У России есть шанс стать
крупнейшей транспортной державой
Нет предела совершенству
торгово-транспортных путей. Для России стоять в
стороне от этого процесса было бы
непростительной глупостью. Географическое
положение, как говорится, обязывает. Ведь
транспортные артерии России — своеобразный мост
между Европой и Азией.
В системе товарных и
финансовых сообщений между Западом и Востоком
Транссибирская железнодорожная магистраль
Российских железных дорог занимает очень важное
место. И очень значительное.
Уникальность Транссиба в
мировой транспортной схеме, а значит, и в
экономике России подтверждается простыми
арифметическими расчетами. Возьмем обычный
маршрут — из немецкого порта Гамбург на берег
Тихого океана, в южнокорейский порт Пусан. Ни
грекам, ни варягам такой путь ни по
протяженности, ни по объемам перевозок не снился.
Допустим, возможно товар
перевезти морем — через Атлантику, Суэцкий канал
и далее через Индийский океан на Тихий. Время
морской перевозки займет четыре — пять недель.
Стоимость перевозки одного двадцатифутового
контейнера (есть в международных транспортных
перевозках такая мера объема) — почти 1,5 тысячи
долларов.
Понятно, что для России
морской «Шелковый путь» не принесет ни копейки
дохода. России, безусловно, выгодно, чтобы грузы с
Запада на Восток шли другим путем — через
Транссиб, что принесет Российским железным
дорогам значительные доходы.
Но это выгодно и другим —
и странам Юго-Восточной Азии, и участникам
Европейского союза. Время в пути, если
отправляться от немецкого Гамбурга до
южнокорейского Пусана по Транссибу, через
российскую станцию Хасан, сокращается до 19 дней.
Стоимость перевозки будет на несколько сотен
долларов меньше.
Эти арифметические,
причем трудноопровержимые аргументы дополняет
мнение экспертов, прогнозирующих развитие
мировой экономики в XXI веке. По их расчетам,
финансовые и товарные потоки максимально
сконцентрируются по маршруту Европа — страны
Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии — Северная
Америка.
А значит, Россия просто
обречена быть великой транспортной державой —
таково мнение и исследователей транспортных
проблем, и практиков.
Многое в России еще
предстоит построить — почтовые комплексы,
терминалы, автомобильные развязки. Но многое уже
есть. В том числе и Транссиб.
12–13 февраля в Сеуле
прошла презентация «Транссибирская магистраль в
XXI веке. Перспективы развития
российско-корейского сотрудничества в области
железнодорожного транспорта». В МПС России давно
не секрет, что Танссиб — это хорошо оснащенная
магистраль, которая с высоким уровнем сервиса
перевозит и грузы, и пассажиров.
В скором будущем на базе
Транссиба будет создан международный
транспортный коридор Западная Европа — Россия —
Корейский полуостров, Япония с ответвлениями на
Казахстан, Китай и Монголию. Привлечение
грузопотока с морских путей на железную дорогу
экономически выгодно как для России, Республики
Корея, КНДР, так и для других стран
Азиатско-Тихоокеанского региона.
Начало уже положено. По
договоренности Министерства строительства и
транспорта Кореи и МПС России сначала
железнодорожники этих двух стран займутся
воссоединением дорог Южной и Северной Кореи, а
потом — соединением Транскорейской железной
дороги с Транссибирской магистралью Российских
железных дорог.
Алексей БЕЛЯКОВ
Новая газета
22.02.2001
|