В 1999 г. производство в отрасли возросло почти на 16%, причем в основном за счет использования резервных мощностей. Позитивно сказалась инвестиционная активность в экономике как результат улучшения финансового состояния предприятий - потребителей машин и оборудования и продолжающегося процесса импортозамещения (импорт машиностроительной продукции снизился за год на 36,1%).
В то же время само машиностроение создало в прошлом году около 4% спроса на инвестиции в основной капитал экономики, тогда как в середине 90-х гг. - около 6%. Уровень износа машин и оборудования превысил 72%. Доля техники возрастом свыше 20 лет в структуре ее парка возросла с 15% в 1990 г. до более 30% в 1999 г., а эксплуатируемой менее 5 лет - упала с 31 до 5% за этот же период. На нынешнем восстановительном этапе экономического развития пока не востребовано одно из важнейших назначений машиностроения - формирование через взаимодействие с инновационной сферой технико-технологического потенциала для перспективного роста отраслей народного хозяйства, его будущей конкурентоспособности. Здесь инновационная деятельность в узком смысле (создание новых образцов техники или технологий, их внедрение в производство) в наибольшей степени определяет конкурентоспособность продукции.
С начала 90-х гг. из-за возрастания сложности взаимосвязей между экономическими показателями и понижением надежности статистической информации расширяются рамки использования различных систем экспертных оценок для исследования многофакторных агрегированных показателей конкурентоспособности. Метод экспертных оценок позволяет разделить компоненты функционирования экономических систем от микро- до мезо- и макроуровня на некоторые качественно сходные управляемые составляющие и сделать выводы о вероятности их проявления и величине пропорций влияния. При этом основная цель такого анализа - определение пропорций влияния между различными элементами (продуктами, предприятиями, отраслями, факторами и показателями).
Сначала на базе экспертных оценок значимости влияния группы факторов конкурентоспособности на различные продукты машиностроения выявляются общие значимые факторы. Нами использовались экспертные оценки, разработанные отраслевыми департаментами Минэкономики РФ. Анализ проводился по 10-балльной шкале, где единица определяет наибольшее воздействие фактора, число 10 - наименьшее. Работа выполнялась по укрупненным видам машин и оборудования:
в автомобилестроении - грузовые и легковые автомобили, автобусы;
в электротехнической промышленности и приборостроении - электродвигатели переменного тока, аккумуляторы и аккумуляторные батареи, кабели городской телефонной сети, генераторы к турбинам, электролампы накаливания и газоразрядные лампы, часы и приборы времени;
в строительно-дорожном машиностроении - бульдозеры, экскаваторы, автогрейдеры;
в энергетическом, .тяжелом и транспортном машиностроении - турбины, дизели, башенные краны, магистральные электровозы, тепловозы, грузовые и пассажирские вагоны;
в станкостроении - металлорежущие станки, кузнечно-прессовые машины;
в тракторостроении - тракторы;
в химическом машиностроении - химическое и криогенное оборудование;
в легком машиностроении - прядильные, швейные машины и ткацкие станки.
Выборка основных факторов конкурентоспособности агрегировалась по показателям:
платежеспособный спрос - изменение покупательной способности;
ресурсоемкость (косвенно оборотный капитал) - материале-, энерго-, топливо-, гидро- и трудоемкость;
производственный аппарат (косвенно основной капитал) - низкий уровень инвестиций в технологическое перевооружение и износ технологического оборудования;
культура организации производства (косвенно производственной менеджмент) - низкое качество сырья, полуфабрикатов, комплектующих и несоответствие технологии повышенным требованиям к качеству;
издержки инфраструктуры (косвенно инфраструктура) - неудовлетворительная структура товарного рынка, высокие транспортные издержки, неудовлетворительный маркетинг.
По данным показателям рассчитывались усредненные оценки значимости факторного влияния. Далее по факторам из данной выборки, сформированной в порядке убывания значимости воздействия, упорядочиваются укрупненные виды оборудования.
Анализ показал следующее:
платежеспособный спрос менее влияет на конкурентоспособность криогенного оборудования, башенных кранов, электродвигателей переменного тока, ламп накаливания и газоразрядных ламп, часов и приборов времени, легковых автомобилей, автобусов и бульдозеров, экскаваторов, автогрейдеров;
воздействие основного капитала на конкурентоспособность более значимо по сравнению с оборотным капиталом. Это вызывает необходимость изменения приоритетов для эффективного развития предприятий. Наивысшее влияние данного фактора для криогенного оборудования, швейных машин, тепловозов, дизелей, магистральных электровозов, наибольшее его воздействие на снижение конкурентоспособности в автомобилестроении и приборостроении;
ресурсоемкость, а следовательно, и издержки производства имеют меньшее влияние для кабелей городской телефонной сети, башенных кранов, тракторов, металлорежущих станков и кузнечно-прессовых машин, оборудования легкого и строительно-дорожного машиностроения, наибольшее воздействие фактора на продукцию в энергетическом, тяжелом и транспортном машиностроении;
культура организации производства отличается лучшим состоянием в производстве: грузовых и пассажирских вагонов, криогенного оборудования, швейных машин и в автомобилестроении, худшим - ламп накаливания и газоразрядных ламп, башенных кранов и бульдозеров, экскаваторов, автогрейдеров;
издержки инфраструктуры имеют устойчивое воздействие на конкурентоспособность техники в худшую сторону в автомобилестроении, станкостроении, производстве химического оборудования и в лучшую - в легком машиностроении.
Далее на основании пропорций между видами оборудования по отдельным факторам определялись относительно однородные продуктовые множества в соответствии со степенью влияния отклонений от среднего значения факторов на каждый вид техники.
Наибольшую эффективность (потенциал конкурентоспособности укрупненных видов машин) имеют в порядке убывания криогенное оборудование, башенные краны, изделия легкого и строительно-дорожного машиностроения, а также дизели и тепловозы; к группе с приближенно средним показателем эффективности относится часть продукции энергетического, тяжелого и транспортного машиностроения, грузовые вагоны, магистральные электровозы, тракторо- и приборостроения, производство кабелей городской телефонной сети, а также с несколько более низкими показателями - некоторые изделия станкостроения, автомобилестроения (легковые автомобили и автобусы), генераторы к турбинам. В группу с самыми низкими показателями "резервов" эффективности входят большая часть изделий электротехнической промышленности, а также турбины, пассажирские вагоны, химическое оборудование и грузовые автомобили.
Для оценки степени зависимости видов продукции от исходной выборки факторов был изучен другой их набор, состоящий из трех агрегатов по двум группам. В результате выявились следующие тенденции в производстве укрупненных видов продукции.
Оборудование с максимальной потенциальной способностью. Использование не основных факторов в системе расчета отклонений значительно снижает потенциал криогенного оборудования, что проявилось в продуктовом, и особенно во внешнем факторах. Это объясняется сильным влиянием ограниченности номенклатуры, длительных сроков окупаемости, несовершенства нормативно-правовой базы, отсутствия сервисного обслуживания. Эффективность легкого машиностроения резко возросла в результате устойчиво слабого воздействия негативных не основных факторов (например, низкого уровня НИОКР, неудовлетворительных эргономических характеристик, дизайна, упаковки, высокого экономического риска), оценка же строительно-дорожного машиностроения, башенных кранов, дизелей и тепловозов осталась почти без изменений.
Оборудование со средней потенциальной способностью. Оценка магистральных электровозов, часов и приборов времени, продукции станкостроения почти не изменилась, незначительное влияние различных не основных факторов определило увеличение положительных отклонений для грузовых вагонов, кабелей городской телефонной сети и тракторов, несколько понизились значения конкурентоспособности для легковых автомобилей и автобусов и возросли для генераторов к турбинам.
Оборудование с минимальной потенциальной способностью. Использование не основных факторов также несколько увеличило потенциал ламп накаливания и газоразрядных ламп, аккумуляторов и аккумуляторных батарей, турбин, пассажирских вагонов и заметно сократило - электродвигателей переменного тока, грузовых автомобилей и химического оборудования.
Полученные результаты конкурентоспособности машиностроительного комплекса определяют некоторые обобщенные тенденции его функционирования. Структура гражданского машиностроения базировалась главным образом на конечном спросе населения на автомобили, а также на текущем спросе на продукцию тракторостроения, электротехнической промышленности, энергетического, тяжелого и транспортного машиностроения. Автомобилестроение пока сохраняет некоторый резерв не основных факторов (развитость НИОКР, уровень квалификации персонала, относительно совершенная нормативно-правовая база) и сравнительно высокое качество сырья, материалов и комплектующих. Однако неудовлетворительная структура товарного рынка сильно снижает потенциал отрасли, что обусловливает необходимость развития и четкой регламентации элементов внешней конкурентоспособности. Тракторостроение имеет значительные резервы перераспределения потенциала от развитых эргономических характеристик для снижения влияния внутрипроизводственных основных ограничений конкурентоспособности - характеристик спроса, капитала, ресурсоемкости, технологии.
Перечисленные характеристики существенны также для кабелей городской телефонной сети, пассажирских вагонов и турбин, что открывает возможности их эффективного развития. Стабильные резервы у производства дизелей, тепловозов. Данные характеристики, а также продукция с максимальным потенциалом конкурентоспособности - грузовые вагоны и башенные краны - определяют значительные сохраняющиеся резервы в энергетическом, тяжелом и транспортном машиностроении. В производстве криогенного оборудования максимальные резервы по повышению уровня технологии и качества поглощаются ресурсоемкостью и различными не основными факторами, что вызывает необходимость индивидуального подхода в решении проблем выпуска данной продукции.
Технологическое ядро машиностроительного комплекса - станкостроение отражает общее состояние отечественного машиностроения: уровень несколько ниже среднего, но достигнута стабильность, что открывает возможность общего оживления - все дело в сроках. Потенциальный рост покупательной способности обеспечит устойчивое развитие производства. Для электротехнического машиностроения необходимы высокоэффективные проекты со значительной мобильностью и рассчитанные на мгновенную реакцию потребителей внутреннего и отдельных сегментов внешнего рынка.
Переход от ориентации производств по текущему платежеспособному и бартерному спросу к потенциальным параметрам осуществляется преимущественно через охват новых рынков и некапиталоемкий рост по загрузке мощностей. Продукция с максимальным потенциалом может усилить инвестиционные возможности машиностроения, расширяя товарооборот. Некапиталоемкость роста, базирующаяся на сравнительно низкой степени износа основного капитала и развивающемся спросе - производственный резерв, который расширяя товарооборот с мультипликативным отраслевым эффектом через ресурсосберегающий и замещающий факторы, воздействует на деловую активность и раздвигает границы стратегического планирования производства, а соответственно служит предпосылкой активизации инвестирования. На это и должны ориентироваться предприятия. Вместе с тем необходимо выравнивание качества материально-технической базы и технологий производства в целом, направленные на повышение эффективности. Данными характеристиками обладают легкое и строительно-дорожное машиностроение, производство грузовых вагонов. Для наращивания выпуска изделий и расширения загрузки мощностей на предприятиях строительно-дорожного машиностроения необходимо лишь улучшить агрегатное и технологическое качество производственного цикла.
Из приведенного анализа вытекает, что наибольшее влияние на конкурентоспособность продукции оказывают основной капитал и ресурсоемкость производства. Очевидно, что эти факторы в первую очередь должны быть реализованы в машиностроении - материальной основе инновационного развития экономики. Без их использования через обновление основного капитала и продукции резерв конкурентоспособных производственных мощностей будет быстро исчерпан, а экономический рост прекратится.
В машиностроении имеются немалые инновационные заделы, охватывающие все его технологические переделы и направленные на модернизацию производственной базы, улучшение ресурсосбережения. Однако при ограниченности инвестиций их привлечение и использование должно способствовать росту конкурентоспособности продукции и межотраслевых (мультипликативных) эффектов от оживления производства в других сферах машиностроения и иных отраслях. Это достижимо в рамках инновационной программы развития производства конкурентоспособной продукции. Особенностью такой программы является максимальное использование результатов инновационной деятельности и участие в финансировании государства и частного капитала. Заметим, что производство конкурентоспособной продукции с трудом "вписывается" в такие инструменты государственного регулирования и участия в экономической жизни, как федеральные целевые программы (в силу многокритериальности их целевой направленности) и государственные инвестиционные проекты (из-за недоучета в них межотраслевого характера выпуска конкурентоспособных изделий и мультипликативных эффектов).
По нашим расчетам в случае, например, использования программы развития производства большеформатной фанеры на базе преимущественно отечественного оборудования освоение 7,5 млрд. руб. инновационно насыщенных инвестиций в основной капитал позволит увеличить инновационные производственные мощности предприятий приблизительно втрое и вызовет мультипликативный эффект от ее реализации в 11,7 млрд. руб.
В. Борисов, А. Жигин, М. Абрамов
("Экономист" №8 2000 г.)
|