Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Экономика
Основы национальной экспортной стратегии

В середине 90-х годов Россия оказалась перед выбором адекватной экспортной стратегии и оптимальных форм международного экономического сотрудничества, способных обеспечить стабильно высокий приток валюты и укрепление позиций страны на мировом рынке. От выбора экспортной стратегии зависят и средства ее реализации, меняются акценты при планировании и проведении мероприятий по стимулированию экспорта.

Современная международная специализация России сформировалась в основном в 70-е годы и определяется прежде всего ее топливно-сырьевыми ресурсами.

В то же время в первой половине 90-х годов положение в этом комплексе ухудшилось в результате сокращения объемов геолого-разведочных работ, неоптимальной эксплуатации имеющихся ресурсов и прогрессирующего старения мощностей.

Все это привносит элементы нестабильности в развитие экспорта страны, основанного на сырье, тем более что доля последнего в мировой торговле имеет тенденцию к снижению, а мировые цены на него подвержены резким колебаниям.

Тем не менее в ближайшей и среднесрочной перспективе российский экспорт сохранит топливно-сырьевую направленность, и задача состоит в укреплении материально-технической базы соответствующих отраслей.

Важным шагом в этом направлении станет оживление инвестиционной деятельности в топливно-сырьевых отраслях, в частности уже отмечено усиление активности крупного отечественного капитала в нефтегазовой промышленности, металлургии, базовой химии.

Необходимо развивать взаимовыгодное сотрудничество оборонной промышленности и сырьевых отраслей, способное обеспечить эти отрасли высококачественным оборудованием и передовыми технологиями, что в первую очередь касается топливно-энергетического и лесопромышленного комплексов.

С точки зрения повышения эффективности топливно-сырьевого экспорта особое значение имеют:

  • увеличение глубины переработки и улучшение качества вывозимых за рубеж сырьевых товаров и полуфабрикатов; оптимизация ценовых и иных условий контрактов;
  • гибкое маневрирование совокупным экспортным потенциалом сырьевых отраслей в зависимости от конъюнктуры на внешних рынках, в том числе путем создания, по мере появления у государства необходимых финансовых ресурсов, стабилизирующих экспортных резервов для оперативного реагирования на изменения мировых цен;
  • совершенствование транспортной инфраструктуры в интересах снижения издержек по экспорту.

Дополнительные резервы развития сырьевого экспорта заключаются в государственной политике энергосбережения, суммарный потенциал которого составляет порядка 500 млн. тонн условного топлива, а также интенсивном взаимном сотрудничестве оборонной промышленности и сырьевых отраслей по производству оборудования для более качественной обработки первичных ресурсов.

Преобладание топливно-сырьевых товаров в российском экспорте является объективным отражением реальных и наиболее значимых конкурентных преимуществ России в международном разделении труда.

Вместе с тем интеграция России в мировую экономику в качестве равноправного партнера, усиление ее роли на внешних рынках невозможны без улучшения структуры и пропорций внешнеэкономического обмена в пользу повышения удельного веса готовой продукции, активного освоения более эффективных форм сотрудничества - производственной и научно-технической кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов и т.д.

Таким образом, основой долгосрочной экспортной стратегии России должен быть экспорт товаров высокой степени обработки, и в первую очередь машинотехнических изделий, на основе государственной поддержки.

С экспортом машинотехнической продукции связаны процессы модернизации и прогрессивной структурной перестройки народного хозяйства, увеличения занятости трудоспособного населения страны, а также усиления позиции страны в мировой экономике.

В то же время позиции российского машинотехнического экспорта за последние годы значительно ослабли. При общемировой тенденции к росту удельного веса продукции машиностроения в структуре международной торговли, достигающего 1/3 и более, отечественные поставки этой продукции в дальнее зарубежье сократились с 5,2 млрд. долларов США в 1991 году до 3,1 млрд. долларов США в 1994 году, а их доля в общей стоимости экспорта снизилась почти вдвое - до 6 процентов.

Динамика российского экспорта машин и оборудования свидетельствует не только об общей тенденции утраты Россией традиционных рынков, но и о крайне тяжелом положении отечественного машиностроения по сравнению с другими отраслями.

Ранее существовавшие конкурентные преимущества в производстве капиталоемкой, материалоемкой и энергоемкой машинотехнической продукции в значительной степени сведены на нет опережающим ростом цен на первичные ресурсы, ухудшением экономического положения производителей.

В этой связи определенное стимулирующее влияние на производителей готовой продукции, и в первую очередь машинотехнических изделий, окажут меры по сбалансированию внутреннего ценообразования, содержащиеся в Указе Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1204 "О первоочередных мерах по поддержке экспортеров" и предусматривающие, что в первом полугодии 1996 г. среднемесячный рост цен на продукцию и услуги естественных монополий (тарифы на энергию, перевозку грузов и т.д.) не должен превышать среднемесячный рост индекса цен на промышленную продукцию в целом.

Для стабилизации и последующего роста экспорта машин и оборудования необходимы совместные усилия предприятий и государства в этой области, последовательная деятельность Правительства Российской Федерации в сфере экономической и внешнеэкономической политики.

Перспективным является создание при участии государства финансово-промышленных групп и консорциумов экспортной ориентации. Реализация конкретных экспортных проектов должна опираться на четкую оценку конкурентных преимуществ России, связанных как с дешевизной рабочей силы, так и с накопленным интеллектуальным и технологическим потенциалом, включающим в себя опережающие технические идеи и разработки оборонных производств и научно-исследовательских институтов.

Ближайшие задачи в развитии российского экспорта готовой промышленной продукции состоят в восстановлении утраченных позиций страны на внешних рынках. Однако не все государства - бывшие партнеры России смогут обеспечить платежеспособный спрос, особенно на машины и оборудование.

В этой связи в качестве предварительного условия развития сотрудничества выступает разработка адекватных механизмов его реализации.

С позиций расширения российского машинотехнического экспорта на традиционные рынки ближнего зарубежья важное значение имеют подписанные Россией и государствами - участниками СНГ соглашения об общих условиях и механизме поддержки и развития производственной кооперации и о льготном таможенном режиме для участников такой кооперации.

Сотрудничество с государствами - участниками СНГ важно с точки зрения восстановления хозяйственных связей, вовлечения России в интеграционные процессы и технологические цепочки нарождающихся межнациональных производственных комплексов.

Объективные предпосылки развития сотрудничества с государствами - участниками СНГ определяются наличием общей границы, транспортных артерий, хозяйственной инфраструктуры, схожего финансового устройства, культурных традиций и языка.

Необходимы усилия по расширению экспорта в относительно благополучные страны Восточной Европы, которые заинтересованы не только в сырье и энергоносителях, но и в создании сборочных производств, восстановлении и развитии кооперации, техническом обслуживании поставленного оборудования и т.д.

Перспективным направлением является активизация торгово-экономического сотрудничества с развивающимися странами, имеющими интерес к развитию технического содействия, получению технологического опыта и ноу-хау, товарных поставок.

При этом наибольшие возможности существуют для экспорта комплектного оборудования. Объем экспорта машинотехнической продукции и услуг в рамках технического содействия к 2000 году при условии целенаправленной государственной поддержки соответствующей деятельности можно было бы увеличить с 0,8 млрд. долларов США до 1,5 млрд. долларов США. Кроме восстановления утраченных позиций в этой области сотрудничества, экспорт в рамках технического содействия представляет собой вложение средств в развитие экспортного потенциала страны, и в первую очередь машиностроительных отраслей.

Одним из основных направлений сотрудничества России с зарубежными партнерами на ближайшую перспективу следует считать сооружение объектов энергетики, в том числе атомной, строительство и реконструкцию предприятий горнодобывающей, нефтеперерабатывающей, металлургической промышленности, транспорта, ирригации и др.

Расширение военно-технического сотрудничества с зарубежными странами является одним из наиболее мощных и эффективных рычагов развития наукоемкого машинотехнического экспорта.

В этой связи необходимо ускорить работу по подготовке федеральной программы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами на период до 2005 года, имея в виду активную государственную поддержку соответствующей деятельности.

Значительным является экспортный потенциал конверсионных производств, однако его эффективная реализация осложняется крайне неустойчивым финансовым положением соответствующих предприятий, отсутствием навыков маркетинга и специальных знаний в области внешнеэкономической деятельности и т.д.

Несмотря на ограниченные возможности по наращиванию совокупного экспорта страны в краткосрочной перспективе, эти предприятия способны внедряться на зарубежные рынки, в том числе и развитых стран, как с принципиально новой машинотехнической продукцией, так и с прогрессивными композиционными и специальными материалами, отдельными сложными узлами и агрегатами, другими изделиями, в которых воплощены опережающие технические идеи и решения.

Кроме "прорывных" разработок и технологий, уже имеющих устойчивый спрос на внешних рынках, возможно поэтапное налаживание конкурентоспособного массового производства на конверсионных предприятиях, включающее в себя работу по субконтрактам и заказам инофирм в целях приобретения опыта и навыков эффективной коммерческой деятельности и поддержки за счет получаемых валютных средств головных производств и программ НИОКР, насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией инвестиционного и потребительского назначения в условиях нарастающей конкурентной борьбы, с выходом через 5 - 10 лет на внешние рынки.

Существует также значительное число других отраслей и подотраслей материального производства, способных внести определенный вклад в наращивание объемов и совершенствование структуры продаж. К ним можно отнести химическую промышленность, промышленность строительных материалов, рыболовецкую и рыбоперерабатывающую промышленность, отдельные производства пищевой промышленности, заготовку товаров тибетской медицины (с ориентацией на страны Азиатско-Тихоокеанского региона) и др.

Определенные перспективы связаны с увеличением экспорта различных видов услуг, в том числе в области коммерческого освоения космоса, международного туризма, обучения иностранных граждан, осуществления транзитных перевозок и др. Более точные и развернутые отраслевые приоритеты по поддержке экспорта необходимо устанавливать в рамках ежегодной Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности в разделе "Меры стимулирования промышленного экспорта".

Дополнительные возможности увеличения российского экспорта открываются при кооперации малых и крупных предприятий в производстве продукции, потенциально конкурентоспособной на внешнем рынке.

Это может быть как сотрудничество малых предприятий с традиционными экспортерами машинотехнических изделий, позволяющее последним не передавать на откуп иностранным посредникам доведение продукции до западных потребительских стандартов, поручая эти операции отечественным субподрядчикам, так и доработка небольшими инновационными фирмами технологичной и качественной продукции конверсионных производств в части экспортного дизайна и комплектации.

Определенную роль может сыграть мобилизация собственных экспортных возможностей малого предпринимательства и кустарных промыслов.

Важным элементом национальной экспортной стратегии является оптимальное использование различных форм международного экономического сотрудничества для развития экспортного потенциала страны.

Для России основной формой сотрудничества являются внешнеторговые операции. В последние годы получили распространение такие формы, как привлечение иностранных инвестиций и создание совместных предприятий, международных объединений и организаций, сотрудничество на компенсационной основе, кредитные соглашения, переработка давальческого сырья, лицензионная торговля, международный лизинг, инжиниринг, прибрежная и приграничная торговля, создание свободных экономических зон, компенсационные перевозки с участием более чем двух стран, иностранный туризм и др.

Мировой практике известно более двадцати основных форм экономического сотрудничества, причем многие формы применяются не в чистом виде, а в сочетании с другими формами. Каждая форма имеет свои организационные и экономические особенности, умелое использование которых в конкретных ситуациях может гарантировать наибольшую отдачу для российской стороны. Важно освободить отношение к различным формам международного экономического сотрудничества от излишней идеологизации, поскольку все они, при должной законодательной и организационной проработке, могут использоваться без угрозы суверенитету и экономической безопасности страны.

Важной задачей в этом направлении является создание условий для более широкого участия совместных предприятий непосредственно в производственной деятельности и особенно в области машиностроения, поскольку в настоящее время иностранные партнеры больше заинтересованы в осуществлении инвестиций в сферу услуг или в развитие ресурсной базы и модернизацию мощностей топливно-энергетического комплекса.

Определенное значение для развития экспортной базы России может иметь Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции", в том числе для вовлечения в хозяйственный оборот нефтегазовых месторождений шельфа Сахалина и Якутии. Актуальной является постановка вопроса о концессиях, в первую очередь применительно к разработке лесных ресурсов страны.

В настоящее время резко возрастает значимость активной внешнеэкономической политики для развития как сырьевого, так и машинотехнического экспорта. Включение России в систему мирового хозяйства, в том числе развитие ее экспорта, происходит на фоне усиления международной конкуренции.

Россия как экспортер все чаще сталкивается со скрытыми и явными формами противодействия со стороны группы промышленно развитых стран. Кроме того, в последнее время активизировали свою деятельность региональные интеграционные группировки, участники которых при общем положительном отношении к развитию сотрудничества с третьими странами ориентируются на всемерное укрепление внутрирегиональных связей, что может иметь неблагоприятные последствия для России.

В этой связи важную роль играет взвешенное определение географических приоритетов в экспортной деятельности, обеспечение баланса взаимных интересов в целях последовательного укрепления геоэкономического положения России.

При определении экспортной стратегии и ее тактических приоритетов необходимо исходить из того, что решающим фактором развития экспорта является повышение конкурентоспособности народного хозяйства, способствующее расширению ассортимента и совершенствованию товарной структуры.

Поэтому актуальной является разработка комплексной государственной программы повышения конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, делающей упор на эффективные формы государственной финансовой и иной поддержки наиболее перспективных производств, смешанные государственно-коммерческие проекты, создание организационно-правовых и иных условий для притока частных, в том числе и иностранных, капиталов в освоение прогрессивных технологий и продукции.

Активная позиция государства в этих вопросах наряду с эффективным использованием, в рамках политики стимулирования экспорта, имеющихся конкурентных преимуществ (сырье, трудовые ресурсы, технологический и интеллектуальный потенциал) позволят России вернуть утраченные позиции на внешних рынках и занять достойное место в системе международного разделения труда.

Агентство внешнеэкономических связей и телекоммуникаций


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки