Интересы
Нелегкость, казалось бы, очевидного политического выбора в пользу реализации стратегии экономического роста, многократно предлагавшейся президенту и правительству в решениях объединений товаропроизводителей, рекомендациях парламента, предложениях ведущих ученых РАН, заключается в банальном факте подчинения ключевых институтов государственной власти, определяющих экономическую политику в стране, узкой группе так называемых олигархов, заинтересованных в продолжении сложившейся практики присвоения национального богатства и вывоза его за рубеж, камуфлируемой при помощи подконтрольных им СМИ в респектабельных одеждах либерализма и реформаторства. Захватив власть и реализовав первую модель экономической политики, пройдя значительный путь по первому сценарию и присвоив на этом пути весомую часть бывшего общенародного национального богатства, они, разумеется, не собираются менять этот курс. Им важно сохранить если не главенствующее положение в Российском; государстве, то по меньшей мере удержать захваченное, сохранить статус-кво.
Именно этим объясняются явно предвзятое отношение к государству и стремление к ограничению его возможностей, проходящие лейтмотивом в "Основные направлениях". Как говорится, "мавр сделал свое дело, мавр может уйти". Использовав государственную власть для присвоения национального богатства, правящий в России слой намерен теперь ограничить возможности государства выполнением функции "ночного сторожа".
Государство и государственные служащие рассматриваются как источник угроз, им отказывают даже в презумпции невиновности: "Фундаментом политики дерегулирования, естественным и жестким пределом избыточной активности должностных лиц и органов государственной власти могло бы стать введение в Конституцию нормы, закрепляющей правовой принцип: для государственного органа, организации, должностного лица все, что не предусмотрено законом, запрещено" (стр.86). Низводя практически до нуля ответственность крупного бизнеса перед обществом и государством и сухая функции последнего по регулированию его деятельности, "Основные направления" исходят из необходимости подчинить деятельность государственных служащих обслуживанию интересов крупного капитала: "...неотъемлемым элементом эффективной системы исполнения законодательства в сфере защиты прав собственности должно быть безоговорочное привлечение к ответственности должностных лиц органов государственной власти, недобросовестные действия (к которым относится, как известно, и бездействие. - Авт.) которых нанесли прямой ущерб субъекту собственности (инвестору) или стали причиной иных нарушений его прав" (стр. 81-82).
Невольно вспоминаешь ленинский тезис о государстве как исполнительном комитете крупной буржуазии.
Уши или, если хотите, хвост "социального заказчика" хорошо видны в трактовке вопроса о пресечении преступлений, допущенных в ходе приватизации государственного имущества. Авторы настаивают на "закреплении двойственного подхода к рассмотрению имевших место нарушений законодательства при уже состоявшихся приватизационных сделках: 1) бессрочное применение наказаний (в том числе уголовного характера) за выявленные и доказанные правонарушения должностных лиц;. 2) обеспечение абсолютного "принципа неприкосновенности" собственности для лиц, не имеющих отношения к нарушениям, послуживших основанием для постановки вопроса. Необходимо также законодательно закрепить и сократить срок предъявления иска о применении последствий недействительности ничтожной сделки в области приватизации, а в случаях, когда такое нарушение произошло по вине государственного чиновника, вообще отказаться от применения последствий недействительности сделки, так как компенсация в результате может причинить государству намного больший ущерб" (стр.81).
Иными словами, перепродажа и использование украденного имущества в отношении государственной собственности признается законным делом. Ясно, что при такой постановке вопроса государство никогда не сможет восстановить законность в случаях перепродажи украденного у общества имущества. Очень удобная норма для воров и казнокрадов - она фактически лишает общество и государство всяких стимулов к восстановлению законности в случаях нарушения прав собственности. Особенно актуально это с точки зрения отмены незаконных актов приватизации государственного имущества, совершенных по сговору должностных лиц соответствующих ведомств и заинтересованных коммерческих структур. Авторы "Основных направлений" готовы наказывать по всей строгости закона обслуживавших незаконное присвоение государственного имущества "стрелочников", но гарантировать при этом соблюдение прав обладателей украденной собственности.
По сути, "Основные направления" фиксируют завершение этапа "первоначального накопления капитала", предлагая закрепить статус-кво, сложившийся в ходе перераспределения национального богатства в результате революционных преобразовании: "В России уже заложен прочный фундамент продуктивной системы ценностей: общество приняло и поддержало частную собственность, демократические процедуры, политическую и экономическую свободу" (стр. 7).
Желания властвующей олигархии понятны - они хотят придать своему положению респектабельность, закрепить в общественном сознании безусловную законность своих сомнительно приобретенных имущественных прав и утвердиться в своих претензиях на власть, рассчитывая на доверие общества: "доверие между гражданином и государством, между работником и работодателем, между хозяйствующими субъектами и между отдельными людьми. Доверие, в свою очередь, должно стать основой нового общественного договора, согласия активных сил общества по содержанию предлагаемых изменений, взаимным обязательствам общества и власти... Стержень нового общественного договора - приоритет гражданина над государством" (стр.7-8).
Что ж, желание похвальное и вполне понятное. Очень хочется поскорее закрыть историю первоначального накопления капитала на основе невиданного по масштабам разграбления национального богатства России под видом "народной приватизации", в которой почти буквально по Марксу количество преступлений, согласно данным Генпрокуратуры, примерно равно количеству актов приватизации государственного имущества. Но принесет ли это то самое повышение уровня жизни населения, которое ставится в качестве главной цели "Основных направлений". Может быть, под этим подразумевается не все население, а 10% самых богатых?
Главные вопросы, на которые общество ждет ответа от власти, далеко не сводятся к переживаниям олигархов за сохранность приватизированного имущества. Это прежде всего вопросы преодоления унижения и ужасающей нищеты, в которой вследствие псевдолиберальной революции оказалось большинство вполне квалифицированного и работоспособного населения. Это вопросы восстановления производства и конкурентоспособности отечественной экономики, по тем же причинам отброшенной на три десятилетия назад по основным показателям эффективности и уровня развития. Это, наконец, вопросы социальных гарантий на труд, образование, защиту жизни, обеспеченное детство и старость, которые наши граждане заслужили.
Именно на эти вопросы должны ответить "Основные направления" прежде всего. Может быть, для повышения конкурентоспособности и роста экономики, подъема общественного благосостояния и следует защитить все права собственности, в том числе на украденное имущество, гарантировать свободу вывоза капитала, снизить таможенные тарифы и упразднить лицензирование хозяйственной деятельности. Но целесообразность этого нуждается в доказательствах. Ведь наличие экономической свободы и фактическое отсутствие государственного регулирования во многих странах Африки, Центральной Америки не сделали эти регионы процветающими. А весьма обременительное и заставляющее служить общественным интересам государство в Европе, Северной Америке, на Ближнем и Дальнем Востоке обеспечило своим гражданам, включая предпринимателей, вполне сносную жизнь на основе быстрого экономического роста.
Дело, очевидно, заключается не в. степени экономической свободы и не в количестве государственного регулирования. Важно, чтобы это регулирование было эффективным, ориентирующим свободных предпринимателей на общественно полезную деятельность, создающим условия для роста производства общественно полезных благ и самореализации граждан в созидательном творчестве и труде. Важен состав приоритетов экономической политики и определяющих интересов. Важно соответствие декларируемых целей и планируемых средств их достижения. Пока получается, что за декларируемыми популистскими целями скрывается навязывание государству политики обслуживания интересов крупного капитала, возникшего на основе присвоения бывшей государственной собственности. Эта политика безответственности крупного бизнеса и слабого, подчиненного ему государства. Отсюда и ключевые идеи о дерегулировании, сокращении государственных расходов, сбросе социальной политики на региональный уровень и т.п.
Предлагаемая в "Основных направлениях" экономическая политика не содержит необходимой системы мер по решению главных проблем, стоящих сегодня перед Российским государством. По своему духу она больше подходит слаборазвитому государству, не имеющему ни собственного научно-промышленного, ни интеллектуального потенциала, ни каких-либо перспектив к самостоятельному успешному развитию. Если не удастся должным образом ее изменить, то сохраняющиеся еще объективные возможности преодоления тенденций деградации отечественного научно-производственного потенциала и восстановления способности страны к самостоятельному развитию, выводу экономики на траекторию устойчивого роста через несколько лет исчезнут вследствие лавинообразного выбытия устаревших основных фондов, необратимого разрушения научно-технического потенциала, деградации человеческого фактора.
В интересах выживания страны, восстановления ее экономической мощи, обеспечения условий для устойчивого социально-экономического развития должна быть реализована другая стратегия, ориентированная на рост производства и инвестиций, повышение конкурентоспособности экономики на основе ее структурной перестройки путем стимулирования научно-технического прогресса и освоения ключевых направлений формирования нового технологического уклада.
Такая стратегия была предоставлена президенту и правительству. 25 апреля текущего года Вторым Всероссийским съездом товаропроизводителей утверждена конкретная программа развития реального сектора экономики, подготовленная на основе предложений ведущих экономических институтов страны, объединений товаропроизводителей, рекомендаций Федерального собрания и регионов и совпадающая по своим основным положениям с экономической программой народно-патриотических сил. Ее осуществление консолидирует нацию вокруг созидательных целей быстрого восстановления научно-производственного потенциала страны, экономического роста и подъема общественного благосостояния, будет способствовать становлению отношений социального партнерства, возрождению России в качестве передовой экономической, научно-технической и культурной державы.
С.Ю.ГЛАЗЬЕВ, председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству ("Советская Россия" от 6.07.2000)
|