Обсуждение проблемы. Ответы на вопросы депутатов Государственной Думы РФ
Астраханкина Т. А. Герман Оскарович, вопрос вам. Признаете ли вы базовую роль топливно-энергетического комплекса в экономике страны и в чем на ваш взгляд конкретно,
видится предупреждение глубокого топливно-энергетического кризиса в стране из-за чрезвычайно неудовлетворительного состояния производственных фондов в отраслях ТЭК России?
Греф Г. О. Я, к сожалению, отдал справку о состоянии основных производственных фондов, но я вам скажу, что чрезвычайно неудовлетворительным является состояние основных фондов как раз в первую очередь в отраслях с высокой степенью добавленной стоимости. То есть в первую очередь - это энергетика. Там износ основных, средний срок службы у нас электростанций составляет 39 лет. Если говорить о топливно-энергетическом секторе в целом, не говорить только о топливном секторе, то я абсолютно согласен, что это база, это инфраструктура. Оттуда рождается все остальное: промышленный рост и так далее. Это инфраструктурная отрасль, развитие которой необходимо, как воздух.
О чем я хочу сейчас сказать? Судя по вашему вопросу речь идет о том, что сырьевой сектор у нас в неудовлетворительном состоянии. Поэтому нужно сохранить те диспропорции, которые на сегодняшний день сложились. Мы категорически против этого. Нужно выровнять обложение всех секторов и обеспечить переток капитала из сырьевых секторов, секторов с высокой степенью добавленной стоимости. Как это сделать, я сказал в с воем выступлении. Это, конечно же, в первую очередь закон Ороелса, закон о налоге на добычу полезных ископаемых, 27 глава Налогового кодекса. В совокупности мы не зря их совместили вместе с налогом на прибыль. Два эти закона очень серьезно меняют в принципе инвестиционную политику в стране.
Это в совокупности по разным спорам, о оценкам Минфина примерно 200 миллиардов, по оценкам депутатов - 100-120 миллиардов, но это деньги, которые целевым образом пойдут в инвестиции, и обеспечится именно этот переток. Поэтому сегодня для нас задача номер один - повышение в структуре ВВП доли обрабатывающего сектора. Это, если хотите, элемент экономической стабильности, экономической безопасности страны. Вне зависимости от того, как будет колебаться цена на нефть на внешнем рынке, мы сможем устойчиво производить
валовой национальный продукт.
Жириновский В. В. Новые технологии, Вы их не назвали, наши технологии, наши ученые разработали, вам представлены предложения, они не внедряются. И по увеличению добычи энергоносителей, и по экономии электроэнергии. Чипы. Замените эти лампы дневного света
над вами, над головой висят. Один доллар стоит один чип, и 13 процентов экономии электроэнергии по всей стране. Поэтому мой вопрос в том, насколько, почему Правительство мешает внедрению новых технологий и увеличению государственного сектора в экономике нашей страны. Только таким путем мы можем добиться успеха. То, что сейчас делается Правительством, мы успеха не добьемся.
Греф Г. О. Владимир Вольфович, на самом деле тема такая, я бы сказал, глубоко профессиональная. Если в ней разбираться, нужно садиться с таблицами, только таблиц я вам передал 19 листов. За 15 минут доклада сделать полный обзор состояния основных фондов очень сложно. Лекарство от этой болезни, я сказал, только одно - инвестиции. Других лекарств не существует. То, что Правительство разрушает, не подтверждается цифрами.
Рост инвестиций в прошлом году, я вам назвал цифру, 17,5 процентов. В этом году, первый квартал, 6 процентов. Вопрос в другом, сейчас, политика стимулирования инвестиций недостаточна, согласен с вами. Как ее стимулировать дальше? - Да только при помощи главного рычага - налогового и таможенного. Эти рычаги в полной мере задействуем. Если вы нас поддержите, при принятии налога на прибыль, еще раз повторяю, ситуация кардинально
изменится.
Что сегодня происходит? Ряд регионов, Мордовия, - налог на прибыль, льгота 15 процентов. 4 процента составляет в Мордовии налог на прибыль. Да, конечно, это внутренний офшор. Что, это стимулирует инвестиции? Ни в коем случае! Просто освобождается прибыль, которая уходит реально на потребление и куда угодно.
Что мы предлагаем - нужно перестать давать возможность регионам устанавливать необоснованные льготы. Инвестируют - давайте льготу. Внесли это в качестве закона. Вы нас поддержите - радикально ситуация изменится, это будет то, о чем вы, Владимир Вольфович, сказали.
Как только рубль вложен в энергосберегающие технологии - получи освобождение от налогов.
Рубль вложен в новые технологии - получи освобождение от налогов. Рубль вытащен, как это сегодня происходит, вытащен на потребление - получи налог. Только и всего.
Вы нас поддержите - в этом состоит наша политика, - это станет реальностью. Увеличатся инвестиции, - в будущем году мы это увидим.
Коломейцев Н. В. Герман Оскарович, вот если посмотреть историю выхода из кризиса в Японии, США, Германии, - там государство, за счет преференций делало базовые точки роста. Посмотрите, что происходит у нас. У нас инвестиционная составляющая бюджетной политики -
ноль.
У нас, в программе внешних заимствований, гарантии Правительства убраны совсем. У вас там консультационные услуги, компьютерная техника и ни Бог весть что. Скажите, пожалуйста, какие конкретные меры ваше министерство предлагает в проекте бюджета на 2002 год для того, чтобы те тенденции, которые вы охарактеризовали, закончились не мониторингом, а преференциями Правительства. Спасибо.
Греф Г. О. Хороший вопрос. Я еще раз обращаю ваше внимание на то, что сегодня проекта бюджета еще нет. Основные параметры будут рассмотрены Правительством завтра. Вот все, что мы получим в этих основных параметрах на инвестиции, из этого и будет складываться наша политика. Параметры мы не готовим, параметры складываются из наших текущих обязательств. Когда их все вместе складываешь, остается, что для инвестиции там места нет, к сожалению, это объективная ситуация.
Теперь в отношении точек роста. Я уже много раз рассказывал про опыт нескольких стран, в том числе Франция, в том числе Южная Корея. Точки роста, в которые были направлены огромные количества инвестиций, привели к тому, что, скажем, во Франции из 5 точек роста - 3 были ошибочными. Это выброшенные на ветер бюджетные деньги.
Ключевая задача здесь - это снижение налогового бремени для всех отраслей. Какую отрасль мы будем датировать? Сразу же отвечаем. Конечно, оборонно-промышленный сектор, конечно, авиацию и автомобилестроение.
Я прошу прощения, в этом году у нас микробиология растет темпом 70 процентов, 70 процентов, к уровню, конечно, прошлого года и позапрошлого года. Мы хотим микробиологию уничтожить у себя?
Дальше. Биотехнология. У нас в этом году растет наиболее высокими темпами из всех отраслей новой экономики. Мы будем ее уничтожать? Дело в том, что любые дотации означают увеличение налогообложение этих секторов. На наш взгляд, это не, вполне правильная политика. Нужно, в первую очередь, привести налоговое законодательство в общий стимулирующий режим инвестиций, это главная цель.
Затем. Я уже сказал, что сейчас мы усиленно работаем над тем, чтобы к концу года внести на ваше рассмотрение специальные налоговые режимы по стимулированию высокотехнологичных отраслей.
Все новации, все новые технологии, все, что связано с развитием прикладной науки, должно быть простимулировано вне зависимости от отраслей. Это второе направление.
И третье направление. Это структурные реформы в промышленности. Авиация. К сожалению, на сегодняшний день оперировать свободно этим сектором мы не в состоянии. Вы знаете,
что у нас в авиации меньше 30 процентов собственности. Поэтому нам приходится, у нас очень тяжелое обсуждение по авиации.
Но, тем не менее, будем всячески государственными мерами стимулировать к созданию крупных холдингов, чтобы идти по пути Боинга-РБС, космической авиакорпорации европейской с тем, чтобы простимулировать создание нескольких крупных холдингов, которые бы смогли выжить в рыночных условиях.
Предпринимаем сегодня усилия по международной кооперации, чтобы максимально привлечь инвестиции в эти отрасли.
Сегодня совещание у Президента по реструктуризации автомобильной отрасли.
Я уже сказал о федеральной целевой программе по реструктуризации оборонно-промышленного сектора. Пять федеральных целевых программ будем принимать с тем, чтобы реструктурировать этот сектор экономики, наконец.
Но я не вполне согласен, что нечего, еще есть чего. Вот если не будем реструктурировать, я уже говорю, по авиации мы уже опоздали. Это нужно было делать пять лет назад. На сегодняшний день почти опоздали, но еще есть возможность при концентрации всех усилий, в том числе Государственная Дума, мы без вас там шага сделать не сможем, нужно будет принимать законы. Только в результате вот такой согласованной политики мы еще сможем спасти несколько высокотехнологичных отраслей.
Вот, собственно говоря, три ключевые сферы направления усилий Правительства, которые мы предлагаем вам одобрить, потому что без принятия вами законов мы это не сможем сделать.
Митрофанов А. В. Уважаемый Герман Оскарович, вот перед Путиным и вами стоят примерно те же проблемы, которые стояли перед Сталиным и Бухариным в 1927 году. Надо было индустриализировать страну и получить новую технологию. Было три источника: иностранцы, государство и частник. И Сталин выбрал государство, потому что понимал, что иностранцы денег не дадут, а частник строить Турксиб не будет. Жестко, но, так сказать, индустриализировал страну.
Вот вы признаете, что главным инвестором по длительным инвестициям может быть только государство? Никакие иностранцы не притащат сюда деньги.
В том числе и по политическим соображениям. В Чехию дадут. Дадут в Прибалтику, но к нам не дадут. И частник наш пока не готов играть в длинную, он боится, на на 5-10 лет пока нет этих людей и тех...
Греф Г .О. Не согласен, что только государство. Если вы нам покажете источник инвестиционных ресурсов государства, мы с удовольствием им воспользуемся. Нет ресурсов у государства. Пенсионный фонд, вы знаете не хуже меня, пенсионные деньги будут задействованы тоже. Но это вопрос не одного дня. И гарантий пенсионерам в первую очередь - это целью является не пополнение инвестиционных ресурсов, а сохранение ресурсов для пенсионеров.
Считаю, что источником могут быть все три названных вами. Считаю, что ключевая роль здесь принадлежит государству не как инвестору, а как регулятору инвестиционного и налогового климата.
Рыжков Н. И. У меня вопрос к Герману Оскаровичу. Мы считаем, что это важнейший вопрос нашей жизни, реальной жизни. И второе, это техногенные катастрофы, которые уже настигают
нас повсеместно везде. Мы 20 апреля провели III-й съезд товаропроизводителей, где специально рассматривали этот вопрос. Было 450 директоров. Мы вас приглашали. Вы не пришли. Мы приглашали заместителя министра. Вы не пришли. Почему вы не хотели послушать директоров, которые реально понимают, что происходит в этом отношении в стране? Это первое.
Второе. Вы сказали, что надо найти механизм перетока сырьевые в обрабатывающие. Я с вами согласен. Только надо найти.
Вы сказали, что надо поддержать налог на прибыль и т.д. Я думаю депутаты тоже вас поддержат.
Но есть вопросы, которые дают возможность найти средства. И вот как раз мы говорили месяц назад об этом 20 апреля. Первое. Деньги населения. Почему они не используются? Почему нет доверия? Второе. 40-60 миллиардов долларов находится в чулках у населения. Почему не найти механизм, чтобы привлечь эти деньги? Третье. 25 миллиардов долларов ежегодно уходит из нашей страны. Почему не найти механизм, чтобы эти деньги работали в нашей стране? И таких предложений было много, которые дают возможность действительно найти инвестиции. Я с вами согласен, только инвестиции могут спасти положение, которое сложилось сегодня.
И справка. Я хочу сказать, в 1985 году я начинал работать Премьером, 45 процентов было изношенных...
Греф Г. О. Николай Иванович, по поводу моего отсутствия. Я планировал в графике, к сожалению, в последний момент произошла накладка мероприятий, даже сейчас не могу сказать что. Поэтому я извиняюсь за неучастие. Стараемся в таких мероприятиях принимать
участие.
Что касается механизма перетока. Я уже сказал, что в принципе этот механизм найден и уже предложен. Вот два принятых закона, 27 глава и налог на прибыль во многом начало создания этого механизма.
Второе, это банковский финансовый сектор. Третье, это общая положительная ставка отдачи на капиталов в промышленном секторе. Пока она не будет в общем положительной, перекрывающей реально, перекрывающей процент инфляции, не будет вкладывать деньги никто в реальный сектор экономики. А если государство будет вкладывать свои деньги, оно их потеряет. Поэтому главная задача - создание нормальных условий, чтобы промышленность генерировала прибыль, а не убытки. Вы знаете, что за 2000 год у нас сектор убыточных предприятий уменьшился на 40 процентов. Это очень важный показатель, но очень нестабильный. Нам нужно всячески пытаться поддержать его, в том числе спасибо за то, что в прошлом году приняли общее снижение налогового бремени на два процента. Я вам скажу, что на наш взгляд только благодаря этому в этом году мы получаем еще экономический рост. Только благодаря этому у предприятий еще сохраняется более или менее стабильная ситуация с оборотными средствами.
Теперь что касается инвестиций и возможностей, как вы говорите, их перетока, инвестиций денежных сбережений граждан и утекающих капиталов. Та же самая проблема, Николай Иванович.
Банковский сектор. Мы сейчас до конца года, я думаю, что внесем поправки в закон о банках и банковской деятельности, распространяющие гарантирование частных вкладов граждан на все банки, не только на Сбербанк. У нас появился один монополист, который монополизировал все частные вклады, 85 процентов частных вкладов. И он, при всем желании, не может их конвертировать в инвестиции, потому что машина неповоротливая. А для остальных банков, мы фактически создали привилегии для одного банка, закрыли путь для всех остальных банков. Система гарантирования частных вкладов во всех банках позволит это конвертировать.
Дальше. Целый ряд поправок в законодательство о банках и банковской деятельности и в Гражданский кодекс, которые мы должны обеспечить. На сегодняшний день у граждан есть право в любое время забрать свой вклад из банка. Зачем банку нужны такие короткие деньги? Вы сами говорите, нужны длинные инвестиции. Если гражданин вкладывает сегодня, скажем, тысячу рублей и завтра в любой момент их может забрать обратно, банк не может дать кредит больше чем на месяц, два, три, максимум год. Нужно предоставить возможность гражданам и банкам заключать договора, долгосрочные депозитные договора. Чтобы гражданин за повышенные проценты мог предоставить, мог отдать эти деньги минимум на год. Тогда у банка появятся длинные инвестиционные ресурсы. И еще целый ряд такого рода поправок.
Залоговое законодательство. У нас сегодня не существует залога, потому что у нас залоговые обязательства удовлетворяются в третью очередь. Как работать банкам с залогами предприятий? У предприятий нет ликвидных активов, есть какие-то залоговые активы, но они не могут служить обеспечением для кредитов, выдаваемых банками. Опять проблема наша с вами. Государственная неотрегулированность этого процесса. Мы попытались защитить права, свои налоговые права, поставив их в первую очередь, нарушили права инвесторов. В результате фактически уничтожили кредитный сектор. Здесь есть институциональные проблемы, которые мы в этом году должны решать. Пока мы эти проблемы не решим, бессмысленно пытаться конвертировать сбережения в инвестиции или пытаться остановить отток капитала. Отток капитала при сегодняшней развитой банковской системе можно остановить только повышением прибыльности для этого капитала внутри страны и отсутствием боязни инвесторов о том, что за пределами страны этот капитал сохранится, внутри страны - нет. Тоже готовим целый ряд предложений. Думаю, в этом году мы внесем вам предложения по сокращению оттока капитала.
Сокол С. М. Николай Иванович уже сказал здесь, Герман Оскарович о том, что, к сожалению, не Минпромышленности, ни ваше министерство не были на этом съезде отечественных товаропроизводителей. А там ведь обсуждались вопросы, которые касаются основных фондов, да и состояния отечественного производства всего.
И, кстати, ход этих рассуждений вывел нас, координационный совет отечественных товаропроизводителей, к необходимости разработки закона о государственной поддержке отечественного товаропроизводителя. Как вы к этому относитесь?
Греф Г. О. Вы знаете, я к этому отношусь следующим образом: даже если пять раз сказать: сахар - слаще во рту не станет. Мы приняли огромное количество законов, которые не имеют предмета регулирования: о лизинге и так далее, и далее, процессы не идут. На мой взгляд, не нужно принимать закон о поддержке, нужно договариваться о действенных механизмах. Если у нас есть ресурсы, надо прописывать в бюджете эту поддержку. Мне не кажется, что
нужен специальный механизм какой-то, в законе тем более прописанный. Это можно прописать в законе о бюджете, все механизмы, начиная, в первую очередь, что поддерживает Правительство. Правительство поддерживает, в первую очередь, субсидирование процентных ставок банков по кредитованию. Вполне современные, очень удобные для предприятия механизмы, которые, в конце концов, не загоняют нас в неокупаемые проекты.
Я думаю, что я не открою для вас секрет, если скажу, что 90 процентов синдексированных кредитов под гарантии государства не возвращены. Если мы хотим дарить деньги кому-то, можем это делать просто в открытой форме: давайте напишем строчку в бюджете "дарение государственных средств частным лицам" и их подарим кому-то. Зачем это прикрывать? По факту, по факту это сегодня так. 90 процентов невозврата - это дарение средств. Субсидирование процентной ставки - самый лучший механизм. Давайте изыскивать на это средства и давайте прописывать это в бюджете. Больше ничего не нужно.
Никифоренко Ю. В. Уважаемый Герман Оскарович, уже подарки-то состоялись. Более 30 тысяч предприятий в частные руки передали, а толку нет, в бюджете крохи получаем от них, никто не отвечает. Вот скажите, пожалуйста, если у вас много таблиц, конкретика интересует, сколько потеряла страна, сократив загрузку производства, какова сумма ущерба и упущенной выгоды, которая происходит? А что касается инвестиций, пока не будет профессионалов в Правительстве, не получите денег Запада. Не доверяют демократам России на Западе. Сумма ущерба и упущенной выгоды из-за незагрузки производства за эти годы.
Греф Г. О. Я назвал цифру. На сегодняшний день у нас загрузка основных фондов 66 процентов. Считается нормальная загрузка, для разных отраслей на самом деле разная норма, но на уровне 80 процентов это хорошая загрузка. По состоянию наших основных фондов где-то 66, максимум 70 процентов - это потолок, который мы можем загрузить. Если говорить о цифрах ВВП, скажем так, 10 процентов, возьмем даже если 10 процентов загрузки еще при ВВП 10 триллионов, считайте, что это триллион рублей.
Севенард К. Ю. Герман Оскарович, из цифр, которые вы привели, следует, что объем инвестиций в основные фонды не соответствует сокращению объема износа основных фондов. Из этого следует, что инвестиции идут в основном в финансовые активы, а не в увеличение и реконструкцию производственной базы.
Но действительно ли это так? И исходя из этого, институт представителей государства в коммерческих структурах работает? Вы довольны работой представителей государства? И планирует ли Правительство создать эффективный инструмент контроля за состоянием использования собственности, в том числе федеральной? Институт планирования восстановить государства, без которого эффективное управление невозможно? Спасибо.
Греф Г. О. Отвечу очень коротко. Правильный вопрос. Состоянием не довольны. Меры планируем.
Сайкин В. Т. Герман Оскарович! Мнение Правительства как правило не сходится с мнением промышленников. Промышленники считают, что продолжается развал. У вас, так сказать, в вашем выступлении намечается вроде бы прогресс. Поэтому такой конкретный вопрос. Сколько ежегодно надо инвестировать промышленность в целом, и в течение которого времени, чтобы выйти на нормативно допустимый износ, какая-то норма должна будет существовать и как это выглядит с фактом сегодняшнего инвестирования? На сколько
затянется этот процесс и доживем ли мы до этого?
Греф Г. О. Но не вполне согласен с выводом о том, что выводы промышленников противоречат выводам Правительства. Я этот тезис много раз слышал. Я не согласен с этим. Потому что это объективная информация и темпы роста и темпы роста инвестиций. И я достаточно много бываю на предприятиях и вижу картинку. Видел ее пять лет назад, вижу сегодня. Я думаю, что вы ее тоже видите. В основном сейчас проблема на предприятиях, если мы выровняем налоговые условия, будут сводиться к проблеме неэффективного менеджмента. Это в первую очередь то, о чем задавал вопрос предыдущий депутат, в отношении эффективности государственного менеджмента. Конечно, здесь есть над чем поработать. Государство пример во многом в корпоративном поведении в управлении своими
предприятиями для остального рынка и показатель для фондового рынка.
Что касается объемов инвестиций. Знаете, я вам скажу еще одну вещь. Объем инвестиций напрямую связан с тем, о чем я сказал до этого, с эффективностью управлением инвестициями. Можно проинвестировать огромные суммы денег, допустим, как это у нас делали банки, проинвестировать в основные средства банковского капитала и построить миллиардные офисы и от этого состояние основных фондов не изменится. Цифрами оперировать здесь очень сложно, важна эффективность направления инвестиций. И поэтому крайне важна структура затрат, которая учитывается в себестоимости. Поэтому мы говорили, что меры государства должны быть не веерными, не разбросанными по территориям, а сконцентрированы на тех производственных фондах, которые несут добавленную стоимость
экономике. Вот это - основная проблема. И на этом мы должны сосредоточиться, в том числе при принятии этих налоговых законов. Это будет стимулировать эффективные инвестиции, это будет стимулировать сниженный износ.
Юдин В. И. Герман Оскарович, рассматривали ли в Правительстве положение законов "О потребительской кооперации" общества кредитного взаимопощи и положения Налогового кодекса, которые вошли с 1 января 2001 года в действие? Поскольку здесь речь идет о большой льготе ухода от налогов. Это так, по крайней мере, квалифицируют сегодня. Еще раз повторяю, рассматривался ли вопрос о положении законов "О потребительской кооперации" и Налогового кодекса в целях ускоренного развития хозяйственного комплекса России?
Греф Г. О. Я прошу прощения, не очень понял вопрос. Закон "О потребкооперации" и что?
Юдин В. И. Речь идет о том, что вступило в силу положение пай и займ не облагаются налогом, вот я о чем говорю. Это удар по бюджету по полной, как говорится, копеечке. Рассматривался ли этот вопрос в Правительстве? Если Правительство считает, что это нормальное явление, то есть программы, которые сегодня уже находятся у вас на столе. Прошу в срочном порядке их рассмотреть.
Греф Г. О. Хорошо, спасибо. Я специально посмотрю по налогообложению паев.
Астраханкина Т. А. Уважаемые коллеги, начну с вопроса к вам. Вы любите свою родину Россию? Полагаю ответ один - да. Так почему же мы не бережем страну?
Почему по нашей, во многом, вине из-за политики последних лет ведем страну к катастрофам и бедам? Почему у нас такие бесцветные, не переживающие, инертные, не озабоченные министры, чья цель одна - лишь бы уцелеть самим?
Данным "правительственным часом" я хотела не чью-то серость показать, а привлечь ваше внимание к проблемам состояния и развития основных производственных фондов в Российской Федерации, в промышленности страны. И особенно в отраслях топливно-энергетического комплекса, учитывая его базовую роль в экономике страны. Практически обмен мнениями уже состоялся, и я позволю себе остановиться лишь на констатации некоторых общих тенденций, сделать некоторые выводы и предложения, выделив, опять-таки, положение в топливно-энергетическом комплексе страны, поскольку это и базовая отрасль экономики, да и зима не за горами.
Говоря об отраслях ТЭК в целом необходимо подчеркнуть, что лишь поддержание существующего уровня мощностей этого комплекса, то есть обеспечение простого воспроизводства, требует в ближайшем пятилетнем периоде более 60 миллиардов долларов, в том числе на поддержание мощностей нефтегазового комплекса - около 40 миллиардов долларов. В различных отраслях ТЭК происходит одновременное снижение, как объемов вводов оборудования, так и его вывода в демонтаж. В настоящее время значительная часть полностью изношенного с нулевой остаточной стоимостью оборудования в России продолжает эксплуатироваться без начисления амортизации. В демонтаж выводится полностью физически изношенное, не пригодное к дальнейшей эксплуатации оборудование. Причем, его выведение происходит без учета факторов экономической эффективности, зачастую в эксплуатации остается убыточно работающее оборудование, и его доля непрерывно растет.
Имеет место частичная подмена ремонтами технического перевооружения и реконструкции, при проведении которых увеличение восстановительной стоимости не происходит. Следует отметить, что по оценке специалистов доля подобного техперевооружения и реконструкции составляет 50 процентов.
В настоящее время в отраслях ТЭК практически полностью отсутствуют четкие и жесткие правила по выводу оборудования из эксплуатации. Чаще всего эти правила не регламентированы и носят рекомендательный характер.
При сохранении существующей энергоемкой отраслевой структуры экономики рост цен, необходимый для простого воспроизводства мощностей ТЭК, как показывают результаты межотраслевого моделирования, должен привести к увеличению годового уровня инфляции на 6-7 процентов, и обусловив снижение темпов роста валового внутреннего продукта примерно на одну треть, по сравнению с прогнозируемой величиной. То есть, вместо 5-6 процентов, годовые темпы роста ВВП могут снизиться до 3-4 процентов. И это должно беспокоить всех. Поэтому, я сейчас перейду все-таки, к предложениям в части законодательного обеспечения решения данной проблемы.
В сфере регулирования отношений, касающихся основных производственных фондов предприятий, я считаю необходимым предложить Правительству Российской Федерации подготовить и представить в Федеральное Собрание проекты законов. Первое: об электроэнергетике Российской Федерации, о государственной программе развития основных фондов в топливно-энергетическом комплексе. Необходима действенная реализация федеральной программы по энергосбережению во всех секторах ТЭК.
В целях устранения существующих искажений с состоянием основных производственных фондов, необходимо внести изменения и дополнений в закон "О бухгалтерском учете в Российской Федерации", внести предложения по изменениям и дополнениям в Налоговый кодекс, в части применения дифференцированных ставок, стимулирующих развитие малоэнергоемких и высокорентабельных отраслей машиностроительного сектора промышленности.
Необходимо снятие ограничений по размеру необлагаемой налогами прибыли направляемой на техническое перевооружение, иначе мы ничего с вами не достигнем.
Необходимо пересмотреть политику экспортных поставок и ориентированную на экспорт продукции энергоемких отраслей ТЭК, выделить инвестиционную составляющую в ... и направить эти средства, а также средства амортизационного фонда на техническое перевооружение, реконструкцию и создание новых предприятий топливно-энергетического комплекса.
Думаю, что даже небольшая часть, если реализуем, этих мер, позволит реально продвинуться в решение проблем технического перевооружения, как отраслей ТЭК,
так и в целом наших отраслей российской экономики. Благодарю за внимание.
|