— Илья Иосифович, в начале мая правительство одобрило проект реорганизации авиапрома, в чем его суть и когда он может быть утвержден?
— Суть в том, чтобы провести интеграцию российских авиапредприятий, которая бы увеличила технологические возможности отрасли в целом. За последние 10 лет объем пассажирских перевозок в России сократился в 3 раза, и сейчас из-за высокой стоимости авиабилетов услугами авиации пользуется лишь 3% населения. Это привело к практически полному отсутствию платежеспособного спроса на новые воздушные суда и, как следствие, резкому сокращению их производства. Однако в 1999–2000 годах положение в сфере авиаперевозок стабилизировалось, и в прошлом году был отмечен рост количества перевезенных пассажиров на 1,5%, а грузов — на 7,3%. По оценкам специалистов гражданской авиации, основанным на прогнозе ежегодного прироста ВВП, в ближайшие 5–10 лет пассажирооборот будет увеличиваться на 4–5% в год.
Для поддержания этой тенденции необходимо принятие срочных мер для качественного обновления парка авиакомпаний России и их укрупнения. По итогам 2000 года, положительный финансовый результат работы авиакомпаний возрос по сравнению с 1999 годом в 4,3 раза. Однако при этом 90% объема авиапассажирских перевозок выполнили 28 компаний из имеющихся 294, а 50% — четыре наиболее крупные компании. Таким образом, деятельность абсолютного большинства авиакомпаний является убыточной.
В этих условиях практически ни одна российская авиакомпания не располагает возможностями самоинвестирования для обновления парка воздушных судов, старение которого является одним из самых главных вопросов.
Первоначально планировалось, что реорганизация российской авиационной промышленности должна завершиться до 2010 года. Однако правительство посчитало необходимым ускорить ее проведение (прим. ред. 11 мая проект реорганизации авиапрома был одобрен на заседании Правительства РФ). Таким образом, на первом этапе реорганизации в 2001–2002 гг. планируется создание двух крупных структур по сборке гражданской, военной и вертолетной авиатехники. К 2004 году предполагается создать шесть–семь крупных холдингов, работающих в области производства авиационной продукции. Завершиться же реорганизация российской авиационной промышленности должна до 2004 года.
— Каковы перспективы развития лизинга российской авиационной техники?
— Еще в конце марта правительством было принято протокольное решение по мерам развития лизинга отечественной авиационной техники, носящее директивный характер. В нем оговариваются виды господдержки, в частности, предусматривается участие государства в капитале лизинговых компаний, предоставление госгарантии по кредитам коммерческих банков, выдаваемым лизинговым компаниям и авиакомпаниям, субсидирование части процентной части по этим кредитам. В документе также предусматривается порядок взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами и четко расписаны функции всех ведомств, таких как Минфин РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, МНС РФ, «Росавиакосмос». Причем государственная поддержка при приобретении самолетов в лизинг будет оказываться на тендерной основе.
На майском заседании правительства по реорганизации авиационной промышленности Министерство экономического развития и торговли представило обоснование государственной поддержки гражданской авиации через создание лизинговых схем. Средства, необходимые на их реализацию, будут внесены отдельной строкой в бюджет 2002 года. При этом первый конкурс по реализации самолетов на основе лизинга будет проведен в июле текущего года, и необходимое количество ресурсов на реализацию лизинговых схем будет определено по итогам конкурса. В этот пилотный проект могут попасть практически все самолеты, собранные на Воронежском заводе. Несмотря на то, что в бюджете 2001 года не заложены средства на реализацию лизинговых схем в авиапроме, государство, вероятнее всего, выделит соответствующие ресурсы уже в этом году.
— В каких формах на данный момент осуществляется государственная поддержка российской авиапромышленности?
— В январе 2001 года правительством был одобрен перечень федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета начиная с 2001 года. В него включена и Программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2010 года». Распоряжением Правительства РФ от 6 марта 2001 года №314-п принято решение предоставить проект указанной программы в правительство в первой половине 2001 года. В настоящий момент завершается согласование этой программы в заинтересованных министерствах и прорабатывается вопрос об увеличении объемов ее бюджетного финансирования в базовом 2002 году с 1,27 до 2,4 млрд. рублей.
Необходимость привлечения дополнительных средств связана с тем, что с 1 апреля 2002 года за рубежом вводится запрет на эксплуатацию самолетов, не удовлетворяющих требованиям по шуму Главы 3 стандарта ИКАО, а с 1 января 2006 года — еще более жестких требований Главы 4. В этих условиях исключительную остроту приобрел вопрос модернизации находящихся в эксплуатации самолетов Ил-76, Ту-154М, Ил-62М, Ту-134, Ил-86, а также успешного завершения сертификации и развертывания серийного производства самолетов нового поколения в намеченные Программой сроки. Дополнительные средства требуются для обеспечения своевременного ввода в строй новых самолетов Ту-334, Ту-324, двигателей НК-93, АИ-22, нового пилотажного комплекса и выполнению мероприятий по снижению уровней шума и эмиссии имеющихся самолетов до международных норм в целях сохранения российскими авиакомпаниями своего сектора международных перевозок.
— Илья Иосифович, какова на сегодняшний день ситуация с реформированием оборонно-промышленного комплекса?
— В начале мая глава Правительства России Михаил Касьянов подписал распоряжение о разработке федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года». Разработка проекта этой программы поручена Минпромнауки совместно с Минэкономразвития, Минфином, Минобороны, Минимущества, Минатомом России, Росавиакосмосом, Росбоеприпасами, РАВ, РАСУ и Россудостроением. До этого в конце апреля на рассмотрение Правительства и Президента РФ была передана концепция реструктуризации российского ВПК. Данная концепция предполагает изменение формата оборонного комплекса России таким образом, чтобы снять зависимость ВПК от российского бюджета и обеспечить наибольшую эффективность использования производственных мощностей. Речь идет о создании отраслевых холдингов, каждый из которых будет объединять предприятия, связанные как по технологической цепочке, так и по сфере применения, например, «ракетный» холдинг, холдинг вооружения и так далее.
Согласно Концепции, в ближайшее время ряд промышленных предприятий российского ВПК, имеющих статус государственных, предлагается акционировать. Государству, в соответствии с документом, будет принадлежать 100% акций предприятий, стратегических для обороноспособности страны. Акции предприятий, которые решено будет не включать в оборонный комплекс, планируется выставить для открытой продажи на рынке, а вырученные средства направить на погашение дебиторских долгов, то есть задолженности государства за госзаказ, а также кредиторской задолженности этих предприятий. Размещаемые ранее на этих предприятиях госзаказы предлагается в будущем перераспределить на выделенные стратегические предприятия, которые в дальнейшем планируется объединить в отраслевые холдинги.
Предполагается также развивать частные предприятия, работающие на оборонный комплекс. Это предложение прозвучало в послании Президента РФ к Федеральному Собранию. В настоящее время государство не имеет собственности в 28% предприятий, работающих на государственный оборонный заказ. Развитие таких предприятий предполагается проводить в рамках программы создания частных холдингов по примеру авиационно-промышленного холдинга «Сухой».
— Как вы оцениваете позиции России на мировом рынке оружия?
— В целом я удовлетворен сегодняшними позициями России на этом рынке. В предыдущие годы мы неоправданно снизили наш оружейный экспорт и стали четвертыми в мире после США, Франции и Великобритании. Однако динамика роста экспорта российских вооружений, наметившаяся в последнее время, показывает, что через 2–3 года он достигнет 5 млн. долларов. Это позволит России выйти на второе место в мире после США по объему экспорта вооружений. Пока же на 2000 год запланирован суммарный объем экспорта российского оружия на уровне 4,3 млрд. долларов в год. Не секрет, что более 60% нашего военного экспорта приходятся на Индию и Китай. Продолжая развивать военно-техническое сотрудничество с этими двумя странами, мы должны отдавать себе отчет, что дальнейшее увеличение объемов экспорта требует расширения присутствия России на региональных рынках оружия. В первую очередь это относится к таким регионам, как Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Африка и Латинская Америка. Несмотря на отдельные прорывы, наше присутствие здесь еще весьма слабое. Если, например, в Юго-Восточной Азии у нас есть неплохие перспективы и на стадии предконтрактной работы находится целый ряд проектов, то об Африканском регионе этого не скажешь. Тем не менее готовятся очень серьезные предложения, направленные на улучшение сложившейся ситуации.
— За счет чего Россия может расширить свое присутствие на мировом рынке вооружения?
— Увеличение объема экспорта российского оружия в ближайшие годы будет обеспечено, главным образом, за счет подъема производства в отечественном оборонном комплексе. Этот подъем уже наметился, поскольку оборонный комплекс России по итогам 1999 года дал прирост промышленной продукции более чем на 40%. Это самый высокий показатель среди всех областей экономики России. В прошлом году впервые за последний период нормально финансировался государственный оборонный заказ. В первом квартале текущего года с финансированием оборонного заказа есть определенные проблемы, но такое развитие ситуации предусматривалось заранее, поскольку первый квартал — всегда самый тяжелый. Мы еще не вышли на тот уровень экономики, когда бюджет обеспечивает равномерное поквартальное распределение средств. Только через несколько лет, когда экономика России наберет обороты, будет обеспечиваться равномерное финансирование оборонного заказа. В последующие кварталы текущего года все запланированные в бюджетных статьях средства на выполнение оборонного заказа поступят предприятиям-исполнителям.
С заместителем Председателя Правительства
России И.И. Клебановым беседовал
главный редактор журнала
«Экономика России: XXI век»
Д.А. Комолов
июль 2001 г.
|