотр ОСТа-42-21-2-85 "Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения", разработка соответствующего государственного стандарта;
разработка и внедрение системы тестового контроля знаний медицинских работников по вопросам стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения;
разработка и внедрение современных методов дезинфекции и стерилизации стоматологического инструментария, наркозно-дыхательной аппаратуры, аппаратов искусственного кровообращения, аппаратов "искусственная почка";
разработка и внедрение санитарно-эпидемиологических правил и технологий по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции при заготовке и использовании крови, биологических жидкостей, органов и тканей, приготовлении медицинских иммунобиологических препаратов.
Совершенствование диагностики и лечения ВИЧ-инфекции
Первичная лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции, а также референс-исследования осуществляются в специализированных учреждениях здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы.
Стационарное обследование и лечение больных проводится в основном в двух специализированных учреждениях в г. Москве и г. Усть-Ижоре Ленинградской области.
Для совершенствования диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний требуется улучшить материально-техническую базу этих учреждений, обеспечить их качественными тест-системами, диагностическим оборудованием и лекарственными препаратами, создать систему медико-психологической поддержки ВИЧ-инфицированных.
В Программе предусматриваются:
расширение сети, а также нормативное и методическое обеспечение работы кабинетов добровольного обследования и консультирования по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции при федеральном, региональных центрах эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, территориальных центрах по профилактике и борьбе со СПИДом, дерматовенерологических и наркологических диспансерах;
обеспечение учреждений здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфекции, современным оборудованием, тест-системами для диагностики ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний, средствами индивидуальной защиты персонала;
создание и развитие системы внешнего контроля качества лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции;
создание сети и нормативно-методическое обеспечение кабинетов медико-психологической поддержки ВИЧ-инфицированных и членов их семей при центрах СПИДа;
обеспечение лечебно-профилактических учреждений и территориальных центров по профилактике и борьбе со СПИДом препаратами для лечения ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний;
организация опытного производства и проведение клинических испытаний перспективных средств лечения ВИЧ-инфекции.
Подготовка кадров по вопросам диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции
Подготовка кадров в Российской Федерации по проблеме ВИЧ-инфекции проводится в федеральном и региональных центрах эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, расположенных на базе профильных научно-исследовательских институтов, в институтах повышения квалификации врачей и территориальных центрах по профилактике и борьбе со СПИДом.
Внедрение в практику новых методов диагностики, лечения, профилактики и эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции требует совершенствования системы подготовки врачей и среднего медицинского персонала по этим вопросам.
В Программе предусматриваются:
адаптация и внедрение программ Всемирной организации здравоохранения для обучения медицинских кадров по вопросам ВИЧ-инфекции;
организация конференций, семинаров, совещаний по проблеме ВИЧ-инфекции, участие в международных конференциях, семинарах по этой проблеме;
составление и издание информационно - методических материалов по вопросам диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции;
перевод и издание зарубежных материалов по проблеме ВИЧ-инфекции;
подготовка и издание книг, брошюр по вопросам диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции.
Социальная защита ВИЧ-инфицированных, членов их семей и лиц, подвергающихся риску заражения при исполнении ими служебных обязанностей
Несмотря на то, что ВИЧ-инфекция в России зарегистрирована с 1987 года, вопросы социальной защиты ВИЧ-инфицированных, членов их семей, а также лиц, работающих с больными ВИЧ-инфекцией или инфицированным материалом, не решались должным образом.
Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" определяет меры по защите прав и свобод ВИЧ-инфицированных, персонала, осуществляющего диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, и требует их внедрения.
В Программе предусматриваются:
обеспечение пребывания с детьми в возрасте до 15 лет в стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь, одного из родителей или иного законного представителя ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего;
оплата листка временной нетрудоспособности одному из родителей или иному законному представителю ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего на время совместного пребывания с ним в стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь;
оплата проезда одного из родителей или иного законного представителя ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет при его сопровождении к месту лечения и обратно;
организация и обеспечение деятельности оздоровительного лагеря для ВИЧ-инфицированных детей;
обеспечение обязательного государственного страхования работников предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, обеспечивающих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека;
выплата надбавок к должностному окладу, установление сокращенного рабочего дня и дополнительного отпуска работникам предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющим диагностику ВИЧ-инфекции и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.
Научные исследования по проблеме ВИЧ-инфекции
Научные исследования по проблеме ВИЧ-инфекции выполняются в рамках государственной научно-технической программы России "Национальные приоритеты в медицине и здравоохранении".
Международное сотрудничество
Международное сотрудничество планируется осуществлять в рамках Объединенной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу.
Предполагается развивать международные связи с аналогичными органами и учреждениями других государств по вопросам профилактики, диагностики, лечения и эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции.
В Программе предусматриваются:
заключение соглашений и участие в реализации международных договоров по вопросам профилактики, диагностики, клиники, лечения и эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции;
участие в реализации международных проектов и программ, направленных на осуществление профилактики, диагностики, лечения и эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции;
изучение практики международного законодательства в этой области и ее использование в деятельности государственных служб контроля.
Финансирование Программы
В таблицах 1 и 2 указаны необходимые для реализации Программы финансовые ресурсы, их объемы и источники поступления.
Таблица 1
Источники и объемы финансирования Программы
Расходы и источники финансирования
Расходы и источники финансирования |
Расходы (млн. рублей, в ценах 1995 года) |
Всего |
1996 год |
1997 год |
1998-2000 годы |
ВСЕГО |
259295,2 |
- |
45463,8 |
213831,4 |
в том числе: федеральный бюджет |
234016,8 |
- |
40263,8 |
193753 |
средства Госкомсанэпиднадзора России и Минздравмедпрома России |
25278,4 |
- |
5200 |
20078,4 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
Капитальные вложения |
|
|
|
|
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы |
- |
- |
- |
- |
Прочие текущие расходы |
259295,2 |
- |
45463,8 |
213831,4 |
в том числе: федеральный бюджет |
234016,8 |
|
40263,8 |
193753 |
средства Госкомсанэпиднадзора России и Минздравмедпрома России |
25278,4 |
- |
5200 |
20078,4 |
Примечание. Финансирование основных мероприятий Программы в 1996 году обеспечивается в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 25 июля 1995 г. N ВЧП12-22299.
Таблица 2
Распределение финансовых средств из федерального бюджета по направлениям Программы
Наименование раздела
Наименование раздела |
Объем финансирования (млн. рублей, в ценах 1995 года) |
Всего |
1996 год |
1997 год |
1998-2000 годы |
Правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе с ВИЧ-инфекцией |
50 |
- |
50 |
- |
Развитие системы информирования населения о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции |
61365,5 |
- |
15489,5 |
45876 |
Совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий |
2914,1 |
- |
913,5 |
2000,6 |
Обеспечение безопасности медицинских манипуляций, донорской крови, медицинских иммунобиологических препаратов, биологических жидкостей, органов и тканей |
372,8 |
- |
227,8 |
145 |
Совершенствование диагностики и лечения ВИЧ-инфекции |
164067 |
- |
22179,4 |
141887,6 |
Подготовка кадров по вопросам диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции |
5115,4 |
- |
1370,6 |
3744,8 |
Социальная защита ВИЧ-инфицированных, членов их семей и лиц, подвергающихся риску заражения при исполнении ими служебных обязанностей |
132 |
- |
33 |
99
|
ИТОГО |
234016,8 |
- |
40263,8 |
19375 |
Примечание. Финансирование основных мероприятий Программы в 1996 году обеспечивается в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 25 июля 1995 г. N ВЧ-П12-22299
Механизм реализации и организация управления Программой
В Программе предусматриваются назначение руководителей Программы, организация консультативных советов при них, проведение систематического мониторинга независимой комплексной оценки выполнения Программы и при необходимости ее корректировки разработка соответствующих критериев и методик.
Основные направления и отдельные разделы Программы ежегодно будут корректироваться с учетом эпидемиологической обстановки, результатов научных исследований, проводимых в этой области, а также социально-экономического положения страны и развития международных связей.
Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации. Текущее управление осуществляется дирекцией Программы, формируемой указанными федеральными органами исполнительной власти.
Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с разделом VII Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит ограничить распространение ВИЧ-инфекции на территории России.
Выполнение мероприятий по созданию единой системы санитарно-просветительной работы среди широких масс населения и групп риска по профилактике данного заболевания, совершенствованию эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, обеспечению безопасности медицинских манипуляций и донорской крови приведет к ограничению распространения ВИЧ-инфекции в России.
Своевременная диагностика и квалифицированное лечение ВИЧ-инфицированных позволят отдалить наступление стадии СПИДа, что приведет к сохранению трудоспособности больных и экономии средств, затрачиваемых на их лечение, даст экономию по выплатам пособий по инвалидности, воспитанию детей-сирот умерших от СПИДа родителей.
Правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе со СПИДом позволит решить проблему защиты прав ВИЧ-инфицированных и членов их семей и снизить смертность в результате суицидов.
Таким образом, экономический эффект от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь и приведет к улучшению состояния здоровья населения.
|