Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Экономика и финансы
РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО РОССИИ: 10 лет спустя

На пороге наступившего XXI в. исполнилось 10 лет с момента принятия решения политическим руководством России о переходе от директивно-планово-распределительной системы к рыночным отношениям. Именно в ноябре 1989 г. была принята концепция рыночных преобразований, которая получила весьма привлекательное для того времени наименование "Радикальная экономическая реформа: первоочередные и долгосрочные меры". В последующем, хотя контуры реформ в России во многом определились политической ситуацией, все же основная целевая установка - движение к рыночным преобразованиям - сохранялась.

10 ЛЕТ - "СБРОС" ПО ВСЕМ ПОКАЗАТЕЛЯМ

Реформирование в рыбном хозяйстве, а следовательно и в морском рыболовстве, которое дает более 90% годового улова, проходит в общем русле политики руководства России в отношении преобразований всей экономики. Прежде всего, ускоренными темпами проходила и продолжает еще осуществляться приватизация и реструктуризация добывающего, перерабатывающего и сбытового секторов рыбохозяйственной отрасли. Произошло перераспределение функций между государственными органами по вопросам управления и сохранения морских живых ресурсов, а также контроля за рыболовством.

На федеральном уровне орган по рыбному хозяйству реформировался шесть раз и был преобразован от всеобъемлющего отраслевого Министерства рыбного хозяйства до функционального Комитета по рыболовству. Сменилось 7 руководителей федерального органа. Были приняты ряд законов, указов, постановлений и распоряжений правительства, а также ратифицированы международные документы, касающиеся управления и сохранения морских живых ресурсов, усиления контроля за рыболовством. Кроме того, президентом и правительством принимались различные нормативные документы, регламентирующие хозяйственную деятельность в морском рыболовстве.

    Среди них Федеральные законы "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", "О континентальном шельфе Российской Федерации"; постановление правительства "О мерах контроля за внешнеторговыми операциями с продукцией морского рыбного промысла за пределами таможенной территории Российской Федерации" и другие; а также ратифицированы Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Соглашение ООН по трансграничным запасам и далеко мигрирующим видам 1995 г.

В России впервые в ее новейшей истории введена плата за пользование рядом запасов морских живых ресурсов для российских юридических и физических лиц при их промысле во внутренних морских водах, в территориальном море, в 200-мильной исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации. Эта мера, даже в условиях небольших сборов платности на массовые объекты промысла, не находит поддержки у рыбопромышленников и рыбаков и вызывает различные толкования.

В результате приватизации около 90% в прошлом государственных предприятий по добыче, переработке и сбыту морских живых ресурсов перешли в акционерные компании и частные фирмы.

Если ранее в отрасли насчитывалось всего несколько сотен предприятий и организаций, то в 1999 г. их стало более 2490, в том числе в производственной сфере 1800, то есть увеличилось в 11 раз. Особенно резко возросло число малых предприятий, особенно в области переработки морской рыбы, где их доля составляет более 20% от объема выпуска продукции, включая консервы.

К началу 1999 г. из 2493 рыбохозяйственных предприятий и организаций около 1310 занимаются малым предпринимательством, в котором работает 52 тыс. собственников (13% от числа работающих в отрасли), прошедших весь сложный переходный период.

Малое предпринимательство все большее значение приобретает в развитии прибрежного рыболовства, рыболовства в 200-мильной российской экономзоне и аквакультуре. В морском же рыболовстве в отдаленных районах превалируют средние и крупные акционерные общества и концерны, располагающие морскими судами разных классов.

Произошли значительные изменения в общей численности промыслового флота - сократилось количество крупнотоннажного флота (с 635 до 351 единицы); идет увеличение малых и среднетоннажных судов. В целом же, обновление флота и его модернизация остается одной из главных, пока еще не нашедших своего практического решения, проблем.

    К настоящему времени из немногим более 2500 добывающих судов различного класса, предназначенных для морского промысла, более половины составляют суда физически и морально устаревшие.

    С 1992-1993 гг. прекращено централизованное финансирование на обновление морского добывающего флота, включая обеспечение льготными оборотными средствами акционерных обществ, компаний, а также отменен ряд налоговых и таможенных льгот. Все эти новые условия составили правовое и экономическое поле, определившее результаты работы морского рыболовства России в период реформ.

Основу рыболовства России в 1989-1999 гг. составляли сырьевые ресурсы морей, среди которых наибольшее значение для рыбного хозяйства имели, прежде всего, морские живые ресурсы Дальнего Востока и Северо-Запада РФ.

    По запасам минтая, крабов, осетровых в своей 200-мильной исключительной экономической зоне Россия занимает 1-е место в мире, а по таким не менее важным запасам, как треска, сельдевые, мойва, сайка, лососевые и другие - 2-3-е место. Возможное изъятие рыбных ресурсов и ракообразных в 200-мильной зоне России оценивается российскими учеными около 5 млн. т. Одновременно с этим разведанные и исследованные запасы в различных других районах открытой части Мирового океана позволяют увеличить изъятие еще не менее чем на 3-3,5 млн. т.

Таким образом, 8,5-8,7 млн. т - это тот объем возможного изъятия морских живых ресурсов, которое могло бы быть использовано ежегодно российским рыболовным флотом и которые рекомендуют рыбакам российские ученые.

    Физический же вылов за годы реформ изменился от 8,2 млн. т в 1989 г., до 3,5 млн. т в 1994 г. и до 4,5 млн. т. в 1998 г.

Совершенно очевидно, что радикальное реформирование российского морского рыболовства в рынок повлекло, прежде всего, потерю сырьевой базы и снижение общего объема вылова ввиду прекращения промысла тех запасов, которые имеют низкую потребительскую стоимость.

Это, прежде всего, ставрида, сардина, сардинелла и другие виды. Государство перестало оказывать поддержку добывающему морскому сектору и в этой связи рыболовные организации, которые ранее вели активный промысел в отдаленных районах Мирового океана, в таких как воды Антарктики, открытые районы юго-восточной части Тихого океана, ряд районов Африки, Индийского океана и центральной и южной части Атлантики, вынуждены были по экономическим причинам покинуть их. Основная часть рыболовного флота России уже к 1993-1994 гг. была передислоцирована на эксплуатацию морских живых ресурсов в 200-мильную исключительную зону России. Таким образом, произошло существенное изменение в размещении российского рыболовства по районам промысла в Мировом океане.

Если раньше, до реформирования, основными районами промысла российского флота были районы за пределами собственной 200-мильной экономической зоны, где добывалось около 60% годового вылова, то, начиная с 1993 г. и по настоящее время, более 70% уловов берется в собственной 200-мильной исключительной зоне России. При этом значительно возросла роль в общем улове северо-западной части Тихого океана - Охотского и Берингова морей, а также северо-восточной части Атлантического океана - Баренцева и Норвежского морей, где ежегодно добывается от 3,1 до 4,1 млн. т при годовом вылове Россией от 3,5-4,7 млн. т. В целом за период с 1990 по 1999 г. на долю открытых районов Мирового океана приходится всего 2-3% от общего улова, а на долю 200-мильной экономической зоны иностранных государств, где промысел ведется по соглашениям, около 15-20%. Из всех районов промысла в 200-мильной исключительной экономической зоне России наибольшее значение имеет Охотское море. Его доля в российских уловах достигает 39-43% от общего годового вылова в целом по стране.

Видовой состав российских уловов в последние годы реформирования определяют такие виды, как минтай, сельди, треска, лососевые и крабы.

    Более 50% от годового вылова приходится на минтай, который в основной массе добывается российскими рыбаками в Охотском и Беринговом морях. Кроме российского флота промысел минтая в 200-мильной исключительной экономической зоне России ведут по межправительственным соглашениям суда Японии, Китая, Польши, Республики Кореи и КНДР. Учитывая продолжающее снижение запасов минтая и недостаточность квот для российских рыбаков, следует ожидать значительное сокращение иностранного промысла на минтае вплоть до его полного прекращения в 200-мильной экономической зоне российского Дальнего Востока, особенно в Охотском море.

    Около 8-9% от годового вылова приходится на треску, промысел которой осуществляется в Баренцевом, Охотском и Балтийском морях, частично - в Беринговом море.

    Примерно такая же доля сельдевых, хотя в отдельные годы их доля возрастает до 20% годового вылова за счет промысла в морях Дальнего Востока.

В условиях формирующихся рыночных отношений и перераспределения между федеральными органами в России функций контроля за рыболовством происходит усиливающееся давление рыночных сил на морские живые ресурсы. Это выражается в интенсификации промысла запасов с высокой потребительской стоимостью, таких как икряной минтай, треска, палтус, осетровые, крабы и отдельные виды лососевых. В результате, именно запасы этих видов в последние годы имеют тенденцию к снижению. Безусловно, на этот процесс оказывают влияние климатические факторы. Вместе с тем, давление рыночных сил посредством пресса промысла и мотивации достижения максимальной прибыли могут оказывать и уже оказывают, по-моему мнению, разрушающее влияние на ряд запасов и, прежде всего, осетровые в Каспийско-Азовском бассейне и минтай Охотского моря.

В этих условиях власти России предпринимают усилия по оптимизации контроля за промыслом своих судов непосредственно на промысле и в портах выгрузки. В последнем вопросе - контроль в портах выгрузки - необходимо тесное сотрудничество, прежде всего, с соседними странами - Японией, США, Китаем, Республикой Кореей, Норвегией, Данией, Исландией и другими. Это вызвано тем, что в ходе реформирования резко возросла экспортная направленность рыбной отрасли России.

Если в 1980-1991 гг. экспорт рыбы и рыбопродукции составлял 500-600 тыс. т стоимостью 450-580 млн. долл., то в 1994-1999 гг. - 1,2-1,6 млн. т стоимостью 1,1-1,7 млрд. долл. США. Увеличение по объему и по стоимости - почти в 3 раза (рис). В 1998 г. экспорт уменьшился до 973 тыс. т стоимостью 1,1 млрд. долл. США, а в 1999 г. он резко снизился и не превышает 800 тыс. т. В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности в России и недостаточной пока еще разработанности соответствующего законодательства только сотрудничество со странами, которые закупают российскую продукцию, поможет российским властям предотвратить незаконный промысел и сохранить запасы наиболее ценных морских живых ресурсов в 200-мильной российской экономической зоне.

Рис. Динамика отдельных показателей состояния рыбного хозяйства

Наряду с ростом экспорта российской рыбы и рыбопродукции возрос и ее импорт на внутренний рынок, что свидетельствует об открытости рыбного рынка России (рис.). Так, если в 1991 г. импорт составлял около 227 тыс. т, то в 1997 г. - 770 тыс. т, а в 1998 г. - 478 тыс. т., в основном, сельди, скумбрии и других видов. В 1999 г. импорт сократился до 300 тыс. т.

В целях усиления контроля за деятельностью промысловых судов и осуществления мониторинга водных биологических ресурсов правительство России приняло соответствующее решение о практической реализации этого направления с использованием спутниковой системы связи и оборудования российских судов автоматическими датчиками непрерывной передачи информации о местонахождении судов и других сведений, касающихся рыболовства. Такая система контроля покроет все морские добывающие суда уже в течение 1-2 лет.

Перерабатывающий сектор морского рыболовства в ходе реформ также претерпел существенные изменения. В результате приватизации крупные рыбокомбинаты распались на мелкие специализированные акционерные компании, фирмы и предприятия. Многие рыбоперерабатывающие акционерные компании, приспосабливаясь к спросу покупателя, сократили выпуск продукции, не пользующейся спросом, либо изменили ассортимент выпускаемой рыбопродукции.

В целом по России производство пищевой рыбопродукции, включая консервы, составляло в 1989-1990 гг. соответственно 4,0-4,1 млн. т, в 1997-1999 гг. - всего 2,6-2,5 млн. т. Особенно значительно снизилось производство консервов, рыбной муки, рыбьего жира, а также копченой и сушено-вяленой рыбы.

Основная часть продукции, производимой береговыми перерабатывающими предприятиями, реализуется на внутреннем рынке России, где они конкурируют с импортной рыбопродукцией. До августовского 1998 г. финансового кризиса наблюдалась устойчивая тенденция роста импорта рыбы и рыбопродукции на внутренний рынок России. В последующем, кризис обусловил резкое сокращение импорта, что способствовало российским предприятиям и фирмам увеличить реализацию своей продукции на внутренний рынок.

    И все же, главное назначение рыбы и рыбопродуктов - быть съеденными. Этот показатель, душевое потребление рыбы, в России за период реформ снизился с 21 кг в 1989 г. до 9-10 кг в 1998-1999 гг. на душу населения в год (рис.). В настоящее время ставится задача насыщения внутреннего рынка рыбными товарами с тем, чтобы потребление возросло до 14,7 кг, как это определено потребительской корзиной, принятой в ноябре 1999 г. Указом Президента России.

Суммарные фактические данные по динамике основных показателей в ходе реформ в рыбном хозяйстве России свидетельствуют о произошедших колоссальных изменениях, которых не знала Россия даже в период Второй мировой войны.

За годы перестройки и реформ Россия потеряла:

  • до 50% сырьевых рыбных ресурсов,
  • около 40% квалифицированных рабочих кадров рыбного хозяйства,
  • не менее 50% производственных мощностей, особенно в перерабатывающей сфере,
  • внутренний рынок рыбной продукции до 20-30%, а по отдельным видам продукции до 50%.

Имеет место браконьерство и "теневая" экономика.

К этому следует добавить, что правительство России отказалось от проведения протекционистской политики по отношению к национальному рыболовству, а законодательная база по различным направлениям рыбного хозяйства находится в начальной стадии разработки. Реформирован в худшую сторону федеральный орган по рыбному хозяйству.

Вместе с тем, за эти же годы предприниматели приобрели свободу в своей хозяйственной деятельности, произошла либерализация внешнеэкономических связей, российские рыбопромышленники прочно укрепились с рядом своей продукции на внешнем рынке, шире стали развиваться горизонтальные связи между субъектами хозяйственной деятельности, начали создаваться и функционировать добровольные неправительственные ассоциации, объединения рыбопромышленников.

НУЖНА НОВАЯ ПОЛИТИКА

Приведенные выше данные о результатах реформирования рыбного хозяйства России за прошедшие 10 лет свидетельствуют о сложных процессах, происходящих в этом секторе экономики и незавершенности пока перехода к рынку в том понимании, как это имеет место в странах с рыночной экономикой.

Именно на незавершенности реформ и необходимости внести в них соответствующие коррективы настаивали в своем обращении к президенту и правительству России участники Первого съезда рыбаков рыбного хозяйства России, который состоялся 16-17 июня 1998 г. в Москве. В частности, рыбаки особо настаивали на необходимости:

  • усиления протекционистской политики государства в отношении рыбного хозяйства,
  • учета ее специфической особенности при дальнейшем осуществлении реформ,
  • прекращения иностранного промысла в 200-мильной исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России.

В настоящее время в России заканчивается разработка Концепции и Программы устойчивого развития рыбного хозяйства до 2010-2015 гг., которыми предусматривается довести общий вылов до 5,5-6,0 млн. т против 4,1-4,5 млн. т в 1998-1999 гг. Для осуществления этой программы потребуется модернизация и строительство нового добывающего флота. Предусматривается до 2010 г. ввести 735 промысловых судов разных типов, а до 2015 г. - 1120 единиц, в том числе 330 крупных и больших, около 540 средних и около 260 малых добывающих судов.

Для этого необходимы капиталовложения порядка 14-20 млрд. долл. США, в том числе 11-16% этой суммы предполагается обеспечить за счет государственной поддержки, остальные - за счет собственных средств предприятий - 50-58% и за счет привлеченных кредитов - 31-37%.

Тем не менее, наличие у России важнейших сырьевых рыбных ресурсов, особенно в Дальневосточном, Северных, Южных и Западных морских регионах и сохраняющийся потенциал специалистов в этой сфере деятельности позволяет все же с оптимизмом смотреть в будущий XXI в. В век, в котором будет, по-моему мнению, преобладать тесная интеграция России в морском рыболовстве, и особенно, в управлении, сохранении и оптимальном использовании морских живых ресурсов с соседними странами, а также активное ее участие в экспортно-импортных операциях. В настоящее время завершается период хаотичного, бессистемного реформирования рыбного хозяйства России, которое трудно оценить как позитивное, и наступает период переосмысления пройденного этапа реформ и выработки новой рыболовной политики. Можно с определенной долей вероятности предположить, что основой такой политики будет развитие национального морского рыболовства, которая будет включать:

  • Ускоренное формирование законодательной базы в области рыболовства, управления ресурсами, распределения квот, контроля за рыболовством и экспортно-импортными операциями с рыбой и морепродуктами и создание благоприятных условий для инвестиций в рыболовный и рыбоперерабатывающий сектора.
  • Имплементация в национальное законодательство, касающееся рыболовства, международных принципов и норм, содержащихся в международных конвенциях, договорах и соглашениях, которые ратифицировала Российская Федерация. Среди них такие, как Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Соглашение по сохранению трансграничных запасов и далеко мигрирующих рыб и управлению ими 1995 г. и ряд других.
  • Создание национальной системы управления и контроля за рыболовством, прежде всего в Дальневосточном и Северо-Западном регионах. Это комплексная система не только управления и контроля за рыболовством, но и система мониторинга за состоянием сырьевых ресурсов и управления ими с учетом состояния всей экосистемы при сохранении среды обитания морских живых ресурсов и биоразнообразия.
  • Введение платности за пользование морскими живыми ресурсами (эта мера, по-моему мнению, не будет способствовать на данном этапе развитию российского рыболовства) для российских юридических и физических лиц при осуществлении ими промысла в 200-мильной исключительной экономической зоне России и ужесточение санкций за нарушение правил рыболовства (последнее оправдано).
  • Создание таких экономических условий, которые бы способствовали увеличению потребления рыбы внутри России, что могло бы переориентировать работу рыбопромышленников с внешних рынков на внутренний.
  • Развитие международного сотрудничества по различным направлениям в области рыбного хозяйства с соседними с Россией странами, где основу внешних связей составляет управление общими или взаимозависимыми ресурсами, а также взаимовыгодная интеграция рыбохозяйственного комплекса России во внешнеэкономические связи с этими странами.

Насколько это будет реально в практическом плане, покажет ближайшее время.

В.ЗИЛАНОВ,
кандидат биологических наук, профессор,
председатель Комитета по рыбохозяйственному комплексу
Ассоциации экономического взаимодействия Северо-Запад России,
академик МАНЭБ
15.09.2000


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    интернет-магазин "Все Стулья.ру"
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    интернет-магазин "Все Стулья.ру"