Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
<!--Название рублики--> Внешнеэкономическая деятельность

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 1997-1999 гг. И РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА

Разразившийся в 1997 г. восточноазиатский финансовый кризис затронул всю мировую экономику, не обошел он стороной и Россию. В связи с этим возникает ряд вопросов: каковы общая схема вызревания, механизм распространения кризиса, роль процесса глобализации мирового экономического пространства; кто в результате кризиса выиграл, а кто - проиграл; кто "виноват" в возникновении столь мощных экономических эксцессов; случайно или закономерно попала Россия под воздействие международного кризиса?

Попытаемся нарисовать общую схему функционирования мировой экономики, что позволит ответить на обозначенные выше вопросы. Это тем более важно, что в научной литературе общая картина произошедших кризисных сдвигов пока просматривается недостаточно четко.

Внешнеторговые межстрановые цепочки и взаимозависимость развития национальных экономик. Основным каналом распространения кризисных процессов служат внешнеторговые связи. Причем кризис, возникший в отдельной стране, не только передается другим странам, но и "возвращается" обратно, только в иные сектора экономики; действуют как прямые, так и обратные связи. Начнем с прямых. Логика здесь следующая: если в какой-то стране импорт резко сокращается, то это означает невозможность реализации своей продукции странами-экспортерами, что и приводит к соответствующему уменьшению объема их экспорта. Если география импорта и экспорта стран мировой экономики сильно диверсифицирована, сокращение импорта в одной стране, принимая массовый характер и ухудшая общемировую конъюнктуру, затронет многие государства.

Рассмотрим обратную связь, по которой кризисное уменьшение импорта, пройдя по всей межстрановой цепочке импортно-экспортных операций, возвращается обратно - в исходную экономику. Механизмом, "включающим" указанную обратную связь, является так называемый закон Д. Юма, в соответствии с которым увеличение экспорта ведет к увеличению импорта. Фактически закон является внешнеторговым эквивалентом известного закона Ж.-Б. Сэя и имеет примерно ту же интерпретацию. Например, с финансовой точки зрения рост экспорта означает увеличение валютных поступлений в страну, что в свою очередь создает возможность увеличения валютных затрат на осуществление закупок по импорту. И наоборот. Закон Юма позволяет выстроить весь цикл распространения кризисных возмущений по мировой системе и их возврата в исходную страну: спад эффективного спроса в некоторой стране ведет к сокращению в ней спроса на импорт, уменьшение импорта влечет соответственное сокращение экспорта в странах-контрагентах; снижение доходов от экспорта в странах-контрагентах приводит к постепенному сокращению в них импортных операций; уменьшение импорта в странах-контрагентах имеет своим конечным следствием падение экспорта в стране, являющейся первичным источником кризиса. В свою очередь сужение внешнеторгового оборота уменьшает открытость национальной экономики, усиливая внутренний производственный спад.

Описанный процесс может усугубляться и тем, что рост импорта в ряде случаев способствует увеличению экспорта и наоборот. Это, как правило, связано с межотраслевыми взаимодействиями, когда закупка импортного сырья и оборудования может использоваться для развития некоторых экспортных отраслей (или для выпуска продукции, которая впоследствии будет использоваться в экспортном производстве). Разумеется, данная положительная связь между импортом и экспортом "работает" в обе стороны и рост экспорта может стимулировать рост импорта.

Конечно, закон Юма, как и ряд других экономических законов, не имеет всеобщего характера и не должен абсолютизироваться. В определенные моменты он может нарушаться, однако в большинстве случаев осуществляется.

Фундаментальные противоречия в развитии современной мировой экономики. Внешнеторговые цепочки являются традиционным механизмом интеграции отдельных стран в мировую систему. Однако современная мировая экономика характеризуется не только (и не столько!) свободной торговлей товарами и услугами, сколько свободным перемещением труда и капитала. Процентные ставки, валютные курсы и котировки акций в различных странах связаны самым тесным образом; мировые финансовые рынки оказывают огромное влияние на экономические условия, а международный финансовый капитал играет решающую роль в судьбах отдельных стран. Данная система очень благоприятна для финансового капитала, который может "идти" туда, где выше вознаграждение, что в свою очередь способствует дальнейшему росту мировых финансовых рынков. Следует отметить, что для развития мировой экономики требуется максимальная взаимозаменяемость факторов производства, что как раз обеспечивается межстрановой мобильностью капитала и информации.

Наибольшее значение и привилегированное положение финансовый капитал приобретает в силу своей большей мобильности по сравнению с физическими инвестициями: он может "избегать" страны, в которых подвергается высоким налогам и строгому регулированию. Это приводит к тому, что большинство стран мирового сообщества стремится привлечь и удержать капитал, потому задача создания условий, привлекательных для капитала, приобретает все большее значение в сравнении, например, с социальными целями. Это одно из фундаментальных противоречий в развитии мировой экономики. Другое фундаментальное противоречие заключается в том, что развитие мировой экономики не сопровождается развитием мирового сообщества, поскольку основной единицей политической и общественной жизни остается национальное государство. В результате интернациональный по своей сути процесс межстранового движения капитала зависит от национальной политики отдельных государств. Это противоречие мировой экономики выражено в противоречии между международными масштабами финансовых рынков и национальными границами политики их регулирования.

Особенность международных финансовых рынков проявляется в их нестабильности. Как известно, финансовый мир функционирует на основе доверия, в оно весьма аморфно. Стоит доверию пошатнуться вследствие каких-либо отклонений в национальной политике страны, как возникают вспышки панических настроений, массовое изъятие депозитов, "бегство" капитала. Если же финансовые рынки страны полностью открыты и подвержены "капризам" международных финансовых операций, то это может вызвать такую нестабильность, которую страна, зависящая от иностранного капитала, в ряде случаев выдержать не в состоянии. Создание международной регулирующей системы, способной стабилизировать международные финансовые рынки, является проблематичным. Кроме того, любая система регулирования может генерировать ошибочные решения в силу наличия рефлексивных взаимодействий. Таким образом, третье фундаментальное противоречие мировой экономики заключается в имманентной ей нестабильности международных финансовых рынков, способной спровоцировать национальный кризис.

Особо следует сказать об одном относительно "новом" источнике нестабильности финансовых рынков. Это так называемый "эффект богатства", заключающийся в том, что существенная часть богатства населения развитых стран вложена в акции. Это означает, что все больше растет склонность к инвестированию, а склонность к сбережению падает. Например, в США доля личных сбережений в располагаемом доходе домашних хозяйств в 1998 г. упала до 0,1% против 13% в 1975 г. Средний пакет акций американской семьи по величине сопоставим с ее годовым доходом; в Англии он составляет 65%, во Франции и Германии - около 20% этого дохода. В случае затяжного ухудшения ситуации на фондовом рынке настроения акционеров круто меняются, резко повышается склонность к сбережениям, склонность к инвестированию, наоборот, падает, начинается изъятие капиталов, что означает дальнейшее ухудшение положения на рынке акций.

Важнейшим фактором, определяющим полярную структуру международного рынка капиталов, является так называемый закон Дж. М. Кейнса, который иногда еще называется основным психологическим законом потребления (накопления). Его содержание состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход. В результате доля инвестиций в совокупном реальном доходе возрастает.

Именно в такой формулировке основной психологический закон накопления является наиболее наглядным для дальнейшего рассмотрения современной структуры мирового рынка капиталов. Последняя определяется структурой самой мировой экономики, состоящей из двух сегментов: "богатых" (высокоразвитых) и "бедных" (слаборазвитых) стран. Страны, принадлежащие к разным группам, принципиально различаются прежде всего по уровню реальных доходов населения. Этот факт является определяющим при формировании мирового рынка капиталов, так как более богатые страны в силу основного психологического закона потребления обладают большими возможностями в осуществлении масштабных накоплений и инвестиций. Достигнутый ими достаточно высокий уровень жизни позволяет высвобождать большую долю ВВП для инвестиций. Бедные страны испытывают острый недостаток капиталов.

Одновременно с этим имеется и большая разница в норме прибыли на капитал, функционирующий в этих странах. Так, в развитых странах более высокая заработная плата населения, что при прочих равных условиях приводит к уменьшению отдачи от инвестиций. Кроме того, расширение там традиционных производств требует повышенных усилий. Слаборазвитые и развивающиеся государства имеют дешевую рабочую силу, что способствует росту прибыли на вложенный в их экономику капитал; имеются и свободные экономические ниши, требующие заполнения. Это приводит к тому, что формируется двухполюсная мировая экономика: переполненные капиталом богатые страны и бедные страны, испытывающие инвестиционный голод. Капитал, стремящийся в сферы с более высокой нормой прибыли, имеет естественную тенденцию к перемещению из богатых стран в бедные. В современных условиях, когда любой капитал легко перераспределяется посредством международных финансовых рынков, указанная тенденция многократно усиливается.

Интегрированность внешнеторговых процессов и рынки капиталов. Внешнеторговые операции тесно переплетены с рынком капиталов. Платежный баланс страны представляет собой сумму торгового баланса, а также баланса по движению капиталов и равен нулю. В реальности говорить о полной сбалансированности валютных отношений нельзя: платежный баланс почти всегда имеет либо положительное, либо отрицательное сальдо. Однако систематические сильные отклонения от равновесия также недопустимы, ибо это автоматически означает кризис во внешнеэкономической деятельности страны. Фактически отрицательный платежный баланс служит индикатором нарастания кризиса в данной стране.

Наиболее интересными являются возникающие разнонаправленные тенденции в торговом балансе и балансе по движению капиталов. Например, если торговый баланс отрицателен, т.е. импорт больше экспорта, то нехватка иностранной валюты компенсируется положительным балансом по движению капиталов, когда их ввоз превышает вывоз. Таким образом, благодаря международному рынку капитала компенсируются внешнеторговые проблемы страны.

Рассмотренная ситуация является типичной для предкризисного периода, когда происходит зацикливание экономического развития. Общая его схема такова. Заниженный валютный курс вызывает повышенный спрос на валюту и стимулирует импорт. Торговый баланс ухудшается и может стать отрицательным. Компенсация валютного "голода" достигается благодаря ввозу капитала из-за границы. В этот момент мировой рынок капиталов выступает в качестве амортизатора внутренних проблем страны. Однако приток в страну иностранных капиталов может быть использован по-разному. Он может направляться на развитие отечественного производства, в том числе его экспортной составляющей, или же на осуществление торговых операций включая импорт. Учитывая, что в нормальных условиях торговля импортными товарами зачастую надежней и прибыльней производственной деятельности, иностранный капитал по большей мере может использоваться на эти цели. Если рост импорта не сопровождается соответствующим увеличением экспорта, то это автоматически порождает потребность в дальнейшем притоке капитала из-за рубежа. В такой момент мировой рынок капитала начинает поддерживать и усугублять негативные тенденции, сложившиеся в национальной экономике. Таким образом, формируется цикл "приток иностранного капитала - увеличение импорта - увеличение потребности в иностранной валюте - приток иностранного капитала". Разорвать сложившийся порочный круг можно с помощью девальвации национальной валюты, что, как правило, и происходит в разгар кризиса. Условием, способствующим обвальной девальвации, является искусственная поддержка государством заниженного валютного курса.

Модель "центр - периферия" мирового рынка капитала и роль финансовых рынков в развитии международных кризисов. Современные представления о функционировании мировой капиталистической системы, ее пороках и механизме "раскручивания" международного кризиса базируются на модели строения мирового рынка капитала, предложенной Дж. Соросом1. В соответствии с этой моделью общую схему свободного движения капитала можно представить в виде гигантского круговорота, всасывающего капитал в финансовые рынки в центре системы и перекачивающего его на периферию. Ее можно назвать моделью "центр - периферия", или атомистической. Центр этой модели изначально "страдает" от избытка капиталов, свойственного наиболее развитым западным странам. Однако помимо собственных капитальных ресурсов он использует также и "чужие" частные капиталы, идущие из "третьих" стран. Для таких капиталов центр служит каналом их временного аккумулирования для дальнейшего перераспределения обратно - на периферию. Перекачивание денег может идти как непосредственно (с помощью кредитов и портфельных инвестиций), так и косвенно (через транснациональные корпорации).

Безусловно, модель "центр - периферия" имеет географическую окраску: финансовые рынки периферии расположены в слаборазвитых и развивающихся странах; финансовый центр представлен наиболее развитыми западными государствами. Однако, несмотря на это, атомистическая модель мирового рынка капиталов в целом имеет внетерриториальный характер, так как в принципе неважно, где конкретно располагается финансовый центр - в Лондоне или Нью-Йорке (именно здесь находятся международные финансовые рынки), в Вашингтоне, Франкфурте или Токио (здесь определяется мировое предложение денег) или в оффшорных зонах (здесь сосредоточена наиболее активная и мобильная часть мирового финансового капитала).

Несмотря на свою простоту, модель "центр - периферия" является ключом к пониманию всего механизма функционирования современной мировой экономики. Центр предоставляет капитал, а периферия его использует; правила игры действуют в пользу центра. Это обусловлено тем, что именно в финансовом центре, представленном индустриально развитыми государствами, закладываются основные направления эволюции мировой экономики и вырабатываются общие правила игры. В обычных условиях такая система довольно эффективна: страны периферии, нуждающиеся в международных инвестициях, открывают свои рынки, и центр свободно перекачивает в них необходимую массу денег. Однако при возникновении в странах периферии кризисных ситуаций капитал меняет направление движения и начинает уходить из них в сторону центра. До определенного момента такой разворот инвестиционного потока полезен центру, так как последний буквально переполняется капиталом, что создает благоприятные условия для ускоренного экономического роста в государствах, его представляющих. Однако если кризис в странах периферии слишком глубок, то их бедственное положение исключает возможность высокорентабельного приложения международных капиталов, ведет к перенакоплению капиталов в странах центра, невозврату кредитов, деградации внешней торговли. Это становится невыгодным центру, который тоже рискует оказаться в состоянии кризиса. Положение усугубляется тем, что суверенные государства выполняют всего лишь роль клапанов в мировой системе циркуляции международного капитала: когда на мировых финансовых рынках наблюдается период экспансии, клапаны открываются, но когда деньги движутся в обратном направлении, клапаны преграждают им путь, вызывая сбой в системе.

Преодоление международного кризиса также имеет свою этапность, и даже после того, как центр выйдет из фазы кризиса, на периферии еще долго будет оставаться напряженность.

Проблема дезинтеграции мировой капиталистической системы. Открытость стран мирового капитализма ведет к чрезвычайно сложным валютным отношениям. В ряде случаев сбои в этой системе могут быть катастрофическими, поэтому существует постоянная опасность, что если трудности, переживаемые странами периферии, будут затяжными, то некоторые из них будут переходить к политике автаркии и "закрывать" свою экономику. Таким образом, интегрированность страны, относящейся к финансовой периферии, в мировую экономику чревата постоянной опасностью возникновения в ней катастрофического кризиса. Однако и попытка выйти из "игры" таит в себе еще большие опасности. Движение капитала невозможно полностью приостановить, и он начнет покидать страну нелегальными способами, в результате чего национальная экономика будет просто обескровлена. Одновременно с этим обособление одной страны автоматически нанесет удар по другим странам, имеющим с ней внешнеторговые отношения. Кроме того, если политика изоляционизма хотя бы частично оправдает себя, у нее могут найтись последователи, что еще больше затруднит попытки других стран поддерживать открытость своих рынков. Неспособность нынешних международных кредитно-денежных институтов удержать систему от распада только усугубляет положение.

Еще одним фактором, способствующим дезинтеграции системы мирового капитализма, являются слишком неравные отношения между центром и периферией, что создает дополнительное напряжение. Перечисленные факторы дезинтеграции в кризисные периоды усиливают отток капитала с периферии в центр. Учитывая, что мировая система строится в соответствии с моделью "центр - периферия", кризис и процесс дезинтеграции оказываются "размазанными" во времени и пространстве. Это означает, что в разгар международного кризиса вспышки локальных (национальных) кризисов и процесса дезинтеграции системы будут распространяться по цепочке, охватывая в разные периоды времени различные страны: сначала страны периферии, затем - центра. Если депрессия все же докатится до "сердцевины" центра - США - и примет слишком серьезные масштабы, то можно ожидать развала всей мировой финансовой системы и международной системы торговли.

Таким образом, внешнеторговые каналы распространения кризисов дополняются международным рынком капиталов, с помощью которого внутренние проблемы одной страны (или группы стран) могут быть спровоцированы и многократно усилены.

Финансовый капитал как источник кризиса; асимметрия в отношениях "кредиторы - должники" и роль международных регулирующих органов. Главная причина возникновения современных международных кризисов состоит в периодически возникающем нездоровом расширении активности международного финансового капитала в некоторых регионах мира. В последнее время сановным каналом трансферта финансовых средств в бедные страны были кредиты коммерческим структурам и портфельные инвестиции в государственные облигации и ценные бумаги частного сектора. Если такой процесс принимает гипертрофированные формы и не подкреплен реальными возможностями заемщиков, то на определенном этапе финансовые институты начинают изымать капиталы из соответствующей страны. В результате правительства таких неблагополучных стран оказываются вынуждены поддерживать стабильный валютный курс в условиях оттока портфельных инвестиций и роста спроса на иностранную валюту со стороны местных фирм, стремящихся к погашению своих валютных долгов. Зачастую, когда масштабы оттока капиталов и кредитной задолженности оказываются слишком большими, правительство не справляется с ситуацией, происходит девальвация национальной валюты с последующим вхождением экономики в полосу кризиса. Затем срабатывает рассмотренная выше схема "перенесения" национального кризиса по внешнеторговым каналам и каналам международных рынков капитала в другие страны.

Как уже отмечалось, кризис возникает из-за ошибок в кредитном и инвестиционном процессах. Такие ошибки являются результатом действия двух однонаправленных тенденций: безоглядного привлечения иностранного капитала хозяйственными субъектами стран-должников и столь же безоглядного вложения финансовых средств в высокоприбыльные, но сомнительные по надежности активы хозяйственными субъектами стран-кредиторов. Между этими тенденциями устанавливаются взаимоподдерживающие связи, что позволяет им развиваться в течение длительного времени. Но что же лежит в основе столь невзвешенных действий двух сторон кредитно-инвестиционного процесса?

Ответ на поставленный вопрос следует искать в несовершенстве системы как национального, так и международного регулирования рынка капиталов. Относительно заемщиков можно утверждать, что они всегда тяготеют к политике получения чрезмерныx кредитов. Умерить их аппетит может только жесткая система ответственности за полученные средства. Однако опыт показывает, что даже наличие такой системы не снимает проблемы, поэтому на уровне национальной экономики кредиторы различными способами дополнительно страхуются от всяких нежелательных событий. Все это не устраняет, хотя и уменьшает риски кредитов.

Таким образом, в рамках национальной экономики действует система симметричной ответственности должников и кредиторов за осуществление нормального кредитного процесса. В международной практике ситуация обстоит несколько иначе: Международный валютный фонд (МВФ) поддерживает асимметрию в отношениях "кредиторы -должники", заключающуюся в том, что МВФ к должникам относится гораздо жестче, чем к кредиторам. Как правило, должникам навязываются довольно суровые условия, в то время как к кредиторам аналогичных требований не предъявляется.

Существует несколько причин такого отношения МВФ к кредиторам и должникам. Во-первых, наказание кредиторов во время кризиса нанесет большой ущерб западным банкам и может подорвать всю международную финансовую систему, сохранение которой является основной задачей МВФ. Во-вторых, МВФ нуждается в сотрудничестве с коммерческими кредиторами, чтобы обеспечить успех своим программам; собственных средств МВФ не хватает для того, чтобы выступать в качестве кредитора последней инстанции. В-третьих, МВФ контролируется странами финансового центра мировой экономики, а наказание кредиторов противоречит их интересам.

Таким образом, при отсутствии асимметрии проблематично обеспечить достаточные объемы международных инвестиций, а ее наличие провоцирует безалаберные действия кредитных институтов, которые в конечном счете выражаются в возникновении ничем не подкрепленных международных инвестиционных бумов, завершающихся национальными долговыми и экономическими кризисами. Изменить действующую систему можно путем перекладывания определенной доли убытков, возникающих в ходе кризисов, на кредитные институты. Однако реализация этого подхода требует серьезного реформирования современной международной кредитной системы, что весьма проблематично.

К сказанному добавим, что исходным пунктом, дезориентирующим международных кредиторов, все же является национальная экономика с ее специфическими хозяйственными механизмами. Однако многообразие национальных "дезориентирующих механизмов" столь велико, что выявить какую-либо закономерность в этой сфере нельзя; конкретный случай азиатских стран будет рассмотрен ниже.

Роль девальвации национальной валюты в развитии финансового кризиса. Как правило, мощный импульс развитию кризиса в стране дает процесс девальвации национальной валюты. Сама же девальвация, как было сказано выше, возникает в результате оттока капиталов из страны и нарушения исходного баланса между национальной и иностранными валютами. Каким же образом процесс девальвации генерирует спад в национальной экономике и как это сказывается на мировой экономике? При девальвации эффективность экспорта увеличивается, а эффективность импорта, наоборот, падает. Следовательно, девальвация национальной валюты автоматически подрывает позиции импортоориентированного сектора экономики и стимулирует развитие экспортоориентированных производств. При резкой и сильной девальвации эта тенденция приводит к переливу капитала из сферы импорта в другие сектора экономики и перестройке всей производственной структуры национального хозяйства.

Перестройка такого рода не может быть проведена в сжатые сроки, что вызывает временную экономическую депрессию, которая поддерживается сократившимся внутренним эффективным спросом. Уменьшение этого спроса является прямым следствием международной открытости национальной экономики: внутренние цены на многие товары жестко привязаны к мировым ценам и при растущем валютном курсе автоматически повышаются. В условиях жесткой монетарной политики это приводит к падению покупательной способности населения и ухудшению конъюнктуры; при либеральной монетарной политике раскручивается спираль высокой инфляции, которая сама по себе является барьером для экономического роста и стимулирует производственный спад.

Несмотря на то, что девальвация создает благоприятные условия для развития экспорта, роста последнего может и не быть. Во-первых, объем экспортоориентированного производства жестко ограничен потребностями мирового рынка, а эти потребности достаточно стабильны; во-вторых, имеется множество барьеров, препятствующих свободному переливу капитала в экспортные отрасли.

Одной из причин, способствующих девальвации, являются накопившиеся диспропорции в рентабельности импорте- и экспортоориентированных секторов экономики. Как правило, в предкризисный период существуют заниженный валютный курс и завышенная эффективность импорта по сравнению с экспортом. В этом смысле девальвация способствует выравниванию отраслевых норм прибыли и зачастую оказывается неизбежной.

Общая схема протекания международного финансового кризиса. Выше рассмотрены в "обратном" направлении все основные фазы развития международного кризиса. Теперь подытожим сказанное, двигаясь в "прямом" направлении - от момента зарождения национального кризиса до его трансформации в международную форму. Весь процесс разбивается на несколько стадий.

Первая фаза - преддверие кризиса. Национальная экономика функционирует достаточно успешно, чтобы привлекать международные капиталы, опираясь на которые, она еще больше усиливает свои позиции. Вместе с тем уже на этом этапе имеются серьезные внутренние проблемы в развитии отечественного бизнеса, которые в значительной степени скрыты из-за высокой инвестиционной активности. Международные инвесторы, не учитывая внутренних проблем страны, продолжают вкладывать средства в экономику.

Вторая стадия - развитие долговых тенденций. Внутренние проблемы страны - реципиента капитала приводят к тому, что снижается эффективность многих видов деятельности и нарушается естественный баланс между собственными и заемными средствами в большинстве экономических структур. Для предотвращения банкротства необходимо еще больше привлекать средства из-за рубежа. Одновременно с этим курсирующие в национальной экономике иностранные капиталы стимулируют импортные операции, что подхлестывает спрос на иностранную валюту и еще больше осложняет валютно-долговые проблемы.

Третья - потеря доверия международных инвесторов. Внутренние проблемы национальной экономики обостряются настолько, что уже становится невозможно предотвратить падение прибыльности на вложенный капитал. Это приводит к переоценке международными инвесторами сложившейся ситуации и ведет к смене их политики: приток международных инвестиций прекращается, что еще больше обнажает проблемы страны-реципиента.

Четвертая - массовый отток международных капиталов. Нехватка капитала и сбои во внутреннем хозяйственном механизме страны-реципиента приводят к ухудшению всей экономической ситуации, государство пытается взять ситуацию под контроль, накаляется политическая обстановка, и международные инвесторы теряют доверие к данному региону и начинают изымать свои капиталы. Власти предпринимают попытки воспрепятствовать вывозу капитала, что окончательно дискредитирует их в глазах зарубежных инвесторов.

Пятая - девальвация национальной валюты. Изъятие портфельных инвестиций и закрытие международных кредитных линий приводит к резкому росту спроса на иностранную валюту, которая к этому времени по большей части уже вывезена. Дисбаланс между спросом и предложением на валютном рынке страны-реципиента приводит к обвалу валютного курса и катастрофической девальвации национальной валюты.

Шестая - сокращение импорта. Девальвация национальной валюты приводит к падению эффективности импортных операций и резкому сокращению их объемов. Одновременно с этим начинается реструктуризация всей экономики, которая сопровождается экономическим, организационным и управленческим хаосом. Девальвация национальной валюты означает падение жизненного уровня населения, вследствие чего нарастает социальная напряженность. Все это дополнительно ухудшает инвестиционный климат и препятствует быстрому оживлению экономики.

Седьмая - сокращение общемирового экспорта и импорта. Уменьшение импорта в стране-реципиенте автоматически сокращает объемы экспорта в странах, имеющих с ней внешнеторговые связи. Падение экспорта в каждой из таких стран приводит к сокращению валютных поступлений, что подрывает валютное равновесие и в силу закона Юма, как правило, ведет к уменьшению импорта. Прокатываясь по всей мировой экономике, исходная волна кризиса приводит к уменьшению общемирового внешнеторгового оборота и спаду общей производственной активности. Чем глубже кризис в стране, являющийся его первичным источником, и чем сильней внешнеторговая взаимозависимость стран мировой экономики, тем сильней будут кризисные "отголоски" в других странах.

Восьмая - географическая переориентация потоков международных капиталов. Кризисные процессы в других странах в зависимости от их глубины будут стимулировать дальнейшее межстрановое перемещение капитала. Например, сокращение экспорта в некоторой стране, тесно связанной со страной источником кризиса, может негативно сказаться не только и не столько на ее импорте, сколько на валютном курсе, вызвав девальвацию еще одной национальной валюты. Это вызовет производственный шок, ухудшит инвестиционный климат и спровоцирует отток международных капиталов. Таким образом, отток капиталов может охватить целый регион, состоящий из многих стран. Вывозимые капиталы, поступив в финансовый центр мировой экономики, будут постепенно "расползаться" в другие регионы мира. Непрерывная межстрановая миграция капитала будет продолжаться вплоть до стабилизации общемировой экономической ситуации.

Девятая - затухание кризиса. По мере преодоления внутренних проблем странами, попавшими в полосу кризиса, восстанавливается доверие к ним со стороны международных инвесторов, и эти страны снова "подключаются" к международным финансовым рынкам.

Такова в общих чертах схема развития международного кризиса. Специфика национальных кризисов может менять течение международных кризисов, однако общая схема все же остается неизменной.

Общая характеристика международного финансового кризиса 1997-1999 гг. Основной причиной международного финансового кризиса 1997-1999 гг. явился разрыв между финансовой сферой мировой экономики и физической экономикой отдельных стран. Данный кризис имел специфические черты:

    его следует классифицировать как финансово-долговой, так как он связан, прежде всего, с высокой мобильностью краткосрочного иностранного капитала; он не был общеэкономическим, ибо его последствия для большинства стран мировой экономики проявились не столько в реальном, сколько в финансовом секторе; фактически сам кризис стал реакцией на непомерное раздувание фиктивного капитала по сравнению с развитием реального сектора экономики; его нужно относить к разряду локальных (региональных), так как им оказались охвачены в основном восточно-азиатские страны, Россия и Бразилия; он не является мировым, ибо промышленно развитые и центральноевропейские страны с переходной экономикой были затронуты им весьма незначительно.

Временные границы международного финансового кризиса датируются достаточно точно: начался он летом 1997 г. в Таиланде, откуда быстро распространился на другие страны, а фактически завершился весной 1999 г., когда Бразилия оправилась после девальвации реала, потери 35 млн. долл. золотовалютных резервов и первоначальной рецессии.

Схема вызревания кризиса почти во всех восточноазиатских государствах была одинакова. Недостаточно развитый рыночный механизм этих стран привел к тому, что соотношение задолженности к собственному капиталу оказалось крайне завышенным почти повсеместно, а финансовый сектор лишился прозрачности и здоровой основы. Так, среднее отношение задолженности к акционерному капиталу у 30 крупнейших южнокорейских конгломератов в 1996 г. составляло 388%, а у некоторых компаний оно доходило до 600-700%; к концу марта 1998 г. средний показатель вырос до 593%. Положение усугублялось тем, что корейские компании имели крайне низкую норму прибыли: по отношению к процентным платежам 30 крупнейших компаний в 1996 г. она была только в 1,3 раза выше, а в 1997 г. - составила 0,94.

Как только финансовый кризис принял свои очертания, изменилась региональная структура международных денежных потоков и потоков капитала. Инвесторы в массовом порядке стали "уходить" с рынков стран Восточной Азии, Латинской Америки и Восточной Европы в США, Западную и Южную Европу. Данный факт находится в полном согласии с положениями модели "центр - периферия". В результате в странах, охваченных кризисом, начались падение прибылей, рост банкротств, свертывание производства и капиталовложений, исчерпание портфеля заказов у строительных фирм, неустойчивость финансовых рынков и т.п. Все это привело к девальвации валют почти всех стран, затронутых кризисом. Исключение составили Китай и Гонконг, так как Китай к моменту кризиса обладал огромными валютными резервами, позволившими ему поддержать стабильность своей валюты и гонконгского доллара.

Негативное влияние кризиса распространилось и на мировую внешнюю торговлю, хотя это влияние и не имело разрушительного характера. Тем не менее в согласии с общей теорией произошло уменьшение экспорта ведущих стран Западной Европы в страны Юго-Восточной Азии.

Генезис и причины восточноазиатского кризиса. Основной причиной финансового кризиса в странах Восточной и Юго-Восточной Азии были изъяны в организации национального бизнеса, а также недостатки системы государственного регулирования, неадекватное вмешательство государства в процесс развития.

Исторически в большинстве азиатских стран при формировании базовых экономических структур, выполнявших роль "локомотивов" роста, были допущены перекосы, уходящие корнями в традиции фаворитизма, основанных на родственных, клановых и других связях, что, естественно, не соответствует законам современной рыночной экономики. "Тепличные" условия облегчили и ускорили экспансию этих структур. В то же время остались нерешенными проблемы отделения власти от собственности и собственности от управления, не была достигнута и необходимая "прозрачность" бизнеса. Это привело к тому, что под прикрытием государственного протекционизма большинство упомянутых структур проводило неосмотрительную финансовую политику, приведшую к образованию огромной краткосрочной задолженности. Наличие в экономике таких "проблемных" структур привело к потере доверия международных инвесторов и оттоку иностранных капиталов.

Положение усугублялось тем, что реальным двигателем экономического развития азиатских стран выступали именно такие базовые структуры, строящиеся по принципу финансово-промышленных групп (ФПГ): кайрецу в Японии, чеболы - в Корее, гванши -в Сингапуре и на Тайване и т.п. Возникновение подобных экономических институтов, тесно связанных с субъектами принятия политических решений, было обусловлено высокой степенью неопределенности прав собственности и отсутствием классических, свойственных западным странам юридических механизмов обеспечения выполнения контрактов. Устойчивость этих объединений и их связи с государственными органами придавали им черты идеальных объектов вложения средств как для национальных, так и для международных инвесторов: правительство обеспечивало финансово-промышленным группам рыночные преимущества, а в случае возникновения проблем ликвидности прикрывало их финансовые тылы.

Формируемый в азиатских странах "капитализм личных связей", основанный на сращивании политики и бизнеса, подавлял реальную конкуренцию, подчинял экономическую политику государства интересам крупнейших финансово-промышленных групп, стимулировал осуществление инвестиционных проектов, мотивированных не экономическими, а политическими приоритетами. Любопытно, что сращивание бизнеса и государства было достаточно эффективно в условиях нехватки капитала. Однако в условиях интенсивного прилива иностранных инвестиций снизились требования к эффективности использования денежных средств; сложилась практика реализации неэффективных, но выгодных правительственных инвестиционных проектов в Японии, Малайзии и других странах. Получив возможность привлекать иностранные кредиты и инвестиции в ценные бумаги, азиатские финансово-промышленные объединения не смогли обеспечить их эффективного использования. Завершающим звеном в развитии кризисных процессов в странах Юго-Восточной Азии явилась неэффективная экономическая политика. Причем ее эффективность блокировалась давлением со стороны ФПГ, которые, отстаивая свои узкие интересы, препятствовали реализации антикризисных мер государства.

Таким образом, азиатский финансовый кризис был национальным в том смысле, что он вызван внутренними особенностями развития экономики стран этого региона. Мировой же рынок капиталов обнажил и усилил недостатки национальных экономических систем.

Следует отметить, что в формировании ФПГ Россия пошла скорее по пути восточных стран, нежели западных. Если в западном мире ФПГ рождались сами, стихийно, без официального оформления своего статуса, то в России даже возникли термины: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) ФПГ. Большинство российских предприятий входило в состав формальных ФПГ только с одной целью - получения налоговых льгот, субсидий, льготных кредитов и т.п. Таким образом, сращивание политики и бизнеса изначально лежало в основе формирования корпоративных структур, и, следовательно, российский кризис развивался в общем русле.

Однако существуют и отличия российских ФПГ от восточных аналогов. Во-первых, в азиатских странах процесс сращивания политики и бизнеса шел от бизнеса к политике, а в России - от политики к бизнесу. Во-вторых, к 1998 г. российские ФПГ еще не успели поделить между собой политические сферы. В-третьих, ФПГ в России еще не успели стать реальным ядром экономики. Это предопределяет и качественное отличие российского валютного кризиса 1998 г. от кризиса восточноазиатских стран. Так, если в последних в роли заемщика выступали не суверенные правительства, а частные компании и банки, то в России это были не столько частные структуры, сколько правительство со своими долговыми инструментами типа ГКО. Общий же итог оказался примерно одинаковым.

Финансовый центр в пределах международного кризиса 1997-1999 гг. В соответствии с моделью "центр - периферия" страны, представляющие финансовый центр мирового рынка капитала, выигрывают от не слишком сильных кризисов на периферии. Международный финансовый кризис 1997-1999 гг. убедительно доказал истинность этого положения. Так, в 1997-1998 гг., в самый разгар кризиса, США вошли в полосу беспрецедентного "благоденствия". Возросли темпы прироста ВВП: в 1997 и 1998 гг. они составили 3,9% против 3,4% в 1996 г.; увеличилась норма накопления; безработица снизилась до рекордного уровня - менее 5%; в 1998 г. роет реальной заработной платы составил 2,5% и был наивысшим за предыдущие два десятилетия. Указанные тенденции сопровождались и рекордно низкими показателями инфляции: 1,9 и 2,0% соответственно в 1997 и 1998 гг. Это создало уникальные возможности для Федеральной резервной системы при регулировании экономической активности посредством рекордного снижения ссудного процента. Таким образом, перелив международных капиталов из кризисных регионов в экономику США позволил последним подняться на небывалую высоту.

Совпал по времени с азиатским кризисом и экономический подъем в Германии, Великобритании, Франции и Италии: прирост ВВП в Евролэнде составил соответственно 2,5 и 2,7% в 1997 и 1998 гг. против 1,6% в 1996 г. Улучшение монетарных условий в Западной Европе выразилось в одновременном снижении 22 странами процентных ставок до 3%, что заложило основы для дальнейшего экономического роста. И переполнившаяся капиталом Западная Европа также активно пожинала плоды азиатского кризиса.

Однако действительность свидетельствует: кризисный разворот инвестиционного потока полезен центру лишь до определенного момента. В частности, серьезная опасность для стран финансового центра возникла в период августовского финансового кризиса в России 1998 г. И хотя она вскоре миновала, стало очевидно, что "заражение" кризисом других стран является крайне опасным для устойчивого развития финансового центра. Можно сказать, что международный финансовый кризис 1997-1999 гг., дойдя до опасной отметки, остановился - переход за "красную черту" мог бы вызвать общемировую депрессию.

Последствия валютного неравновесия. Девальвация национальной валюты, являющаяся апофеозом кризиса, по большей части представляет собой результат зацикливания экономического развития, когда внешнеторговая политика страны приходит в противоречие с долговой. Например, страны Юго-Восточной Азии к 1997 г. имели внешнеторговый дефицит, компенсировавшийся крупным сальдо по счетам движения капиталов; накануне кризиса разрыв между торговым балансом и балансом по движениям капиталов стал чрезвычайно большим; в июле 1997 г. в Таиланде был введен плавающий валютный курс с сопутствующей ему девальвацией.

Заниженный валютный курс имеет и структурные последствия, заключающиеся в том, что импортирующие сектора экономики "жиреют", а экспортирующие - балансируют на грани банкротства. Именно такое положение дел и было в российской экономике в 1998 г., когда существовали гигантские различия в уровне рентабельности импортирующего и экспортирующего секторов. Так, уже в 1995 г. равновесный валютный курс, при котором рентабельность двух секторов выравнивается, составлял 5,5 тыс. руб. за доллар против фактического курса - 4,6 тыс. руб. В 1996 г. эффективность импортных операции в 1,4 раза превышала аналогичную оценку для экспортоориентированного сектора. К 1996 г. выручка от реализации экспортной продукции металлургии, машиностроения и легкой промышленности уже не окупала затрат на ее производство. По показателю эффективности внешнеторговых операций, рассчитываемому как отношение прибыли к себестоимости, эффективность импорта в 1996 г. превышала эффективность экспорта в 4 раза, что мешало нормальному развитию внешней торговли страны.

Подобные диспропорции не могли быть преодолены за счет естественного межсекториального перелива капитала, так как это равносильно ликвидации экспортных производств. Разрыв порочного цикла "приток иностранного капитала - увеличение импорта - увеличение потребности в иностранной валюте - приток капитала" можно было осуществить только с помощью девальвации, что и произошло. В этих условиях Россия полностью вписывалась в общую теорию развития кризиса.

Однако, несмотря на неизбежность девальвации, ее осуществление означает кризис, основным последствием которого оказывается падение платежеспособного спроса населения. Например, в Индонезии в результате девальвации были сведены на нет все завоевания в области повышения уровня жизни, которых удалось добиться за 30-летний период правления Сухарто. Аналогичный удар испытала Россия, при мгновенной четырехкратной девальвации рубля. Подобная ситуация в Малайзии завершилась тем, что она вообще встала на путь изоляции от внешнего мира. Все это подтверждает теоретический вывод о возможной дезинтеграции мировой экономики.

Для понимания обычных режимов развития и эволюции мировой экономики изложенная в данной статье схема ее функционирования дает мало нового. Наиболее конструктивное использование этой теории возможно при рассмотрении особо "тяжелых" периодов в жизни мировой экономики. И здесь ее возможности достаточно велики и не исчерпываются положениями, изложенными в данной статье. По мере накопления новых фактов эта общая схема будет наполняться все более глубоким содержанием.

Е.Балацкий, д-р экон. наук, зав. сектором НИЭИ при Минэкономики России ("Экономист" №5 2000 г.)


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки