Топливно-энергетический комплекс страны из мощного фундамента экономики, каким он был в советские времена, превращается ныне в угрожающе падающую стену. Редакция постоянно получает с мест тревожные сигналы об обесточенных фермах и заводах, о погружающихся во тьму селах и городах. Просачивается информация и о надвигающемся опасном энергопеределе. Мы выясняем ситуацию в беседе с видным экономистом и организатором производства, академиком В.М. ВИДЬМАНОВЫМ.
- Виктор Михайлович, как, на ваш взгляд, складывается положение в отраслях ТЭКа, насколько оно угрожающе и в чем главные причины?
- Сегодня специалисты, работающие много лет в области топливно-энергетического комплекса, особенно электроэнергетики, помнят о том огромном внимании, которое уделялось в Советском Союзе развитию этих отраслей. Таково было знамение времени. благодаря высокой энерговооруженности советского народного хозяйства удалось в сжатые сроки преобразовать аграрную страну в мощную индустриальную, да и сам аграрный сектор поставить на промышленную основу. Особенно быстро комплекс развивался после Великой Отечественной войны: топливно-энергетический баланс страны вырос без малого в десять раз, а энергобаланс - в 24 раза. В 1987 году СССР по добыче нефти и газа вышел на первое место в мире, а по выработке электроэнергии - на второе после США. И все это благодаря тому, что энергетика по темпам опережала развитие других отраслей экономики. Развивалась она не только динамично, но и планомерно, причем по всему циклу: геологоразведка месторождений опережала добычу, сопровождалась обустройством соответствующих инфраструктур вокруг угольных, нефтяных и газовых месторождений. Венцом инженерной мысли советских энергетиков, нашей национальной гордостью стала Единая электроэнергетическая система.
У нас было развернуто строительство самых мощных в мире гидроэнергетических объектов, создана широко разветвленная система трубопроводного транспорта, по которой сейчас экспортируются нефть и газ - наши главные источники валютных поступлений. Достойное место в энергетическом балансе заняла атомная энергетика. Давайте посмотрим, как обстоит дело сейчас.
С чувством большой тревоги приходится констатировать, что гордость советского народа - мощнейший топливно-энергетический комплекс в результате бездумных ельцинских "реформ" деградирует и разрушается. У нормальных людей это не может не вызвать серьезного беспокойства за будущее России, за стабильное жизнеобеспечение россиян. Сложившееся положение в этих отраслях иначе как катастрофическим не назовешь. По большому счету, обвал здесь - одно из звеньев коварного плана западного капитала, и в первую очередь США, по разрушению вначале СССР, а теперь и России, разрушению нашего экономического и оборонного потенциала.
В отраслях ТЭКа происходит падение производства энергоносителей, запасы вырабатываются, а новые не разведываются; мощности изнашиваются и выбывают, замена их новыми - мизерная. И вот результат: за последние десять лет добыча нефти упала на 40 процентов; природного газа и каменного угля - более чем на треть, на двадцать с лишним процентов сократилась выработка электроэнергии.
- Вы чаще всего выступаете по аграрным, строительным и некоторым другим вопросам. Но вы ведь не являетесь специалистом в области топливно-энергетических отраслей.
- Давайте внесем ясность в этот вопрос. Как строителю, мне доводилось не раз и не два участвовать в сооружении энергетических объектов. Поэтому я себе отчетливо представляю не только их инженерную сложность в процессе сооружения и капиталоемкость, но и их функциональные особенности. К тому же, не один десяток лет проработав в органах власти, многократно соприкасался по этим проблемам и с учеными, и со специалистами разных рангов. Со многими из них до сих пор поддерживаю деловые отношения. Как экономист, владеющий основными параметрами состояния реальной экономики сегодняшней России, я вижу, что происходит и в топливно-энергетической сфере. Вы знаете, что во фракции КПРФ и в Думе есть крупные специалисты данного вопроса, с которыми доводится общаться. И последнее. Вопросы ТЭКа сегодня из хозяйственных, экономических переросли в острополитические. После разрушения продовольственной независимости, щита и меча России, сейчас именно по этой интегрирующей отрасли наносится сокрушительный удар. Как гражданин и как коммунист защищающий интересы трудящихся России, я не могу спокойно взирать на это. Наша задача - донести до каждого россиянина грядущую над ним очередную беду.
- На депутатский запрос в конце февраля Г.Зюганова к В.Путину по поводу положения в РДО "ЕЭС" ответа так и не последовало. Что это - выжидание или поддержка А.Чубайса? Каково ваше мнение о деятельности РАО "ЕЭС" в свете начинающегося в России энергетического кризиса?
- Факт игнорирования депутатского запроса не делает чести избранному президенту. Ведь на этот счет существует определенный порядок, и в нормальном государстве он соблюдается. Видимо, мы пока еще до этого не доросли.
Положение с электроэнергетикой архисложное. Возможно, вы видели недавний сюжет с отключением освещения в одном из районов Санкт-Петербурга, - вот уже до чего дошло. В.Путин в последнее время посещал Газпром, встречался с Р.Вяхиревым, с А.Чубайсом. А 12 апреля пригласил их обоих в Кремль и, похоже, "выжал" из них временное согласие. Из всех составляющих ТЭКа наиболее опасное положение сложилось именно в электроэнергетике. Здесь нужны кардинальные меры, иначе эта отрасль может оказаться серьезным тормозом восстановления российской экономики. Вот некоторые цифры в подкрепление сказанного. Для того чтобы отрасль функционировала надежно, ежегодный ввод мощностей должен составлять не менее 6 млн. кВт. Однако в 1998 г. их было введено лишь 824 тыс. кВт, в прошлом году - порядка 900, а на текущий год намечено ввести всего 720 тыс. кВт - более чем в 8 раз меньше расчетно-нормативной величины. Из-за выработки ресурса, по имеющимся оценкам, выбытие оборудования в этом году может составить 52,4 млн. кВт, а к 2010 году уже приблизиться к цифре 113 млн. кВт. Понятно, что подобная динамика весьма опасна для экономики страны.
Одной из причин застойного состояния отечественной электроэнергетики являются хронические трудности с обеспечением электростанций топливом. Срыв планов подготовки энергетики к работе в зимних условиях, прежде всего по созданию топливных запасов на станциях, привел к тому, что в зиму 1999/2000 года Простаивали даже мощности, способные нести нагрузку. Наряду с этим в электроэнергетике, как в никакой другой отрасли ТЭКа, складывается совершенно недопустимая обстановка в управлении Единой энергетической системой России.
Вы знаете, что под благовидным предлогом привлечения иностранных инвестиций А. Чубайс предлагает продать частному капиталу, преимущественно иностранному, 10 наиболее прибыльных энергосистем материнской компании РАО "ЕЭС". Правление компании этот план в конце прошлого года одобрило. Предлагается в течение трех лет "освободить" РАО от всех генерирующих мощностей, распродав их на аукционах. За РАО останутся только межрегиональные линии электропередачи. Этим РАО, по существу, снимает с себя ответственность за заготовку топлива к зиме, за техническое состояние станций. При этом нельзя не учитывать нашу российскую специфику с ее суровым климатом, когда кроме электричества отрасль обеспечивает также теплоснабжением практически все крупнейшие города России. Под вопрос ставятся главные критерии функционирования любой энергосистемы: поддержание не только частоты, но и надежности энергообеспечения и ее безаварийности. Региональные энергосистемы, "очищенные" от генерирующих станций с передачами "не ниже 110 киловольт", становятся самостоятельными сетевыми компаниями. Остальные сети предполагается передать еще несуществующим локальным сетевым компаниям. У нас десятилетиями создавалась стройная сетевая система с четко отработанными правилами ее эксплуатации. Сейчас взамен предлагается "трехэтажная путаница", определяемая частноведомственными интересами.
Хочу отметить, что подобное, с позволения сказать, "реформирование" идет вразрез с мировой практикой. Там, наоборот, наблюдается все большая интеграция инфраструктурных сетевых систем, отвечающих национальным интересам стран. К примеру, в США существует даже план выкупа в течение 50 лет всех частных электростанций и создание единой энергосистемы. Наши же "реформаторы", имея такую систему, собираются активно разрушить ее.
Еще один важный момент. С геостратегической точки зрения с дроблением Единой электроэнергетической системы разрушается один из главных элементов интеграции территории России, ее экономического пространства. После этого хаос на российском пространстве возрастет, процесс расчленения страны пойдет значительно быстрее, а этого как раз и хотят за океаном.
Достойно сожаления, что народ России в своем большинстве не проникся пониманием того, что проведенная "приватизация по Чубайсу" уже привела к разорению нашего государства, обнищанию подавляющего большинства его граждан, к фантастическому обогащению ничтожной кучки олигархов. Сегодня, как и во времена приватизации, Чубайс опять обещает, что с расчленением энергетики инвестиции в эту отрасль польются бурным потоком, отрасль начнет активно развиваться. Но это не только очередной обман, а антигосударственное и антинародное действие.
Вы помните, что Г.Зюганов в депутатском запросе в адрес В.Путина принципиально и аргументирование поставил вопросы, связанные с деятельностью РАО ЕЭС России и его незаконно избранного руководителя. Ведь Чубайс ни по каким критериям не отвечает этой роли. За два года его правления долг государству удвоился, в энергетике не ввели ни одного нового объекта, из 73 электростанций 19 убыточны. РАО "ЕЭС" собирает лишь 54 процента денежных средств, а остальное идет по бартерам-зачетам. Но, как и во времена Ельцина, реакции на этот запрос не последовало. Вот и получается, что государственная машина продолжает следовать ельцинским разрушительным курсом.
- В печати и электронных СМИ отчетливо просматривается "накат" на Минтопэнерго и министра В.Калюжного. Каково ваше мнение на этот счет?
- Да, "накат", как вы выразились, действительно чувствуется, и довольно-таки сильный. Вы, конечно, обратили внимание, что на встречу Р.Вяхирева и А.Чубайса у В.Путина министра не пригласили. Ситуация, по крайней мере, странная.
Что касается моего отношения к нападкам на В.Калюжного, скажу прямо: я их не разделяю. В.Калюжный и возглавляемое им министерство стоят, по моему мнению, на позициях укрепления роли государства в топливно-энергетических отраслях, правомерно считают, что деятельность РАО "ЕЭС" и Газпрома обязательно должна отвечать этому принципу.
А разве соответствующие государственные органы не обязаны отреагировать на заявление В.Калюжного о том, что по хитроумным коммерческим схемам газовиков и нефтяников из России утекают ежегодно огромные суммы? Я считаю, что на государственных позициях стоит и В.Кудрявый, заместитель В.Калюжного. Это крупные специалисты в своем деле, и не прислушиваться к их мнению, по крайней мере, неправильно. Посмотрим, как будут дальше развиваться события: поддастся ли В.Пугин влиянию олигархов, которые ждут не дождутся, чтобы В.Калюжного убрали из правительства.
- Страна уже сейчас ощущает дефицит в газе. Какой вам представляется политика государства в вопросах экспорта этого вида топлива, особенно в долговременном плане?
- Положение в газовой промышленности непростое. Отрасли угрожает как истощение запасов, так и острая нехватка капиталовложений для наращивания добычи с целью обеспечения внутреннего спроса, и особенно в случае подъема российской экономики, который рано или поздно должен наступить. Сегодня же при нарастающем экспорте газа за рубеж его поставки на внутренний рынок снижаются. Газпром, повязанный долгосрочными договорами с западными партнерами, предлагает правительству России за 2000-2003 гг. сократить поставки газа электростанциям Урала и европейской части страны более чем на 60 млрд. куб. м, заменив этот высококалорийный энергоноситель углем. Выше мы уже касались противостояния А.Чубайс - Р.Вяхирев, вроде бы урегулированного на сегодня. Но это затишье временное, по крайней мере, на стагнационный период российской экономики. С подъемом экономики конфликт обострится. Здесь президенту мало, примиряя, гладить по голове. Энергетика требует мощных инвестиционных вливаний, и их надо искать. Иначе подъема не будет.
Если же вернуться к замене газ-уголь, то, по имеющимся оценкам, подобная акция обойдется стране в несколько миллиардов долларов, тогда как выгода от экспорта этого объема газа не превысит одного миллиарда. В принципе замена газа углем для России может рассматриваться лишь в перспективе, когда наша экономика прочно встанет на ноги. А вот почему в топливном балансе наших ТЭЦ доля угля за последние годы резко упала, вопрос требует особого рассмотрения. Конечно же, здесь был в свое время допущен просчет. Но исправлять его сегодня за счет еще большего удушения экономики России - ошибка будет не меньше.
Мне представляется, что замена газа углем в России возможна лишь в условиях государственной монополии на внешнюю торговлю энергоносителями, принятия жестких мер относительно нелегального вывоза капитала и отказа от свободной конвертации на рубли с переходом к квотированию или лицензированию как экспорта, так и импорта. Другими словами, экспорт нефти и газа, от которых в обозримом будущем будет зависеть выживание России, допустим лишь при обеспечении полного возврата валютной выручки в страну и целевом ее использовании как для жизненно необходимого импорта, включая не только продовольствие, но также передовые технологии и оборудование, и, конечно же, для развития самого ТЭКа. Как известно, проекты, связанные с экспортом газа, весьма капиталоемкие, причем средства в таких случаях "омертвляются" на длительные сроки. Понятно,' что и обязательства, которые берутся перед иностранными кредиторами на поставки газа, также долгосрочны и в случаях резких изменений обстоятельств не могут быть пересмотрены.
Газпром сегодня является как бы государством в государстве и даже сильнее его, поскольку заключает контракты на 20-30 лет без согласования с государством, не ведая, а как в этот период будет развиваться российское народное хозяйство, как будет обеспечиваться газом население. Разве это справедливо, что мы, полностью газифицируя Европу, имеем 25 процентов газификации России? В связи с этим при подготовке проектов расширения экспорта энергоносителей, в том числе и газа, крайне важно глубоко и всесторонне их обосновывать, учитывая в первую очередь интересы страны.
По имеющимся оценкам, без необходимого активного инвестирования и ввода новых мощностей взамен выбывающих добыча газа может снизиться с 520 млрд. куб. м, ожидаемых в 2000 году, до 400 - в 2005 и 263 млрд. куб. м - в 2010 году, то есть практически для обеспечения выполнения только договорных экспортных поставок. А вот это уже не укладывается ни в какие здравые рамки логики.
- До недавнего времени нефтедобыча считалась благополучной отраслью. А каково положение здесь сегодня? Что нас ожидает в связи с начавшимся падением цен на нефть?
-Да, действительно, еще каких-нибудь 10 лет назад нефтедобыча считалась отраслью вполне благополучной. Сейчас же она катастрофически деградирует. Выбытие мощностей в три раза опережает их ввод. По сравнению с 1991 годом объем эксплуатационного бурения на нефть сократился без малого в пять, а разведочного - в четыре раза. Доля бездействующих скважин выросла в 2,8 раза, причем нередко их просто списывают с баланса, чтобы не платить налог на имущество. Если в 1996 году действовало более 200 тыс. скважин, то спустя всего три года - уже менее 100 тысяч. Добавьте сюда огромный износ и старение оборудования. На сегодня более половины трубопроводов эксплуатируются более 25 лет.
Картина, как видите, удручающая. При таком отношении к отрасли добыча нефти уже через пять лет может упасть до 200 млн. тонн при минимальном уровне энергетической безопасности 300 млн. тонн. С 1994 года прирост запасов нефти не покрывает потребностей даже текущей разработки месторождений.
В условиях, когда на внутренний рынок нефть не поставляется, а гонится за рубеж, возникает явная угроза и, экономической,, и оборонной безопасности. Разве можно без тревоги взирать на то, что в сравнении с 1995 годом снабжение нефтепродуктами армии ухудшилось в 5 раз, аграрного, сектора - в 3 раза, других потребителей - в 2,5 раза!
Теперь о ценах на нефть. Для нашей экономики это вопрос отнюдь не праздный. Как известно, в начале апреля цена на российскую нефть упала с 30 до 19 дол. за баррель. Затем она опять немного повысилась. Словом, наблюдается "пульсация" цены, и, что интересно, не без заинтересованности американцев. В бюджете-2000, как известно, заложена цена 18 дол./бар. Будем надеяться, что ниже этой планки она не опустится. В противном случае, сами понимаете, реальная угроза очередного секвестра бюджетных статей. Хотелось бы, чтобы до этого не дошло.
- Государство в лице правительства ныне утратило рычаги воздействия на ТЭК. Понятно, что западный капитал стремится, и небезуспешно, "застолбить" свои интересы в топливно-энергетических отраслях. Каким вам представляется выход из такого положения?
- Да, мы пожинаем сегодня плоды бездумной приватизации, а еще точнее - "прихватизации". Государство действительно потеряло оперативный контроль за, деятельностью отраслей ТЭКа. Какое может быть влияние государства, если сегодня 90 процентов нефтяных компаний находятся у частных владельцев, которые по собственному усмотрению могут сбросить добычу нефти, руководствуясь принципом доходности, а не интересами государства! Ведь для России важна не сама по себе прибыльность той или иной компании, а физический объем поставок. Владельцы же нефтяных, газовых, энергетических компаний преследуют сиюминутные интересы, руководствуясь принципом урвать побольше. По существу, идет открытое и наглое разграбление минерально-сырьевых ресурсов, разрушение материально-технической базы. Когда это было видано, чтобы руководитель страны мирил олигархов?
Глава газовиков Р.Вяхирев, с одной стороны, заверяет, что "газа в России хватит еще на 80 лет", а с другой - предупреждает, что его дефицит в текущем году составит 11 млрд. куб. м, в последующие два года - 36,6 и 67 млрд. куб. м. А ведь энергопотребление растет и с подъемом экономики будет еще больше расти. Замена газа альтернативными видами топлива, как уже выше говорилось, в принципе возможна. Но следует помнить, что, если это будет уголь, электроэнергия подорожает в 2 раза, а если мазут - в 5 раз. Понятно, что грамотно решать эти вопросы можно только на государственном уровне.
Еще пример. За спиной государства эмиссары РАО "ЕЭС" разъезжают по миру для переговоров с т.н. стратегическими инвесторами США, Франции, Скандинавских стран. Там не прочь приобрести блокирующие пакеты акций наших крупных рентабельных энергосистем или предприятий. Но это еще не все. Представитель компании без обиняков заявил недавно, что в перспективе РАО "ЕЭС России" вообще может полностью стать собственностью западных инвесторов. Трудно даже представить, что будет, если это случится. Первым делом новые хозяева приблизят российские тарифы к более высоким мировым. При неплатежах - отключение электричества. А это уже прямой диктат, прямая зависимость от зарубежных лиц, держащих руку на рубильниках. Чубайс же об этом молчит.
Кстати, сегодня это очень наглядно наблюдается в Казахстане, продавшем энергопредприятия американским инвесторам. Перебои с электричеством стали там делом обычным.
Вот почему нам необходимо усилить государственный контроль за топливными отраслями и энергетикой, чтобы не допустить подобного в России. Надо сделать все для того, чтобы контрольный пакет акций в отраслях комплекса находился в руках государства. Тогда государство будет иметь полную возможность определить стратегию развития этой важнейшей сферы экономики.
- Ваши суждения о возрождении специализированных министерств по отраслям ТЭКа вызвали неоднозначную реакцию. Не изменилась ли ваша позиция по данному вопросу?
- Нет, не изменилась. Речь ведь не шла о реанимации министерств как задаче сегодняшнего дня.
Однако настоятельная потребность в усилении контроля и координации деятельности отраслей комплекса остается. Государство не может и не должно стоять в стороне от этого. Спрашивается, как же быть?
В нынешней Правительственной структуре имеется Министерство топлива и энергетики. Мы в ходе беседы уже упоминали о нем. Положение министерства сегодня таково, что только ленивый не пинает его по любому поводу. Мне представляется необходимым весомо повысить государственный статут Минтопэнерго, закрепить за ним функции управления, контроля, координации и стратегического планирования всех топливно-энергетических отраслей. Поскольку это базовые отрасли, на которых держатся вся остальная экономика, оборона, быт, валютные поступления, резонно, чтобы его возглавлял министр в ранге вице-премьера. Отрасли ТЭКа, у которых преобладающая собственность у государства, целесообразно напрямую подчинить Минтопэнерго. Это министерство должно также контролировать и трубопроводный транспорт. Я бы не исключал возможности частичного пересмотра результатов приватизации в отраслях комплекса, прежде всего там, где она была проведена с грубейшими нарушениями.
Конечно же, со стороны Минтопэнерго необходимо усилить контроль за экспортом энергоносителей. Здесь должен четко действовать принцип: сначала обеспечить наши внутренние потребности, а что останется - экспортировать. Возможно, потребуется даже ввести государственную монополию на экспорт нефти и газа. Полагаю, что в дальнейшем на базе Минтопэнерго следует провести и более дробную отраслевую специализацию, возрождение министерств энергетики и электрификации, нефтяной и газовой промышленности, угольной промышленности.
- Известно, что в период разрухи, причиненной гражданской войной и военной интервенцией, в Советской России в 1920 году был принят план ГОЭЛРО. Даже Герберт Уэллс - писатель-фантаст с мировым именем - после встречи с В.И. Лениным не поверил в его реальность. Но ведь это факт, что план ГОЭЛРО стал первым комплексным планом возрождения России и был успешно осуществлен. Из упоминавшейся выше вашей статьи явствует, что вы за то, чтобы и сейчас разработать своего рода ГОЭЛРО-2. Но кто и в какие сроки мог бы это сделать?
-Да, я убежден в необходимости такого плана. Вы вспомнили о ленинском плане ГОЭЛРО. Практически это был наш первый перспективный план, в центре которого находилась энергетика, но он охватывал также промышленность, другие сферы российской экономики. Действительно, он был успешно выполнен и послужил сильным импульсом для развития России. Впоследствии этот план дополнялся более масштабным содержанием и всегда был под самым высоким государственным контролем.
Примерно такого же содержания необходим план-прогноз на 15 лет и сегодня. У нас слова "план" и "планирование" со времени Гайдара стали едва ли не ругательными. А зря. У нашего восточного соседа Японии в государственной структуре есть управление экономического планирования, возглавляемое министром, и, кстати, оно существует там с 1937 года и заимствовано с нашего Госплана. А возьмите Китай. Он ведь не разрушил плановость, там с большим эффектом, как вы знаете, сочетают и план, и рынок, у них имеется свой Госплан.
Конечно, в современных условиях план, особенно на длительный срок, не может да и не должен быть директивным. По своему характеру это рекомендательный план, выражающий долговременную экономическую стратегию государства. На мой взгляд, такой план-прогноз может быть разработан под руководством Министерства экономики и планирования (это слово надо добавить к названию и содержанию деятельности министерства) с участием Российской академии наук, министерств и ведомств. Разумеется, не последняя роль в составлении плана принадлежит Минтопэнерго. Там сейчас подготавливается перспективный "энергетический план". Представляется, однако, что он должен стать составной частью комплексного стратегического плана-прогноза, касающегося всей экономики России. Важное место в плане должны занять вопросы подготовки кадров, прежде всего для отраслей комплекса. Что касается сроков, то, видимо, для разработки качественного плана потребуется от одного до полутора лет.
В заключение хочу подытожить наш разговор. Мы должны отдавать себе отчет, что если в ближайшее время не будут приняты оперативные меры по устранению недостатков в отраслях ТЭКа, то Россия, страна богатейшая природными ресурсами, может в самом недалеком времени ощутить острую нехватку в топливе и электроэнергии, которые могут стать тормозом давно ожидаемого подъема экономики страны. Нельзя допустить, чтобы очередная трагедия из-за бездумной реформаторской политики обернулась для страны, для народа полнейшей катастрофой.
Сегодня же самой первоочередной задачей правительства является приостановление, по существу, уже начавшегося разрушительного "реформирования" РАО "ЕЭС" без соответствующих на то его, правительства, решений. Я имею в виду Омск-энерго, совет директоров которого проголосовал за раздробление своей компании на 7 дочерних структур. Ну разве это не произвол?
Вот почему сейчас самое важное для правительства - действовать безотлагательно, чтобы не упустить время.
"Советская Россия" от 11.05.2000
|