Известности Роберта Калины может позавидовать любой художник. Ну чьи произведения растиражированы в количестве 13 миллиардов экземпляров? Между тем еще каких-нибудь пять лет назад о существовании Калины знали разве что его коллеги по Австрийскому национальному банку, где он трудится и по сей день. 46-летний Роберт Калина рисовал деньги, конкретно - австрийские шиллинги. В 1996 году он выиграл сложнейший конкурс на дизайн новой европейской валюты - евро. В конце прошлой недели во Франкфурте-на-Майне Европейский центральный банк (ЕЦБ) представил банкноты общественности, а с 1 сентября в 12 странах Старого Света начался завоз купюр в банки.
История наличного евро началась в феврале 1996 года. Тогда Европейский валютный институт - предшественник ЕЦБ - объявил конкурс на дизайн банкнот. Условия и сроки были весьма жесткими: художникам разрешалось использовать только два тематических сюжета - "Эпохи и стили Европы" и "Абстрактное-современное", а на всю работу отводилось полгода. Любые национальные элементы исключались. Новые банкноты должны были быть предельно нейтральными, пользуясь одинаковым уважением и у темпераментных сицилийцев, и у сдержанных лапландцев, и у гордых испанцев. Всего было представлено 44 проекта. Международное жюри отобрало по 5 лучших проектов на каждый из двух заданных сюжетов. В итоге победили эскизы Роберта Калины.
Австриец предложил простой и в то же время оригинальный ход. Взяв для каждой из семи купюр (достоинством соответственно в 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 евро) конкретный архитектурный стиль (классицизм, романтизм, готика, ренессанс, барокко, рококо и модерн ХХ века), он поместил на лицевой стороне окна и порталы как символы "открытости и сотрудничества", а на оборотной - мосты как олицетворение "связи между народами Европы". Калине удалось уйти от конкретики: на купюрах нет привязок к реальным памятникам - Кельнскому собору, Пизанской башне, дунайским или рейнским мостам, а все рисунки не более чем цветные фантазии.
Купюры различаются и по цвету. Для 5 евро избран серый, для 10 - красный, для двадцатки - голубой, для 50 - оранжевый. Сотенная - зеленого цвета, 200 евро - коричневая и желтая, а самая ценная, пятисотенная, - лиловая. Купюры снабжены несколькими степенями защиты от традиционных водяных знаков до металлических нитей. Разным будет и размер банкнот. Самая маленькая из них, 5 евро, - 120 на 64 мм, а пятисотенная весьма внушительна - 160 на 82 мм.
Национальные элементы присутствуют только на монетах. Их восемь, достоинством от одного цента до двух евро. Так, на монетах, отчеканенных в Германии, изображены дубовые ветви, Бранденбургские ворота и герб ФРГ - орел. Бельгийцы и испанцы поместили на них портреты своих монархов, соответственно Альберта II и Хуана Карлоса.
Банкоматы всех 12 стран еврозоны начнут выдавать новые купюры сразу же после нуля часов 1 января 2002 года. Сама операция по замене наличных денег обойдется в миллиарды евро. Только в Германии затраты составят предположительно 1,9 миллиарда марок (около 1 миллиарда евро).
Роберт Калина и его бельгийский коллега Лук Луикс, выполнивший эскизы монет, свое дело сделали. Возможно, кому-то новые европейские деньги и покажутся безликими, но подлинное достоинство их зависит уже не от художников, а от европейской экономики. И хотя курс евро в последние недели несколько подрос по отношению к доллару, почти половина европейцев, согласно опросам, по-прежнему весьма скептически относится к стабильности новой единой валюты.
|