Александр Николаевич, Россия приступает к новому этапу переговоров по вступлению в ВТО. Осталось согласовать 30% тарифных позиций, которые являются самыми конфликтными, и уже в конце декабре должна состояться рабочая группа по присоединению России к ВТО. Это нормальный темп работы или спешка?
Летом был определенный сбой, когда в июне на переговорах по присоединению к ВТО наши партнеры сформулировали необычно жесткую позицию, состоящую в том, что Россия перед вступлением в ВТО должна изменить законодательство в соответствии с требованиями этой организации. Стандартная схема несколько иная, а именно, страна, присоединяясь к ВТО, берет на себя обязательство в течение какого-то времени после вступления, в течение переходного периода привести законодательство в соответствие. В этой связи возникла некоторая пауза, поскольку мы не готовы идти по более жесткой, нестандартной технологии присоединения к ВТО. И поэтому, в некотором смысле, переговоры замедлились, потребовались дополнительные консультации. Сейчас можно говорить, наверное, о том, что мы выходим на тот темп переговоров, который вытекал из ранее достигнутых договоренностей.
Я замечу - наш тарифный оффер давно представлен, почти два года назад. В нем делаются определенные коррективы, в частности, летом правительство, обсуждая этот вопрос, какие-то корректировки в тарифный оффер внесло, в том числе, исходя не только из идей поиска компромиссов, но и здравого смысла. Это первое.
Второе. Многие нетарифные вещи, которые содержатся в переговорах, еще подлежат урегулированию. К примеру, объем дотирования сельского хозяйства или поддержка других отраслей - все это предмет дальнейшего урегулирования.
Таким образом, если в декабре тарифная часть и будет согласована, то останется все равно еще достаточно много пунктов для переговоров. Поэтому нельзя сказать, что это чрезмерный темп, ориентированный на некий срок - до Нового года договориться. Здесь у нашего правительства достаточно взвешенная позиция.
А вообще возможно в рамках вступления в ВТО достичь компромисса между интересами национальных производителей, экспортеров и импортеров?
На самом деле в этом-то и смысл переговоров. Поэтому они так долго и идут. Дело каждой страны определить внутри себя баланс интересов между производителями и потребителями, в этот вопрос внешние силы в переговорном процессе, по крайней мере, не вмешиваются.
В данном случае Россия должна определиться, что ей нужно: в какой степени поддерживать потребителя, открывая рынки, пропуская более дешевые импортные товары, либо производителя, закрывая импорт, и давая отечественному производителю даже при более низком качестве и более высоких ценах покрывать конечный спрос. Если эта позиция определилась, дальше начинаются переговоры. Смысл переговоров для других стран состоит в том, чтобы открыть российские рынки и продвинуть свой национальный экспорт.
Я думаю, что это естественный конфликт внутри страны между разными секторами экономики. Экспортеры, естественно, заинтересованы в снятии антидемпинговых и иных ограничений на экспорт. Предприятия, ориентированные на внутренний спрос, естественно, заинтересованы в том, чтобы открытие рынков заняло как можно больше времени. И если власти имеют свою собственную политику по переходному периоду по наиболее деликатным отраслям, требующим максимального переходного периода для открытия (в частности, это сельское хозяйство, финансовые услуги), то дальше переговорный процесс включает в себя не только переговоры с ВТО, как организацией, но и со странами-членами ВТО.
Каждая страна ведет переговоры, имея в виду свой конкретный интерес. Кто-то хочет снять ограничения на продвижение рабочей силы, кто-то на товары вполне определенного значения и так далее. Поэтому все страны – члены ВТО, особенно ключевые - группа Квадро, в рамках общей переговорной позиции ВТО еще и отстаивают свои собственные интересы.
России предстоит заключить полторы сотни соглашений с каждой страной – членом ВТО, идя на какие-то двусторонние уступки и добиваясь двусторонних выгод для себя. Но процесс не может быть длинным по определению, здесь есть некий естественный рубеж. А естественный рубеж, это начало нового раунда переговоров. Если Россия не успеет в рамках нынешнего раунда вступить в ВТО, то может так получиться, что требования к членам ВТО будут меняться, и Россия не будет участвовать в выработке этих условий, не являясь членом ВТО.
Вот, собственно, проблема. Но, судя по всему, новый раунд переговоров вряд ли начнется раньше конца следующего года, поэтому время какое-то есть. Может быть, он даже начнется чуть позже. Не случайно руководитель ВТО сам определял сроки вступления России в эту организацию: где-то до 2004 года. Видимо, где-то в пределах этой даты просматриваются и сроки начала нового раунда всемирных торговых переговоров.
Не повлияет ли на вступления России в ВТО сложившаяся в мире напряженная ситуация, связанная с недавними событиями в США?
Я думаю, что жесткой связи, безусловно, нет. Но США и другие наши торговые партнеры заинтересованы в демонстрации единства. Так что влияние будет именно в этом направлении.
20 сентября 2001
|