В соответствии с утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 24
от 10 января 2000 г. «Концепцией национальной безопасности», отражающей совокупность
официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения
безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического,
экономического, социального, военного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов
и возможностей, более подробно рассмотрим в настоящей статье содержание ее научно-технической
составляющей.
Ключевым звеном, обеспечивающим интенсивное развитие экономики, является научно-техническая
сфера, поскольку ее основная функция, как промежуточного звена между наукой и
производством, состоит в доведении результатов фундаментальной и прикладной части
науки до производства в ви-де конкретных образцов техники, изделий в целом и т.п.
через этап опытно-конструкторских работ.
Через научно-техническую сферу экономика влияет на науку, стимулируя научные исследования
в направлениях, результаты исследований в которых позволяют экономике развиваться
динамично и способствуют повышению конкурентоспособности производимых товаров
и услуг. Наука, в свою очередь, стимулирует те отрасли экономики в которых возможна
практическая реализация результатов перспективных фундаментальных и прикладных
исследований.
Среди основных национальных интересов России в области научно-технических отношений
можно отметить следующие:
- преодоление кризиса в науке, прекращение распада ведущих научных школ и научно-технических
комплексов, особенно в области фундаментальных наук и военно-научных исследований,
находящихся на мировом уровне;
- сохранение достигнутого мирового уровня и научного превосходства, особенно
в отраслях, наиболее важных для обеспечения экономического и научно-технического
прогресса, а также обеспечения военной безопасности страны;
- сохранение кадровой основы научного потенциала страны, противодействие оттоку
научных сил за границу, систематическое воспроизводство научных кадров (прежде
всего на приоритетных направлениях фундаментальной и прикладной науки), создание
им соответствующих научной квалификации условий жизни и повышение престижа научной
деятельности;
- развитие материально-технической базы отечественной науки, отвечающей современным
мировым стандартам;
- создание и использование соответствующего современным условиям механизма
финансирования науки на основе сочетания целевых государственных расходов (при
приоритете за фундаментальными науками и военными НИОКР) с возрастающей долей
частного финансирования научных исследований прикладного характера;
- обеспечение качественно нового уровня включения россий-ской науки и техники
в мировой научно-технический процесс в интересах наращивания научно-технического
и экономического потенциала страны, а также решения глобальных экологических и
иных проблем.
Восстановление научно-технических связей России с другими странами СНГ.
Рассматривая сферу научно-технических отношений можно отметить наличие следующих
угроз.
Внутренние угрозы:
- утрата приоритетов научно-технической политики;
- разрушение научно-технического потенциала России, особенно в области фундаментальных
наук и военно-научных исследований;
- снижение эффективности использования научно-технических достижений в интересах
развития экономического, политического, социального и оборонного потенциала России;
- возрастание научно-технического отставания России и утрата ею передовых позиций
по ряду приоритетных направлений развития науки и техники;
- утечка передовых достижений науки и техники, а также научных кадров за рубеж.
Внешние угрозы:
- разрушение научных связей России с другими странами СНГ, а также совместных
научных школ и научно-технических комплексов;
- стимулирование оттока научно-технических кадров из приоритетных областей
науки и техники;
- расширение масштабов научно-технической разведки иностранных государств и
организаций.
Научно-техническая безопасность является отдельным видом безопасности и самым
тесным образом связана со следующими сферами: научной, экономической, политической.
Научно-техническая сфера не может развиваться самостоятельно без них и ее безопасность
напрямую зависит от состояния безопасности вышеперечисленных сфер. Вместе с тем
она имеет обратное воздействие на другие сферы, которые также зависят от нее.
Существует очевидное взаимодействие между научной и научно-технической сферами.
К настоящему времени эта взаимосвязь выражается в формуле: «современная наука
становится все более технологизированной, а технология — научно-фундированной».
Современное общество сильно технологизировано. Его благосостояние, система ценностей,
культуры, взаимодействий чрезвычайно сильно зависят от технологии производства,
жизнедеятельности, управления, информации и т.п. Все они должны быть предельно
научно фундированы и лишь при этом условии оказываются конкурентоспособными.
Таким образом, состояние научно-технической сферы и, если так можно выразиться,
ее «здоровье», конкурентоспособность зависят, прежде всего, от состояния дел в
фундаментальной и прикладной науке, а все остальное — это поддерживающие ее сферы
и конкретные структуры (в частности финансовая, организационно-управленческая
и т.д.), поскольку основная функция научно-технической сферы, как промежуточного
звена между наукой и производст-вом, состоит в доведении результатов фундаментальной
и прикладной части науки до производства в виде конкретных образцов техники, изделий
в целом и т.п. через этап опытно-конструкторских работ.
Современная научно-техническая политика должна быть направлена на создание благоприятных
условий для формирования прогрессивной технологической структуры промышленности
как основы экономического роста, технологической независимости и военной безопасности
страны, конкурентоспособности отечест-венной научно-технической продукции.
Стратегическими целями и задачами государственной политики в области промышленной
науки и технологий должны являться:
- возвращение к стабильному экономическому развитию;
- обеспечение необходимого научно-технического задела, гарантирующего технологическую
независимость и военную безопасность страны;
- выход на мировые рынки технологий и научно-технической продукции.
Существенную роль призвано сыграть осуществление государственного регулирования
в области международного технологического сотрудничества и трансфера технологий.
Это регулирование должно быть нацелено на повышение технологического уровня отечественной
промышленности, ликвидацию последствий разрыва научных и технологических связей
между республиками бывшего СССР, обеспечение конкуренто-способности российских
научных и технологических достижений на мировом рынке
Конкретное регулирование технологии обмена может основываться на следующих принципах:
- должны быть невозможны сделки, предусматривающие утрату российской стороной
прав на технологии отечественной разработки;
- должен строго соблюдаться принцип взаимности (признается недействительным
любой контракт, предусматривающий ограничения прав российской стороны);
- заключение контрактов, связанных с передачей новейшей технологии, имеющей
общенациональное экономическое значение (список таких технологий должен быть выработан),
следует осуществлять лишь по лицензиям.
Научно-техническая безопасность — один из видов безопасности, базирующейся в широком
смысле на внутрисистемных связях научно-технической сферы с научной и экономической
сферами, поддерживаемыми государственной научно-технической политикой, другими
важными обеспечивающими компонентами (правовой системой, подготовкой специалистов,
внешними связями и другими), позволяющими в конечном итоге достигать ее эффективности
и конкурентоспособности, а в узком смысле обеспечиваю-щей специальную систему
защиты, что в совокупности делает возможным поддерживать ее в устойчивом состоянии
и развиваться в общенациональных интересах.
М.Арсентьев,
член-корреспондент Академии качества Российской Федерации,
полковник
15.03.2000
|