Дмитрий Пономарев: В идеальной модели все участники рынка должны иметь одинаковый доступ к рынку. Но не с самого начала
После бурных публичных дискуссий по вопросам реформирования РАО ЕЭС процесс реформы энергетики вступил в гораздо более кулуарную рабочую фазу. При этом, как это и прогнозировалось в "Полит.Ру" в самый момент принятия "окончательной" концепции реформ, многие битвы и поиски компромисса еще впереди. Главные игроки энергетического рынка пытаются максимально оптимизировать "под себя" ход реформы, тем более что сам механизм принятия политического решения (с участием Путина) не давал ни одной стороне окончательного преимущества. Состав "игроков" обозначился, когда речь зашла об учреждении Администратора торговой системы - энергетической биржи, через которую должна пойти торговля "либерализованной" энергией: атомщики, недовольные политикой РАО ЕЭС на ФОРЭМ, а также заинтересованные в сдерживании цены на электричество алюминщики выступили против доминировании РАО ЕЭС при создании АТС. Сейчас вопрос находится в стадии активной кулуарной проработки, а намеченное его обсуждение уже несколько раз откладывалось. Между тем в прессе появились сведения о том, что в качестве возможного главы АТС рассматривается кандидатура нынешнего главы РТС Дмитрия Пономарева.
_______________ Насколько вообще необходим АТС? Можно ли, на ваш взгляд, осуществлять торговлю исключительно на основе прямых договоров производителей и потребителей?
Условно говоря, в мире существуют всего четыре модели экономических отношений в электроэнергетике: вертикально интегрированная модель, когда генерация, сбыт и потребление регулируются административно; модель "независимых производителей", при которой эти самые производители конкурируют за получение контракта, гарантированного государством; модель "единого закупщика", когда генерирующие компании конкурируют за подписание контракта с единым закупщиком, а тот далее продает электроэнергию по регулируемым ценам; и, наконец, конкурентная модель, при которой регулируются только правила, а закупки и продажа осуществляются на конкурентной основе.
Последняя модель является не только наиболее гибкой, но и обеспечивает стимулы для активного развития отрасли. В рамках этой модели и существует АТС. Поскольку реформирование РАО пошло именно по этой модели, обойтись без АТС невозможно. На АТС поиск контрагентов и заключение сделок осуществляется в более эффективных условиях, когда информация о цене и объеме спроса, о предложении и пропускной способности сети доступна всем его участникам одновременно, и когда никому из участников не предоставляется никаких особенных преимуществ, которые в то же время и по тем же основаниям не могут быть предоставлены другим.
Прямые договоры на нем будут существовать. Однако как дополнение к основной модели, а не как превалирующий тип сделок на рынке. Обратите внимание, что даже в условиях Северной Европы, где работа через электрическую биржу "НордПул" не является обязательной для рынка, доля договоров, которые заключаются на бирже, неуклонно растет и достигла уже 40%. Не говоря уже о расчетах, которые по большинству остальных договоров также производятся через расчетную систему биржи. Рынок сам выбирает более эффективную модель.
Но сейчас в России существует рынок ФОРЭМ. Какие плюсы и минусы, проблемы Вы видите в нем и в деятельности ЦДР? Конкретнее - насколько справедливы претензии участников рынка, недовольных политикой РАО ЕЭС в этом отношении?
Я не хотел бы оценивать справедливость тех или иных претензий к РАО: меня приглашают для другой работы. Я знаю, что ситуация в отрасли непростая и требует масштабного реформирования, - в том числе изменения способов ценообразования и распределения электроэнергии. Созданный в 1996 году Федеральный оптовый рынок электрической энергии и мощности является элементом сегодняшней системы и во многом отражает ее недостатки. ФОРЭМ не обеспечивает ни свободного доступа на рынок, ни свободного выбора потребителями поставщиков. Тарифы на электроэнергию формируются не рыночным, а административным способом, что подрывает стимулы для эффективной деятельности на рынке и создает потребность в перекрестном субсидировании. Эти проблемы и будет решать АТС, но, повторяю, условия для успешной деятельности АТС должны быть созданы реформой всей отрасли.
Какова же Ваша позиция по острому вопросу представительства поставщиков и потребителей энергии в АТС? В какой степени АТС должен контролироваться РАО, а в какой - крупными потребителями во время переходного периода и после?
В идеальной модели все участники рынка должны иметь одинаковый доступ к рынку. Ограничения должны существовать либо законодательные (требование получения специальных лицензий или соблюдения определенных нормативов и проч.), либо естественно-экономические, потому что участие в оптовом рынке должно быть прежде всего выгодно самому участнику. При выборе критериев для предоставления доступа к рынку важно обеспечить также защиту самого рынка от возможного манипулирования ценой со стороны крупных участников.
Но я не думаю, что такой подход необходим с самого начала, - в той точке, где мы сейчас находимся. Не выработаны правила торговли, не установлены требования к участникам, нет ни системы торговли (в физическом понимании), ни системы расчетов. Есть только продавцы и потребители, причем последних на несколько порядков больше!
Я вижу задачу в том, чтобы создать эффективный и сбалансированный (любимое слово энергетиков!) конкурентный рынок электроэнергии. Залогом этого, на мой взгляд, является не только участие в его строительстве профессионалов, но и равное представительство производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) электроэнергии. Нужен своего рода многосторонний компромисс, а для этого надо с самого начала внимательно отнестись к тому, кто конкретно является учредителем АТС и интересы какой категории потенциальных участников рынка он выражает.
Так, АТС должен выполнять чисто техническую функцию или стать организатором рынка, влияющим на цену энергии, на то, энергия каких станций по какой цене будет продаваться?
Я категорически против политизации АТС. Единственная нетехническая функция, которую должен обрести АТС, - так это стать форумом цивилизованного и конструктивного общения всех участников рынка электроэнергии. АТС в этом смысле должен способствовать поиску компромиссов, в чем бы они ни выражались - в правилах доступа на рынок или в конкретной ежедневной и почасовой рыночной цене на электроэнергию в нашей стране.
При этом сам АТС ни юридически, ни административно не должен влиять, как вы говорите, ни на процесс формирования цены, ни на выбор сделок. АТС - это сервис, это площадка, это организатор и судья в игре, но не сам игрок.
А какова будет роль АТС в ограничении потребителей-должников? Каким образом АТС будет гарантировать платежи, какими могут быть механизмы ограничений неплательщиков и финансовых гарантий? Как быть с энергосистемами, перебирающими энергию с ФОРЭМ и за нее не платящями, но "неотключаемыми" из-за своей политической важности, из-за позиции губернатора и пр.?
АТС будет действовать в строгом соответствии с правилами, выработанными и принятыми самими участниками рынка. Если такие правила будут предусматривать отключение от системы торговли или взыскание штрафных санкций, то АТС будет исполнять принятые решения и применять установленные санкции. Но, опять-таки, решение будет принимать соответствующий представительный орган АТС - Наблюдательный совет или дисциплинарная комиссия.
В части расчетов планируется, что АТС будет гарантировать расчеты, выступая стороной по каждой заключенной сделке. Для этого (по крайней мере, в первое время) правилами будет предусмотрено полное предварительное депонирование денежных средств в расчетной палате АТС. Размер такого резервирования должен быть определен для каждого участника в отдельности с учетом деятельности на рынке и общего для всех прогнозируемого колебания цен. Участники, не задепонировавшие свои средства и не предоставившие установленные финансовые гарантии, не будут допущены к торгам. Штрафы и иные санкции будут применяться за нарушение установленных правил работы на рынке или за предоставление неверной информации.
Как видите, это довольно жесткая система, однако она полностью оправдывается требованиями бесперебойной и постоянной работы АТС. Что касается защиты социально значимых потребителей, то здесь механизм обеспечения их интересов должен быть найден за пределами АТС. Нельзя допустить, чтобы целый рынок дал сбой по вине одного участника.
То есть АТС - это обычный организатор биржевых торгов, и здесь применимы стандартные биржевые технологии. Или есть определенная специфика в организации торговли электроэнергией?
Специфика хотя бы в том, что электричество - не стандартный биржевой товар. Во-первых, оно не хранится и не производится впрок: все, что произведено, должно быть потреблено. Во-вторых, это товар, поставка которого сопряжена с сетевыми ограничениями по пропускной способности. Часто в зону, в которой возникает дефицит электричества, его нельзя поставить в необходимом объеме, по крайней мере, по той же цене, по которой оно продается там, где наблюдается его избыток, так как не пускает сеть. В результате, - по сравнению с биржевыми технологиями, принятыми на фондовом рынке, - поставка осуществляется только в том объеме или при той цене для данной зоны, которые определены другим оператором - Сетевой компанией. В-третьих, торговля электроэнергией ведется в нескольких режимах (что для фондовика выглядит необычно): на сутки вперед (с разбивкой на каждый час) и практически в режиме реального времени, на так называемом балансирующем рынке. Наконец, на цену электричества обычно сильное влияние оказывают погодные условия.
Какой, в конечном итоге, вы видите роль и значение АТС в структуре рынка электроэнергии? Каким может быть первоначальный объем конкурентного рынка энергии, когда и какими темпами АТС будет расширять свои функции организатора торговли за счет регулируемого рынка?
АТС должен занять лидирующее место на конкурентном рынке электроэнергии страны. Кроме этого, АТС будет предлагать свои услуги по осуществлению расчетов за электроэнергию по прямым договорам, заключенным вне АТС. Однако я вижу задачу в том, чтобы таких прямых оптовых договоров было как можно меньше - и в силу удобства и доступности работы через АТС, и в силу нормативных ограничений.
Ближайшая поставленная правительством России цель - это обслуживание 5-15% рынка. Уверен, что АТС в запланированные сроки выйдет на этот уровень. Порядок перехода будет отражен и в новом постановлении, и в документах АТС, принятых Наблюдательным советом.
Поскольку в АТС планируется передать акции ЗАО ЦДР ФОРЭМ, процесс перехода на конкурентный рынок будет координироваться из одной точки - Наблюдательного совета АТС, что, на мой взгляд, должно обеспечить планомерность и эффективность этого процесса.
Какие типы торгов предпочтительно применять при торговле электроэнергией - спотовые, фьючерсы, форварды, прямые сделки, и на какой срок поставки?
При создании АТС я считаю нужным ориентироваться на обслуживание максимального количества инструментов, поскольку это позволит не только максимально удовлетворить потребности участников, но и расширить доходную базу АТС. Ведь АТС, хоть и является некоммерческой организацией, но должен обеспечивать потребности рынка в развитии, совершенствовании и повышении надежности торговли и расчетов.
В некоторых странах встречаются усеченные рынки, в рамках которых на одной бирже осуществляется торговля только физической электроэнергией без финансовых беспоставочных контрактов. Однако я буду предлагать Наблюдательному совету принять за основу иной подход, позволяющий одним участникам снизить свои риски при планировании расходов на покупку электроэнергии, а другим - защитить свои доходы от падения цены на электроэнергию. Это возможно только через одновременный запуск форвардных и фьючерсных контрактов на АТС, в том числе не связанных с физической поставкой электроэнергии. При этом участники должны иметь возможность заключать такие контракты на большой срок, вплоть до нескольких лет вперед.
В отношении сроков поставки я уже говорил, что АТС планирует обслуживать торги как минимум на сутки вперед. Резервный и балансирующий рынки будут обслуживаться в тесной связи с сетевым оператором. В любом случае, обслуживание участников будет производиться из одного технического центра.
Какой может быть роль финансовых посредников на рынке электроэнергии?
Если вы говорите о банках, то это прежде всего - помощь в осуществлении расчетов за электроэнергию, а если о страховых компаниях, то это скорее страхование программно-технического комплекса и АТС от ошибок, сбоев в работе и проч. Я также ожидаю участие и нефинансовых посредников, которые могли бы обслуживать более мелких оптовых и розничных покупателей, как формируя для них заявки на покупку электроэнергии, так и выстраивая оптимальную хеджевую стратегию.
Каковы основные трудности переходного периода от ЦДР-ФОРЭМ к АТС?
Правительство определило, что первый этап должен начаться уже в следующем году, и что постепенно АТС должен будет выйти на обслуживание 15% рынка электроэнергии в стране. Для реализации этой цели необходимо для начала учредить АТС и создать другие инфраструктурные организации, которые будут обслуживать торговлю и обеспечивать информацию о поставке электроэнергии по итогам торгов. Одновременно с этим необходимо будет установить программное обеспечение у участников торгов и, самое главное, обучить работе на нем специалистов. Составление заявок, подача их в электронной форме, отслеживание поставок и потребления электроэнергии в согласованных электронных форматах - нетривиальная задача для столь короткого периода времени.
Далее, важно определить, как рассчитываются эти 15%, что является базой или принципом для принятия решения о заключении того или иного договора через АТС. Цена, которую формирует АТС, - насколько она объективна и может ли считаться справедливой рыночной ценой? Как эта цена будет соотноситься с ценой, установленной на ФОРЭМе? При этом после передачи акций ЦДР ФОРЭМ в АТС надо правильно отстроить отношения с самим ФОРЭМом как с самостоятельным юридическим лицом, - по административной, финансово-экономической и организационной линиям. Но думаю, что с учетом, по крайней мере, моральной готовности участников рынка к процессу все поставленные задачи нам удастся решить.
Полит.Ру
30.10.2001
|